Поначалу-то оно, конечно, можно объявить себя родителем, свободным от пережитков прошлого, вроде Чуковского и Агнии Львовны, петь младенцу Radiohead вместо колыбельной и читать ему хоть Донну Тартт. Но в конце концов любой родитель обращается к рогатой козе, сороке-белобоке и веселому звонкому мячу. Все потому, что рифмованные строки — отличный способ коммуникации с ребенком. И вам несложно, и ему весело.
Но многие на этом этапе сталкиваются с проблемой: непонятно, что почитать ребенку, кроме народных потешек и советской классики, которая некоторым современным родителям кажется то не слишком педагогичной, то слишком кровожадной. Что делать? Читать современных поэтов! Специально для НЭН детский книжный клуб «Читариум» сделал подборку прекрасных современных российских поэтов, книги которых вы смело можете добавить в домашнюю библиотеку.
В современном отечественном книгоиздательстве можно надыбать очень приятных стишат. Без архаизмов, выходящих из маминой из спальни кривоногими и хромыми. Без нравоучений о том, что такое плохо. Легких детских стихов, с ненавязчивым юмором, современной речью, в красивых, а иногда даже очень красивых, иллюстрациях. Стихи, которые даже приятно декламировать наизусть.
АНАСТАСИЯ ОРЛОВА
Анастасия Орлова растит сыновей и пишет детские книги, обживая и обустраивая свой дружелюбный и приветливый мир. Иногда она выступает в прозе, но даже тогда наполненные узнаваемыми образами миниатюры выдают натуру поэтическую, нежную, небанально воспринимающую явления и события повседневной жизни. Для самых-самых маленьких «Яблочки-пятки» и красочные картонки из серии «Мир большой-большой», а для всех остальных — «Маленький-маленький ветер» и «Сонная книга».
Из лосенка вырос лось.
Как мне это удалось?
МИХАИЛ ЯСНОВ
Можно любить или не любить этого стахановца в мире детской поэзии, но сборники серии «Библиотека Михаила Яснова», выпускаемые издательством «Клевер», выполняют отличную задачу знакомства сразу с целой командой поэтов. «Зимний зверинец», «Слон и скрипка», «Колесо обозрения», «Моя семья и я» — в каждой книге не меньше пары десятков авторов! Сам Яснов тоже большой молодец — умеет посмотреть на мир глазами ребенка, описать события так, будто ему четыре года, и он, высунув изо рта кончик языка, с любопытством проверяет, как этот мир функционирует под натиском детской логики.
Мишка в улей влез, и вот —
с лапы каплет сладкий мед.
Еж над ним смеяться начал:
Медвежонок насвинячил!
— Что за шутки? — тот ответил,
— Я — медведь! Я намедведил!
СЕРГЕЙ МАХОТИН
Сергей Махотин — детский писатель со стажем, публикуется аж с 1976 года — тогда и многих родителей-то, наших читателей, еще не было. Нам же очень нравится книга про маленького медвежонка, который решил стать большим — «Я сам». Прекрасные стихи аккомпанируют иллюстрациям (или наоборот?) Андрея Аринушкина — главного художника французских котов и медведей. Мило, ритмично, педагогично!
Сам завтрак приготовить
Сегодня я решил
На хлеб душистый масло
Намазать поспешил.
Да здравствуйте какао,
И мед, и круассан!
Чудесный вкусный завтрак!
Его я сделал САМ!
МАША РУПАСОВА
Маша Рупасова — детский поэт, чьи стихи мгновенно оседают в памяти и становятся палочкой-выручалочкой если не на все, то на очень многие случаи детской и взрослой жизни. Сборник «Едет мамин человечек» посвящен первому году жизни. Некоторые стихи написаны от имени мамы, некоторые — от имени младенца. Сложно представить, что мог бы сказать младенец? А он обретает собственный голос, причем поэтический! Дети растут быстро — открывайте вместе сборник «Все в сад!». А вот книга стихов «Шел по городу Луна» — уже серьезней, про мироустройство. Эмоционально, ласково, терапевтично!
Куличики, нет, не вечны. Поплачь, дорогой, конечно.
Поплачь, дорогой, над ними. — А мама тебя обнимет.
Поплакал. Суров. Спокоен. Подтягивает носочек.
Иди, одинокий воин. Иди, покоряй песочек.
И на этом можно было бы либо остановиться, либо предложить еще пару-тройку названий, которых публикует, например, издательство «Самокат» в большой «Поэтической серии» — «Кто такие сутки?», «Сколько хочешь крокодилов», «Шел хомяк в пиджаке», «Стихи с горчицей», «Когда некогда» и прочих. А еще можно заявить вот что: мы искренне считаем, что иностранная поэзия для детей в переводах талантливых Марины Бородицкой, Георгия Кружкова, Марии Галиной, Аркадия Штыпеля — это уже наша поэзия. Кто сомневается — найдите «Груффало» в оригинале и сравните.
Поэтому если все-таки не лежит душа родителя к российским авторам, смело берите Джулию Дональдсон («Улитка и кит», «Груффало»), Андреа Бети, Питера Бентли («Принц и свинтус») и даже классиков — Алана Милна «Кристофер Робин и все-все-все. Сборник стихов» и Эдварда Лира «Лимерики», «Про то, чего не может быть». Занятия с детьми должны быть приятны всем сторонам процесса. Выбирайте то, что любите сами, из того, что понятно и симпатично ребенку. Выбирайте и читайте книги с детьми и с удовольствием!
А как избавиться от уже принесенных заботливыми бабушками Мойдодыров и безымянных рифмователей с векторными картинками, мы советовать не будем. Это вы уже как-нибудь сами.