Самые триггерные моменты из «Гарри Поттера» с точки зрения родителей подростков: разбор психолога

Алкоголь, травля, плохая компания.

Кадр: «Гарри Поттер и Орден Феникса»

Казалось бы, еще совсем недавно мы мечтали попасть в Косой переулок, заиметь ручную сову или стать обладателем волшебной палочки. Но как-то внезапно выросли, и вот уже наши дети сопереживают Гарри Поттеру и завидуют его невероятным приключениям.

А у тех, кому сейчас девять—11 лет, и вовсе появился шанс перевоплотиться в любимых героев. Телекомпания HBO запланировала съемки нового сериала по книгам о Гарри Поттере и начинает искать на главные роли детей этого возраста из Великобритании и Ирландии. Интересно, какими они будут? Смогут ли покорить зрителей, как прежние Гермиона, Гарри, Рон и Малфой?

В любом случае задача перед создателями стоит непростая. И пока мы ждем выхода нового сериала, предлагаем вспомнить, за что мы так любим старый фильм.

В этот раз мы решили оценить его с точки зрения родителей. Ведь несмотря на всю сказочность, это история о жизни и взрослении детей. Герои сталкиваются со всеми сложностями и проблемами подросткового возраста, с переживаниями и страхами, с первой любовью, с первыми потерями. Они дружат, ссорятся, предают. У них формируется характер и меняется взгляд на жизнь.

Мы выбрали самые триггерные моменты сериала с точки зрения родителей подростков и спросили у психолога Юлии Петровой, чему же они на самом деле нас учат.

Юлия Петрова

Психолог для детей и взрослых

Кадр: «Гарри Поттер и Принц-Полукровка»

Дети и алкоголь: начало взрослой жизни

В одном из эпизодов фильма герои пьют в баре сливочное пиво. И хотя напиток этот готовят из ириса, сахара и воды, очевидно, что это сказочный аналог слабоалкогольных напитков, и у родителей эта сцена может вызвать вопросы. Ведь получается, что даже волшебные герои взрослеют, поддаются соблазнам. Не сподвигнут ли они на подобные «подвиги» наших детей?

Комментарий психолога Юлии Петровой:

В этой сцене очень важен контекст. Обратите внимание: дети не просто пьют что-то запрещенное где-то на задворках «Хогвартса», не покупают пиво тайком у старшеклассников. Все происходит в Хогсмиде, в пабе «Три метлы» в присутствии (а значит, под присмотром) других взрослых. Взрослые не закатывают глаза и не читают нотаций. У подростков есть доступ в мир, где они видят культуру употребления алкогольных напитков, которые в силу возраста вызывают у них интерес и любопытство.

Они видят разные ситуации, к которым приводит употребление алкоголя. И на примере взрослых учатся в том числе и технике безопасности. Например, тому, что, если человек выпил лишнего, лучше проводить его домой, а не оставлять одного в потенциально опасной ситуации.

Возможность получить этот опыт под контролем и при поддержке взрослых очень ценна. И если учесть, что пробовать алкоголь подростки все равно будут, лучше делать это в таких тепличных условиях. Разговаривать со своим ребенком, объяснять ему, что такое алкоголь, удовлетворить его любопытство и объяснить правила безопасности, а не отмахнуться — это очень хорошая практика.

Интересное по теме

«Винные мамы»: зачем мы все время шутим про алкоголь и родительство?

Кадр: «Гарри Поттер и Орден Феникса»

«Эмоциональный диапазон как у зубочистки»: первая любовь и другие эмоции

Один из лучших эпизодов фильма с точки зрения психологии подростков — это разговор о первом поцелуе Гарри Поттера. Его можно считать отличной иллюстрацией того, какие мы разные и как по-разному можем переживать одну и ту же ситуацию.

Гарри рассказывает друзьям о том, что поцеловал девушку и беспокоится: после поцелуя она заплакала. Рон тут же начинает зубоскалить: «Неужели ты так плохо целуешься, Гарри?» Гермионе же близки и понятны чувства подруги. Когда она пытается объяснить Рону причины слез девушки, тот теряется:

— Нельзя же столько всего чувствовать сразу, тебя может разорвать! — восклицает он.

— Просто у тебя эмоциональный диапазон как у зубочистки, — парирует Гермиона.

Комментарий психолога Юлии Петровой:

Эта ситуаций куда глубже, чем кажется на первый взгляд. Подростки переживают очень непростое и даже пугающее время. Они развиваются не только интеллектуально, физически и эмоционально. В этом возрасте происходит активное сексуальное развитие. И это — «темная материя», которую неловко обсуждать. Даже если мы вооружаем детей полезной информацией о том, как меняется тело, о репродуктивной системе, контрацепции, это мало помогает им в опыте первых поцелуев. Как правило, таким опытом им комфортнее делиться с друзьями.

Когда Гарри рассказывает о своем опыте, мы видим две противоположные реакции: своей шуткой Рон пытается снять напряжение и волнение, которое они все испытывают. Гермиона же пытается успокоить Гарри по-своему, дает ему эмоциональную поддержку, объясняя чувства девушки, которая переживает трудный момент.

Это очень показательно и учит нас тому, что поддержка может быть разной, люди могут реагировать по-разному. Главное, чтобы в подобных ситуациях у ребенка были люди, которые могут выслушать и поддержать.

Интересное по теме

«Очень легко застрять во взрослых переживаниях и упустить из виду то, что важно для подростков»: почему старшим школьникам важна поддержка родителей

Кадр: «Гарри Поттер и Дары Смерти»

Влияние плохой компании и важный выбор

Драко Малфой — неординарный персонаж. Плохой-неплохой герой-антигерой, ему приходится разрываться между статусной семьей, богатством, сомнительными ценностями и тем, что ему подсказывает сердце. В критической ситуации он находит в себе силы и не выдает Гарри. Это отличная метафора ситуации эмоционально сложного выбора. Похожее происходит, когда ребенок попадает под влияние плохой компании, но в конце концов находит в себе силы поступить им наперекор.

Комментарий психолога Юлии Петровой:

Драко Малфой — удивительно глубокий персонаж, наблюдать за которым очень интересно. Он невероятно уязвим, потому что он прячет свою слабость. Его слабость заключается в трусости, и эту черту характера он перенял от отца (возможно, тот и не хотел бы быть на темной стороне, но страх перед Волан-де-Мортом вынудил его принять такое решение). Драко постоянно пытается спрятать свою слабость за высокомерием. Он кичится происхождением и богатством и, казалось бы, считает себя на голову выше остальных героев. Почему же тогда он задирает бедняка Рона, сироту Гарри и Гермиону, девочку не самого «благородного» происхождения?

Дело в том, что эти ребята находятся в контакте со своей уязвимостью, не прячут ее. Рон донашивает одежду за братьями, но не стыдится этого, ведь у него добрая и любящая семья, Гермиона не самоутверждается за счет других, не отказывается от своей семьи, как и Гарри. Они «зеркалят» уязвимость Малфоя. Когда Драко смотрит на них, то видит свою слабость и спешит отвернуться.

Жизнь в «Хогвартсе» показывает Драко другой путь. Учит, что у всех, даже у самых сильных и умных, есть слабости и больные места. Важно не бояться себе в этом признаться. Выбор, который Драко делает в конце, говорит о том, что он все же решается встретиться со своей уязвимостью, принять ее и в своей слабости обретает силу.

Интересное по теме

Ты остаешься собой, даже став матерью: 7 вещей, которым «Гарри Поттер» научил нас как родителей

Кадр: «Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 2»

Опасность, дружба и становление личности

Рон, Гермиона и Гарри спасают Драко и его друга от огня в выручай-комнате, подвергая себя опасности.


— Если мы из-за них погибнем, я тебя убью, Гарри, — кричит Рон.

В этой истории положительные герои не подружатся со злодеями, никто не изменится по волшебству. Но важно здесь то, что подростки понимают ценность жизни. Несмотря на разногласия, на разные социальные статусы, на обиды, герои принимают правильное решение — быть в первую очередь людьми, не решать, кому жить и кому умирать.

Комментарий психолога Юлии Петровой:

Эта ситуация действительно учит нас понимать ценность человеческой жизни. Показывает, что никто не становится лучше, видя смерть своих врагов. Когда Гарри находится на границе между жизнью и смертью, он встречается с Дамблдором. Там они видят Волан-де-Морта и волшебник объясняет Гарри: «Таким людям нужны любовь и понимание, чтобы они не превращались в чудовищ».

Гарри спасает Малфоя, потому что понимает: тому пришлось нелегко, он не знает любви и преданности, не испытывал доброго к себе отношения. И если не дать ему возможность ощутить все это по отношению к себе, то он либо погибнет, либо превратится в следующего Волан-де-Морта.

Кадр: «Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 2»

Гадкие утята, травля и мотивация к изменениям

Невилл Долгопупс — неуклюжий увалень почти без способностей к магии. Его воспитала бабушка, он вечно все забывает, теряет, и никто не воспринимает его всерьез. Ему приходится нелегко. То, что происходит с ним в «Хогвартсе», очень похоже на травлю из обычной жизни. В конце фильма Невилл полностью меняется: осваивает магию, убивает змею Нагайну и спасает Гермиону и Рона от неминуемой гибели. А еще поднимает боевой дух всем, кто почти сдался в борьбе:

«Это неважно, что Гарри умер. <…> Люди умирают каждый день! Друзья, родные… Сегодня погиб Гарри. Но он все еще с нами! Вот здесь! Как и Фред, и Римус, Тонкс. Они все. Они погибли не напрасно! В отличие от тебя! Потому что ты ошибаешься! Сердце Гарри билось за нас! За всех нас! Ничего еще не кончено!!!»»

Словом, из гадкого утенка становится крутым лебедем. Чем не мотивация для подростков, которые часто чувствуют себя как Невилл в начале фильма?

Комментарий психолога Юлии Петровой:

Наблюдать за развитием этого персонажа особенно интересно. Ведь Невилл и Гарри на самом деле очень похожи. Оба они сироты, их родителей убили. Но Невилла воспитала гиперопекающая бабушка, а Гарри рос в условиях гипоопеки — когда даже базовые потребности ребенка не удовлетворяются. И удивительным образом симптомы и последствия этих ситуаций очень схожи. Оба они проходят через трудные ситуации и вынуждены с ними справляться.

Все шишки, которые летят на Невилла, все насмешки не ожесточают его, он не выбирает путь злодея, а лишь закаляется, становится сильнее. Когда приходит момент и все, кто рассчитывал на Гарри, сдаются, именно Невилл находит в себе силы идти дальше и мотивировать остальных. Ведь он не привык ни на кого рассчитывать и надеяться. Он знает, что, даже если ты упал, нужно подняться. Именно этому учит нас персонаж Невилла. Если жизнь дала тебе лимоны — делай сок, пеки пироги, пей чай с лимоном и угощай друзей.