Как правильно вести себя с людьми с особенностями? Как правильно рассказывать об особенностях развития своим детям? Эксперты Фонда помощи детям и молодежи «Обнаженные сердца» подготовили специальную инструкцию, которая подскажет, как ответить на эти вопросы.
Если ваш ребенок задает вопросы о ментальной или физической инвалидности, не переводите разговор на другую тему. Постарайтесь использовать простой и доступный̆ язык. Говорите не о конкретных медицинских диагнозах, а о поведении человека (например, трудно ходить или говорить, не пользуется зрением, общается с помощью языка жестов и т.д.).
Начните с того, что все люди разные. У одних людей светлые волосы, у других — темные; кто-то очень быстро бегает или высоко прыгает, а кому-то нужна помощь с передвижением, кто-то быстро и хорошо запоминает факты, а кому-то эта задача может быть сложной̆. У всех нас есть сильные стороны и слабости. Но при этом все мы люди и мы любим радоваться простым вещам в жизни. Общению с друзьями и семьей, новым игрушкам, вкусной еде. У всех у нас разные предпочтения — обсудите вашу любимую еду и еду вашего ребенка, подумайте, что любят ее/его друзья.
Если понадобится найти дополнительные ответы, а у вас на данный момент недостаточно информации, вы можете поискать ее позже, сделав этот поиск вместе с ребенком. Например, много информации об особенностях вы можете найти на платформе «Обнаженные сердца онлайн». Ребенку важно, чтобы вы серьезно и уважительно относились к его вопросам.
Первое, что необходимо рассказать: аутизм, синдром Дауна, церебральный паралич — это особенности развития. Это не болезни, ими нельзя заразиться, поэтому не надо называть таких людей «больными» и предлагать ребенку пожалеть их. Дети с особенностями развития могут общаться со сверстниками, играть и учиться вместе.
Некоторым людям труднее выразить и регулировать свои чувства. Люди c аутизмом и другими особенностями развития не являются агрессивными по своей природе. У них может быть повышенная чувствительность к определенным звукам, запахам, тактильным ощущениям. Например, человек с аутизмом может закричать, если ему некомфортно или если он хочет что-то сказать. Научите ребенка не бояться неожиданной̆ реакции. Постарайтесь понять причину поведения и дать человеку время прийти в себя.
При обсуждении людей с особенностями развития, сфокусируйтесь на том, что они могут делать. Например, ребенок с аутизмом может не говорить, но любить играть в компьютерные игры или танцевать под музыку. Некоторые люди с аутизмом и другими особенностями развития не пользуются устной̆ речью. Это не значит, что они не хотят общаться или имеют низкий̆ уровень интеллекта. Они могут использовать для общения средства альтернативной̆ коммуникации (картинки, написанные слова, устройства с голосовым выходом).
Если ребенок в замешательстве при встрече со сверстником с нарушениями развития, не уводите его в сторону и не ругайте. Помогите ему познакомиться и не заостряйте внимание на инвалидности. Ведь несмотря на все особенности, общего у нас больше, чем различий. Вспомните ваше обсуждение о любимой еде, игрушках, мультфильмах. Если обстоятельства позволят, помогите вашему ребенку рассказать о себе и выяснить, что любит ваш новый знакомый/я.
Люди с аутизмом или другими особенностями развития — прежде всего люди. У них те же права и потребности, что и у всех людей: жить в семье, учиться, дружить, быть услышанными. Когда мы говорим о таких людях и общаемся с ними и их близкими, стоит помнить об этом. Принцип «сначала человек» означает, что нам прежде всего нужно видеть человека, его индивидуальность, потребности, интересы, а уже потом его специфические особенности или нарушения.
Кино действительно является для нас одним из важнейших искусств. В последние годы вышло довольно много фильмов о различных особенностях развития.
«Человек дождя» — самый известный фильм о человеке с аутизмом за всю историю мирового кинематографа. Том Круз и Дастин Хоффман играют братьев, и это действительно очень трогательно.
«Анимированная жизнь» — документальное кино про отношения любящего отца и сына с аутизмом. В основу этого фильма легла книга Пулитцеровского лауреата Рона Саскинда. Здесь отец общается с сыном посредством диснеевских мультфильмов и рассказывает о своем опыте.
«Меркурий в опасности» — остросюжетный боевик с Брюсом Уиллисом в главной роли. И особо круто то, что один из героев фильма — 9-летний мальчик с аутизмом, разгадавший секретный шифр ЦРУ.
«Чудо» — это фильм про школу. Мальчик по имени Огги Пуллман с волнением ждет новый учебный год. Ему предстоит впервые отправиться в обычную школу и влиться в коллектив сверстников. До этого момента мальчик получал образование дома, с мамой. Он родился с редким синдромом, из-за которого у него практически отсутствует лицо. Пройдя через множество операций, Огги не утратил присутствие духа и остался добрым и любознательным мальчиком, готовым доказать миру, что внешность второстепенна.
«Звездочки на земле» — еще один фильм про особенных детей в школе. Ишану восемь, и он замечательно рисует. Но у мальчика дислекския, которая не дает ему добиваться академических успехов, а именно этого от него ждут учителя и родители.
Ещё почитать по теме
Как родителям научить детей взаимодействовать со сверстниками с особенностями развития: рекомендации клинического психолога
«Больше всего удручает невежественность, особенно среди врачей»: монологи матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна
«Невозможно подготовиться к рождению первого ребенка. И уж тем более невозможно подготовиться к рождению особенного ребенка»: отрывок из книги Марии Дубовой «Мама, ау»