Уже сейчас человек несколько раз за жизнь меняет профессию. Переучивается, получает новый опыт, обновляет знания. Большинство из нас занимаются такими странными вещами, которые наши бабушки с дедушками даже вообразить не могли. А мир становится все быстрее, даже врачам приходится полностью обновлять свои знания каждые пять лет.
Родительская схема «получи нормальную профессию, которая всегда тебя прокормит, а потом делай, что хочешь» — перестала работать. Просто потому, что мы не знаем, какая именно профессия будет востребована через двадцать лет, когда наши дети начнут работать. Или через пятьдесят, когда они все еще будут активными участниками рынка труда.
Мы не можем дать им знаний, нужных для будущей жизни и работы. Но мы можем научить их необходимым компетенциям! Учиться новому, развивать социальные связи и эмоциональный интеллект. Легко переключаться между заданиями. Вовремя отказываться от старых планов, если они показали свою неэффективность. Искать и проверять информацию. Сомневаться. Дискутировать, отстаивая свое мнение. Слушать чужие идеи. Просить совета. Делегировать полномочия. Признавать ошибки, не впадая в ужас и чувство вины. Спокойно идти дальше, после того, как упал, ошибся и проиграл.
…То есть нашим детям больше всего нужны такие знания, умения и компетенции, которые не дает традиционная школа! И дело даже не в том, что знания в учебниках успевают устареть еще до выпуска книг из типографии. А в том, что обычная школа до сих пор работает по стандартам германских гимназий 1755 года. Тех, которые учили детей дисциплине и подчинению старшим. Где было возможно только одно правильное мнение, а источником знаний мог быть только учитель и учебник. Где надо было много учить наизусть и мало анализировать.
Если говорить глобально, концепция VUCA-мира (нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность) требует от детей лабильности и гибкости. Дети должны уметь не только учиться, но и разучиваться. Должны знать о том, что их образование сейчас не ограничивается школой и университетом, а длится всю жизнь (lifelong learning, то есть «пожизненное обучение»). А для этого — у них не должна пропадать тяга к знаниям. Первоклашки впитывают информацию, они отлично запоминают, они готовы задавать миллион вопросов и умеют удивляться. Они мечтают узнать что-то новое! А вместо этого их ругают за то, что в тетрадке они отступают две, а не три клетки сверху, делают помарки или хотят попробовать сделать все по-своему.
А если сравнить традиционный и современный подход детально, то мы наглядно увидим разницу, которая приводит к формированию «гибких личностей», умеющих думать, анализировать, ошибаться, понимать себя и поддерживать других.
Традиционная система считает более образованным того, кто держит в памяти больше информации.
Современная система считает, что все запомнить просто невозможно, информации в мире слишком много! Поэтому образованный человек должен уметь добывать знания. Работать с источниками. И главное — все время перепроверять имеющуюся у него информацию, потому что она постоянно обновляется, уточняется и видоизменяется.
В традиционной школе учитель рассказывает, ученики слушают, записывают и заучивают.
Современный подход предполагает, что учащиеся добывают знания вместе с учителем в процессе обсуждения, дискуссии и различных экспериментов. Сами выращивают растения на биологии, сами выбирают, что читать.
На традиционных уроках литературы школьники пытаются понять, что хотел сказать автор. Если не угадают, то учитель подскажет.
На современных — ученик должен уметь в дискуссии доказывать разные точки зрения. Нет, не «свою точку зрения», а разные. Взглянуть на одну и ту же ситуацию глазами Фамусова, Чацкого или Лизаньки. Вопреки устоявшимся стереотипам, современная школа не учит «иметь свое мнение по любым вопросам», она учит умению аргументировать. Защищать любую позицию с помощью логики, рассуждений и дискуссий. Умение видеть логику любой позиции и спорить не на эмоциях, а аргументированно — крайне важное умение для современного человека.
Традиционный подход предполагает соревновательность. Лучше, выше, сильнее! Петя отличник, а Маша двоечница. Маша быстро бегает, а Пете надо есть меньше булочек. Ты сам за себя, а вокруг — твои конкуренты.
Современная школа говорит о том, что умение работать в команде, разделять ответственность и поддерживать друг друга — гораздо более нужный в работе и жизни навык, нежели умение всех победить. Известная легенда об «успешных троечниках» имеет под собой вполне объективную базу: многие троечники стали успешными не потому, что вовремя перестали зубрить математику и химию, а потому что им приходилось крутиться. Выкручиваться! Договариваться с учителями, поддерживать хорошие отношения с одноклассниками, просить помощи, убеждать, «заговаривать зубы». То есть развивать те самые софт-скиллы, о которых мы так много говорили выше. Современная школа позволяет их развить всем детям — вне зависимости от того, как хорошо тем дается органическая химия и бег на скорость. Когда-нибудь бегунья Маша поступит в институт физкультуры и ей придется серьезно засесть за уроки анатомии, а любитель булочек через десять лет выведет свой отдел на благотворительный забег и так увлечется подготовкой к нему, что случайно обгонит всех своих спортивных коллег. В этом еще одно важное преимущество современного подхода: школа не раздает ярлыков! Не делит детей на успешных и наоборот. На умных и спортивных. Популярных и аутсайдеров. Потому что, как мы писали выше, — жизнь длинная и ситуация может измениться неожиданно и очень быстро.
Традиционная школа крайне формализирована. Ты можешь решить задачу абсолютно правильно, но тебе поставят три за грязь, помарки, плохой почерк или не тот способ решения, который требует учитель.
В современной школе содержание важнее формы. Детям разрешают решать задачи не только через пропорцию, которую они только что изучили. Если ребенок написал крутое сочинение, то совершенно не важно, сколько строк он пропустил между словосочетанием «Домашняя работа» и названием «Как я провел лето». А также, какого цвета ручку (карандаш, фломастер, кисточку) он для этого использовал. Недавно в Твиттере появился тред — пользователь @Bakeshka написал, что в финских школах детям всегда разрешали писать простым карандашом, а в СССР — исключительно ручкой (и делают это до сих пор!). Возможность самому найти ошибку, стереть ее ластиком и исправить приводило к хорошей оценке и похвале. В традиционной школе за то, что ребенок проверял себя и пытался улучшить работу — оценку снижают, ведь исправление ручки приводит к «грязи» в тетради. Поднимите руку, если вы тоже теперь боитесь начинать новое, потому что не уверены, что можете сделать все идеально с первого раза.
В традиционной школе все должны усваивать материал с одинаковой скоростью. Но так как среднего ребенка в вакууме родить еще никому не удалось, то в результате половина класса на уроке изнывает со скуки — ну, сколько можно долбить одно и то же! Вторая половина сидит со стеклянными глазами в полном ужасе, потому что учитель говорит что-то очень страшное и непонятное. А спросить нельзя — ведь одноклассники будут смеяться, учитель — в лучшем случае вздыхать и закатывать глаза.
Современный подход предполагает деление на небольшие группы. Индивидуальный подход и скорость. Математику и рисование ты можешь изучать очень глубоко, а литературу и биологию — только для того, чтобы хорошо сдать ЕГЭ. Кого-то можно посадить решать задачи со звездочкой, а кому-то объяснить еще несколько раз на уроке и после него. Более того, детей учат, что разная скорость усвоения — это абсолютно нормальное явление. Что все люди одарены в разных областях и по-разному. А еще — учат наблюдать за собой и замечать, какие способы обучения тебе подходят лучше всего. Кому-то стоит читать вслух, а кому-то важно рисовать цветочки в тетради, чтобы сосредоточиться на голосе учителя. А некоторым важен тьютор — свой личный взрослый рядом, который поможет сидеть спокойно и принимать участие в уроке.
Моя дочь ходит в альтернативную школу, потому что мне не близки ценности классической образовательной системы, и я хочу, чтобы ребенок не только (и не столько!) получал знания, сколько понимал, из чего они состоят, как поддерживать в себе интерес к новому, как взаимодействовать с миром и людьми в нем, как работать в команде, получать и давать обратную связь экологично и бережно. В общем, для меня важнее академических успехов — во всяком случае сейчас, пока моя дочь в началке — атмосфера, в которой она начинает свой образовательный путь.
Больше всего в традиционной школе мне не нравится то обстоятельство, что у детей нет возможности подойти к решению задачи творчески, высказать свою точку зрения, ошибиться без страха получить плохую оценку или грубость учителя. А ведь все эти вещи сопровождают обучение на всех этапах и совершенно нормальны! Чувствовать и видеть что-то не так, как написано в учебнике, получать неверные результаты и забывать, как пишутся слова. Про загрузку учителей и в целом коллективистский характер обучения в школе все понятно, но даже это все может быть, что называется, с человеческим лицом.
Лена Аверьянова, главная редакторка
Моя восьмилетняя дочь сейчас ходит в хорошую традиционную школу: там не кричат на детей, относятся нежно и с уважением, заботятся. Казалось бы, нам не на что жаловаться, мы избежали всех «ужасов» традиционных школ. Им даже разрешают писать карандашами! Но недавно:
— Мне скучно в школе, — говорит Лея — мы все время делаем одно и то же, я это запомнила еще в сентябре!
— Попроси учителя давать тебе новые темы, более сложные задания? — предлагаю я.
Лея смотрит на меня с величайшей жалостью: она не ожидала от матери подобной наивности, вздыхает:
— Мам, у них нет цели сделать так, чтобы те, кто понимает темы и хорошо себя ведет, — выучил что-то новое. У них есть цель научить хоть чему-то тех, кто вообще ничего не понимает! И сделать так, чтобы они не дрались, не кричали и не бегали по классу. Чтобы они не убились сами и никого случайно не убили. Если ты не доставляешь школе проблем, то тебя просто не замечают.
…В общем мы сейчас ищем ребенку какую-то другую, очевидно, что не традиционную школу.
Алина Фаркаш, руководительница нативной редакции
Одна из самых интересных российских школ, построенных на современных принципах образования — частная общеобразовательная билингвальная BKC Newton School — новый проект школы иностранных языков BKC, которая работает уже 30 лет. Мы бы могли рассказать об академических программах, об обучении на двух языках, о компетенциях преподавателей, дополнительных кружках и курсах. Но при всей прекрасности всего этого, главное в этой школе все же не то, что можно измерить тестами, олимпиадами и медалями (хотя их тут есть и немало)!
Главное — бережный и экологичный подход. Продолжение той поддерживающей заботы, в которой растут наши дети, и о которой мы так много пишем в НЭН. Потому что обычно мы уважительно разговариваем с двухлеткой, признаем его чувства, контейнируем и проговариваем. Даем обратную связь я-сообщениями. Потом ищем ему сад с таким же подходом и принципами… Водим на кружки и отвечаем на миллион вопросов, читаем хорошие книги и ходим на психотерапию, чтобы избавиться от неприятных призраков прошлого. А потом отдаем его в традиционную школу, где его спрашивают, не забыл ли он голову вместо учебника, ругают за помарки и любопытство и черкают красной ручкой по первым старательным прописям.
Поэтому в BKC Newton School мы больше всего ценим глобальный и мультидисциплинарный подход к образованию. Тут дети изучают не только фотосинтез, спряжения глаголов и деление в столбик. Они развиваются по своей индивидуальной шкале в поддерживающей атмосфере, без оценок и конкуренции. Эта свобода, в которой дети не боятся ошибок и критики, учит их проявлять инициативу, делать осознанный выбор, критически мыслить и подвергать сомнению истины. Главное — не только академический потенциал (хотя читать, писать и считать детей тоже обязательно научат), а еще творческий и социальный: когда ученики открыты к любым знаниям, потому что их стремления поощряют и приветствуют. Для этого в школе есть тьюторы — наставники, которые встречаются с ребенком раз в неделю и помогают ему понять, в какой теме он немного просел, а в какой — показал самый классный результат и поэтому можно ускориться и начать изучать интересное глубже и шире. Таким образом ребенок вырабатывает внутреннюю мотивацию и начинает учиться для себя, а не потому что учитель поставит двойку, а родители будут ругать или переживать.
Если родителям хочется сделать так, чтобы ребенка не было страшно отпустить во взрослую жизнь, чтобы он полюбил учебу и интересовался миром вокруг — мы рекомендуем присмотреться к школе.