О чем вы думаете, когда слышите словосочетание «детский массаж»? Невозмутимая массажистка, плачущий младенец, неуютный холод поликлиник, клеенка, пеленка и последняя надежда на то, что вот-вот ваш ребенок наконец-то сядет, поползет, сделает первый шаг?
Игорь Новокриницкий, детский массажист и эксперт по раннему двигательному развитию, уверен, что ассоциации могут быть совсем другими: качественное время тактильного общения, знакомство с особенностями тела вашего ребенка и основами двигательного развития, становление привязанности, близости и доверия. Самое главное — понимать, зачем нужен массаж и как его делать.
Народы, традиционно заботившиеся о поддержании тела человека сильным и здоровым, с древних времен используют свои варианты детского массажа.
Например, в Индии — это йога, аюрведа и детский массаж шантала. А в Китае, где практикуют цигун, существует особый массаж, который делают через одежду. Распространен традиционный детский массаж и на Африканском континенте, и в Индонезии. На Западе, где в Средние века господствовала церковь с мыслью усмирения плоти и аскетизма, массажа не было.
Однако во второй половине XX века французский акушер-гинеколог, «пионер мягких родов» Фредерик Лебойе внедрил на Западе аюрведические приемы детского массажа. В его системе ценностей массаж в первую очередь — это общение родителя и ребенка, мягкие касания, поддержка и принятие, формирование привязанности.
В СССР детский массаж активно внедрялся на уровне государства и медицины: детей надо было максимально быстро подготовить к самостоятельному существованию, ведь родители нужны были стране на заводах и фабриках. Для укрепления результата сеанс дополнился комплексом упражнений, а выполнять процедуру предписано было медикам. Основная цель — форсировать развитие ребенка.
Повышенные нагрузки;
Пренебрежение потребностями ребенка;
Отсутствие постепенной адаптации к занятиям;
Чужие руки и неудобное пространство;
Представление о теле малыша как об уменьшенной копии тела взрослого;
Недостаточные знания физиологии развития ребенка на первом году жизни;
Как следствие: слезы и стресс для обеих сторон.
Были ли плюсы у «принудительного» массажа, который практиковали в СССР? Да, после целенаправленной двигательной активности у ребенка зачастую действительно случается прогресс, он начинает лучше осознавать границы своего тела и учится им управлять. Но оправдывает ли цель средства? Можно ли отказаться от массажа, если все более-менее в порядке?
Ученые из Нидерландского Института нейронаук выяснили, что окситоцин, который выделяется в результате объятий, поглаживаний и прикосновений (особое внимание авторы исследования уделяют контакту родителя и ребенка), не просто способствует ощущению счастья, но также влияет на снижение тревоги, укрепление привязанности и развитие мозга.
Первое касание «кожа к коже» случается сразу после родов (многие традиционные культуры практиковали это инстинктивно), такой контакт вызывает выброс окситоцина, известного как «гормон любви», у мамы. Это помогает матке сокращаться, что уменьшает кровотечение, а также согревает тело матери и успокаивает ребенка, приводит к уменьшению плача и снижению уровня гипогликемии.
В течение первого года жизни любые, даже самые легкие поглаживания влияют на развитие ребенка. Они дают сигнал в мозг малыша о границах его тела: если раньше ребенок был неотделим от матери, то теперь он стал самостоятельным человеком, хоть пока и не знает, где кончается его тело и начинается тело родителя. Массаж помогает ему это почувствовать. Благодаря массажу можно избавиться от физиологического напряжения мышц, сформировать крепкий мышечный корсет, поддержать необходимую двигательную активность.
Самое интересное, что массаж малыша удивительным образом действует успокаивающе и на родителя, который его выполняет.
Чтобы все сложилось удачно, необходимы следующие условия:
родительские руки + знания о физиологии развития грудничка;
дозированная нагрузка в течение дня + индивидуально адаптированная под малыша программа физического развития;
близость и забота родителя + контроль со стороны профессионала.
Самое простое и в то же время чрезвычайно полезное занятие — упражнение «Схема тела». Выполнять его можно с с двух с половиной-трех месяцев и до года, а вариации — можно и дольше.
Оно помогает ребенку осознать центр своего тела, а также запомнить и понять, где какие находятся части тела. Практику можно дополнять песенками, прибаутками, стишками. Чем больше органов чувств ребенка будет задействовано одновременно (слух, зрение, тактильный контакт), тем лучше для развития мозга.
Сядьте на пол спиной к стене, обопритесь об нее, ноги согните в коленях.
Ребенка положите под углом 45 градусов на колени лицом к себе, ножки могут быть согнуты, могут быть приподняты вам на грудь.
По очереди касайтесь то левой, то правой кисти ручки ребенка его носика, лобика, ротика и проговаривайте название этих частей тела.
Почему с двух половиной месяцев, а не раньше? Потому что именно в этом возрасте мозг ребенка начинает осознавать центр тела, и малыш начинает тянуть обе ручки в рот сам, без вашего участия, а наша задача не форсировать, не «бежать впереди паровоза», а бережно поддержать новые двигательные навыки.
Еще один, успокаивающий массаж стопы малыша, способствует засыпанию, делается очень просто: по верхней части стопы ребёнка сразу под пальчиками проводите с легким нажимом линию от большого пальца к мизинцу, повторять можно много раз.
Удобно делать параллельно сразу на двух ножках, обхватив своими руками стопы младенца, а большим пальцем проводя массажную линию.
Массаж стопы малыша для тренировки мышц делать очень просто: нажмите малышу на пяточку — он растопырит пальчики, нажмите в верхней части стопы сразу под пальцами в центре — ребенок сожмет пальчики в «кулачок». Сделайте так три-пять раз за подход.
Этот и предыдущий массаж можно делать с месяца.
Любое упражнение должно выполняться в соответствии с уровнем моторного развития ребенка (моторным онтогенезом), а именно этим нюансом часто пренебрегают специалисты с морально устаревшими знаниями — их просто этому не учили.
Важно отметить, что домашние занятия будут достаточными и рекомендуются в первую очередь детям без нарушений развития. Детям с ДЦП и другими значимыми неврологическими особенностями обязательно требуется специалист-реабилитолог.
НЭН-курс