Гендерные стереотипы начинают формироваться еще в детстве. Вы и глазом моргнуть не успеете, как услышите от своего малыша, что «куклы — это только для девочек», а «голубые футболки — для мальчиков». И даже если сперва такие заявления кажутся совершенно безобидными (опять раздули проблему на пустом месте!), то в будущем они вырастают в довольно вредоносные убеждения.
Мы уже писали о том, как правильно говорить с детьми о гендере так, чтобы в будущем у них не было проблем с гендерными стереотипами, самоидентификацией и восприятием других людей. Теперь давайте на конкретных примерах разберем, как отвечать на вопросы детей о гендере и как деликатно направлять их мышление в менее стереотипное русло.
Для начала давайте определимся с базовым правилом: не говорите своим детям, что они должны думать. Даже если они закатывают глаза, когда вы говорите, что девочки тоже могут играть с машинками — это просто значит, что их точка зрения отлична от вашей. Откуда она взялась — это другой вопрос, и вы вполне можете уточнить у ребенка, откуда у него это убеждение, и почему он с вами не согласен.
Когда ваш ребенок задает вам неожиданные вопросы о гендере или позволяет себе противоречивые высказывания, не спешите с выводами, и не пускайтесь в длинные занудные лекции. Вот несколько примеров того, как можно реагировать на самые распространенные заявления о гендере.
В чем проблема: Когда мы говорим, что мальчик выглядит как девочка или наоборот, мы автоматически предполагаем, что существуют определенные правила того, как должен выглядеть мальчик, и как должна выглядеть девочка. Убежденные в этом дети в будущем могут начать травить тех, кто не соответствует их представлениям о гендерной идентичности.
Также они вряд ли захотят экспериментировать в поисках своего собственного стиля, ограничиваясь лишь теми трендами в одежде и поведении, которые соответствуют их гендеру. Другими словами, они начнут воспринимать себя самих и окружающих в рамках ограниченных гендерных стереотипов.
Как ответить: «Почему ты думаешь, что это человек выглядит как девочка?». Нередко дети предполагают, что кто-то является девочкой или выглядит как девочка, из-за длинных волос. Покажите ребенку примеры мужчин и мальчиков с длинными волосами, чтобы он убедился в том, что длина волос и прическа не определяют гендер человека (так же, как и цвет одежды, и род занятий, и выбор увлечений и игрушек).
В чем проблема: Никто не хочет ответить на этот вопрос неправильно. Однако если ваш ребенок задает вам этот вопрос, то, скорее всего, делает это из искреннего любопытства. Он хочет структурировать мир вокруг себя, разделяя встреченных людей на «мальчиков» и «девочек», однако в реальности все может быть не так просто.
Как ответить: «Я не знаю. Надо спросить». Такой ответ дает ребенку понять, что нельзя угадать чужой гендер, основываясь на внешнем виде. Гендерная идентичность человека может не совпадать с его внешним видом (как раз подробно объясняли это тут), а потому не стоит строить предположения — всегда лучше спросить напрямую.
В чем проблема: Подобные суждения приводят к тому, что девочки не верят в то, что они могут стать учеными, а мальчики — танцовщиками балета. Даже если говорить только об одежде, то у детей формируются гораздо более здоровые отношения с собственной идентичностью, если им предоставляют возможность свободно экспериментировать и пробовать себя в новых ролях.
Как ответить: «Вообще-то платья для всех, кто хочет их носить». Иногда детям нужна наша помощь для того, чтобы преодолеть собственные стереотипы. Если вы столкнулись с сильным сопротивлением, то сперва стоит узнать, откуда у ребенка возникли эти убеждения, и почему он так не хочет с ними расставаться.
В чем проблема: Мы не хотим, чтобы наши дети росли заложниками стереотипов. Да, многие мальчики ведут себя грубо или жестоко. Но ведь есть и девочки, которые ведут себя так же. А еще есть много девочек и мальчиков, которые ведут себя дружелюбно, и с которыми приятно общаться.
Как ответить: «Расскажи мне о мальчиках в своем классе (группе). Есть среди них те, с кем тебе нравится играть?». Если в одном классе с вашей дочерью учатся мальчики, которые гоняют девочек по двору и дергают их за косички, то тут сложно спорить с тем, что они ведут себя грубо и неправильно.
Однако наверняка найдутся и те, кто ведет себя намного приятнее, и после того, как вы закончили обсуждать тех, кто расстроил вашего ребенка, вспомните и о тех, кто не вписывается в этот стереотип. Это вообще хороший способ бороться с любыми обобщениями вроде «Все мальчики неряхи» или «Все девочки слабые».
В чем проблема: Когда мы предполагаем, что всех людей можно четко разделить на две части по гендерному признаку, мы создаем определенный дискомфорт для детей, которые испытывают сложности со своей гендерной идентичностью, а также укрепляем убеждение в том, что существует всего два гендера (что, опять-таки, может привести к травле и проблемам идентичности).
Как ответить: «Давай попробуем по-другому. Например, разделим детей на тех, кто больше любит мороженое, и тех, что больше любит печеньки». Существует множество способов разделить детей на группы, если это необходимо для игр или других командных мероприятий, и они совсем не обязательно должны быть привязаны к гендеру. Если вы заметили, что такое разделение часто использует учительница или воспитательница вашего ребенка, вы можете попробовать деликатно предложить ей альтернативные способы разбивать детей на команды.
В чем проблема: Когда тоддлеры учатся говорить, они не сразу способны разобраться с корректными местоимениями, которые надо использовать. То, что они их путают — это естественная часть их развития. Но стоит ли каждый раз поправлять своего ребенка?
Как ответить: «Твой дядя — это „он“, потому что он мужчина, а к мужчинам чаще его применяют местоимение „он“». Нет ничего плохого в том, чтобы поправить своего ребенка, если вы точно знаете, к какому гендеру относится человек.
Иногда в гендерах путаются не только дети, но и незнакомые взрослые, которые могут назвать вашего сына «дочкой» или наоборот.
Как ответить: «Спасибо!». В большинстве случаев вы можете не поправлять незнакомца, который перепутал гендер вашего ребенка. Например, если ребенок слишком мал для того, чтобы понимать, что о нем сказали, или если у ребенка услышанный комплимент не вызвал возмущения.
В других случаях ребенок способен сам за себя постоять, сказав случайному прохожему «Вообще-то я мальчик!» или, если вы заметили, что неудачный комплимент расстроил вашего ребенка, то тогда все же стоит вмешаться и восстановить гендерную справедливость.