Служить мужу и подчиняться во всем: кто такие tradwives и почему все о них говорят?

Путеводитель по миру скреп и патриархата.

Скриншот esteecwilliams/tiktok

«Я во всем подчиняюсь и служу своему мужу», — говорит молодая блондинка в TikTok-видео. Ее золотые волосы уложены в идеальные локоны, ее макияж не назвать никак иначе как «кукольным», она одета в розовое платье с рюшами, которое подчеркивает ее фигуру. Ее зовут Эсти Уильямс, ей 25 лет, и она — яркая представительница одного из наиболее заметных и противоречивых интернет-сообществ последней пары лет — сообщества tradwives.

Кто такие tradwives?

Freepik AI Image Generator | Picasso

Английское слово tradwife образовалось путем сокращения двух слов — traditional («традиционная») и wife («жена»). Кто такая «традиционная жена»? Термин говорит сам за себя — это замужняя женщина, которая строит свою жизнь в соответствии с традиционными (читай: патриархальными) ценностями и во всем подчиняется воле своего мужа. Подчинение и служение вообще занимают центральную позицию в идеологии tradwives.

Они убеждены, что предназначение любой женщины в том, чтобы быть женой и матерью, нести на себе все бытовые задачи, радовать глаз супруга-добытчика и поддерживать его во всем — во многом потому, что такой порядок вещей закреплен в Библии, на которую tradwives очень часто ссылаются. Муж в системе ценностей традиционных жен занимает ключевую позицию, тогда как сами они добровольно и охотно уходят на второй план — и другим советуют через свои многочисленные соцсети.

Традиционные жены активно ведут блоги на самых разных платформах — от YouTube до TikTok. Есть среди них мастодонты-миллионники (такие, например, как многодетная фермерша Ханна Нилман), есть малоизвестные блогерши с парой сотен подписчиков, а есть настоящие идеологи, среди которых — вышеупомянутая Эсти Уильямс. У Эсти — полмиллиона подписчиков в нескольких соцсетях, а еще у нее идеальная внешность девушки с пинап-плаката и много энергии на донесение до широкой аудитории своих ценностей.

Интересное по теме

Традиционные семейные ценности: устаревший стереотип или единственно верный жизненный уклад?

Так, например, в популярном видео 2023 года, которое активно подхватили американские СМИ, Уильямс рассказывает об основных правилах ее семьи: она не ходит в спортзал без мужа, никогда не просит у него помощи в домашних делах, следит за тем, чтобы и дом, и она сама идеально выглядели к приходу мужа с работы, полностью соглашается с ним по всем финансовым вопросам, не выходит из дома, если на улице темно, не дружит с мужчинами, ну и вообще не делает ничего, что не нравится ее мужу, — от выбора ее одежды до блюд на ужин. Кроме того, Эсти нередко подчеркивает свою неприхотливость — ее видео сняты в сдержанных и не очень современных интерьерах, а в одном из них она отмечает, что отличие традиционных жен от современных женщин в том, что они не пьют дорогой кофе в кофейнях, а заваривают его сами.

Скриншот esteecwilliams/tiktok

Блог Эсти (и многих других традиционных жен) отсылает к американской эстетике 50-х, где женщины представлялись в образе вечно улыбчивых и неунывающих домохозяек, чья основная задача заключалась в том, чтобы ждать мужей с работы, наводить чистоту, готовить ужин, поддерживать себя в «товарном виде» и наливать бокальчик мартини, чтобы встретить им тяжело работающего мужа с порога. Та часть истории, в которой идеальные домохозяйки страдают от депрессивных и тревожных расстройств, а также систематически подвергаются домашнему насилию, не всплывает в потоке контента современных tradwives, а жаль (но к этому мы вернемся чуть позже).

Откуда вообще берутся традиционные жены?

Если вы хоть немного следите за развитием мировой гендерной повестки за последние несколько десятков лет, то вы наверняка заметили, что женщины во многих странах мира стараются активно дистанцироваться от традиционных гендерных ролей (ну или хотя бы их диверсифицировать). Для многих право «быть женщиной, а не посудомойкой» добывалось потом, кровью и трудом нескольких поколений, а потому армия юных tradwives, которые вдохновенно пропагандируют возврат примерно на сто лет назад, выглядит на просторах интернета весьма неожиданно и неуместно — но при этом пользуется популярностью.

Интересное по теме

Быть домохозяйкой — это не работа, а привилегия? Как бы не так!

Многие исследователи этого феномена объясняют популярность контента, который создают традиционные жены, тем, что он помогает праздному зрителю снизить тревогу, заземлиться, насладиться простой и незатейливой жизнью, в то время как окружающий мир изобилует кризисами и тревожными новостями. Например, именно поэтому принято считать, что первая волна популярности tradwives пришлась на время пандемии, когда люди сидели дома и мучились от неопределенности и тревоги. Тогда-то им на помощь и пришел «традиционный» контент, состряпанный миловидными женщинами в фартуках с рюшами и в винтажных платьях. Они готовили сложносочиненные блюда, пекли торты, качали на руках детей и складывали свежевыстиранное белье — получалась неплохая бытовая медитация.

Среди аудитории известных традиционных жен — женщины, разделяющие их же идеалы, мечтающие выйти замуж за «добытчика», которому можно будет подчиняться, или уже состоящие в отношениях с ним. Вторая обширная категория потребителей tradwife-контента — это гипермаскулинные мужчины, альфа-самцы, тяготеющие к патриархальным ценностям и, конечно же, неиронично убежденные в том, что цель любой женщины — подчиняться и служить мужчине, и делать это с идеальным макияжем и на каблуках. (Эсти Уильямс в своих видео часто делает акцент на том, что концепция «подчинения» не имеет ничего общего с фетишизацией покорных женщин и сексуальными фантазиями многих мужчин, но давайте будем честны друг с другом, вряд ли большинство мужчин-потребителей подобного контента делают это ради рецепта лазаньи или очередной библейской цитаты.)

Интересное по теме

Босая, беременная и на кухне: почему образ американской многодетной фермерши не дает покоя русским мужчинам?

Несмотря на то что традиционные жены создают свой контент из самых разных стран, большинство популярных tradwives — белые американки. Американские традиционные жены не просто демонстрируют широкой публике, как должны выглядеть настоящие семейные ценности, но еще и мягко, но настойчиво склоняют аудиторию в сторону идеалов местной республиканской партии. Та же Эсти Уильямс, например, без обиняков заявляет, что на грядущих президентских выборах собирается поддерживать Дональда Трампа — что, впрочем, неудивительно.

Скриншот esteecwilliams/tiktok

Исследователи феномена tradwives отмечают, что нередко за наглаженными фартуками и свежеприготовленными ужинами медийных традиционных жен скрываются вещи пострашнее морально устаревших взглядов на гендерные роли. Так, например, калифорнийская этнографиня Ноэль Кук провела небольшое расследование и обнаружила, что традиционные инфлюенсерки часто сопровождают свои невинные, на первый взгляд, посты хештегами, которые ассоциируются с расистскими, неофашстскими движениями и пропагандой белого супремасизма (white supremacy).


«Это начинается с чего-то совершенно безобидного, например с того, что кто-то на антикварной швейной машинке шьет винтажные наряды по старинным выкройкам, — говорит Кук. — Они [подписчики] думают, что это круто, потому что не обращают внимания на хештеги. Но потом они нажимают на публикацию, или лайкают ее, или подписываются на этого человека, и в рекомендациях получают кучу подобного контента».


Как культура tradwives соотносится с феминизмом?

Если некоторые свои ценности традиционные жены маскируют среди целого шквала хештегов, то их нелюбовь к феминисткам и «современным ценностям» видно издалека. Tradwives открыто противопоставляют себя феминисткам, называют себя «антифеминистками» и неустанно критикуют эмансипацию и разрушение гендерных ролей. Согласно их взглядам, в современном обществе женщины могут самостоятельно принимать решения относительно своего тела, внешности, увлечений и карьеры, разрушают традиционный (и как будто бы единственно верный) общественный уклад, делая мужчин более женственными, а женщин — более мужественными, чего никак нельзя допустить.

Если посмотреть посты с хештегом tradwife (и не сойти с ума от полезных инструкций и ликбезов на тему «Как женственно разговаривать со своим мужем» и «Почему важно всегда быть сексуально доступной для своего мужа»), можно найти много контента, цель которого — выставлять «современных женщин» в негативном свете и вдохновлять женщин на послушание и подчинение. «Женщины заменимы везде, кроме собственного дома», «Я лучше буду заботиться о своем муже, чем о своих клиентах», «Я — не ровня своему мужу, я — его лучшая половина», «Я люблю патриархат!» — этими и другими лозунгами пестрят аккаунты современных антифеминисток.

Freepik AI Image Generator | Picasso

Их «оппонентки» (те самые ужасные современные феминистки) представляются им неженственными дамочками с татуировками и пирсингом, которые предпочитают беспорядочные половые связи и карьеру семейному уюту и чтению Библии.

Интересное по теме

Общественное осуждение, арест, казнь — как феминисток наказывали за их борьбу

Выставляя феминисток своими главными врагами, современные tradwives упускают важное: борьба феминисток за право женщин распоряжаться своей собственной жизнью распространяется и на тех, кто добровольно решил оставить работу ради домохозяйства и материнства — в том случае, если женщина добровольно и осознанно делает этот выбор. Но, безусловно, знаменосицам традиционных ценностей негоже смягчать свой радикализм в сторону здравого смысла — намного проще (в очередной раз!) разделить женщин на «правильных» и «неправильных» и усердно начать травить вторых.

О чем еще молчат традиционные жены?

А вот теперь самое вкусное (и грустное) — та часть, о которой не принято говорить в соцсетях, которые ведут нарядные и улыбчивые традиционные жены. Изнанка идеальной жизни, которая продолжает казаться весьма привлекательной и комфортной многим молодым девушкам, поддерживающим сообщество tradwives. Но сперва позволю себе небольшое лирическое отступление.

Когда НЭН начинал свою работу, я помню, что меня (тогда еще как читательницу) больше всего привлек один аспект «нэновского» контента — уверена, он до сих пор привлекает многих новых и старых читателей. Это прямота и искренность в разговоре о проблемах и сложностях родительства. Еще тогда, восемь лет назад, это казалось революционным — на фоне глянцевой картинки материнства, повсеместно встречавшейся в соцсетях, рекламе и медиа, откровенный разговор о геморрое, послеродовой депрессии, растянутых трениках и холодном кофе стал глотком свежего воздуха для всех женщин, которые чувствовали себя неуместно и виновато на фоне идеальных мамочек с румяными пупсами.

И вот сейчас, когда интернет вновь заполонили гипнотизирующие женщины с идеальными укладками, послушными детьми и чистыми кухнями, мне хочется лишь устало всплеснуть руками и раздосадованно сказать: «Наша песня хороша, начинай сначала!» (ну или вообще что-то менее цензурное, но вы и сами все понимаете). Как мать, жена и феминистка я по-прежнему убеждена, что женщины имеют полное право выбирать ту жизнь, которая им по вкусу, но при этом также важно говорить о том, какие сложности и потенциальные проблемы могут стоять за тем или иным выбором. И, поверьте, в жизнях традиционных жен их немало.

Основные риски tradwives кроются в их ключевых ценностях — подчинении и послушании. Полностью перекладывая на мужей-добытчиков ответственность за финансовую стабильность и перспективы развития их семьи, они добровольно лишают себя свободы выбора (в том числе репродуктивного!) и банальной возможности поспорить с мужем — главой семьи (это я еще о разводе не говорю!). Вдвойне иронично то, что медийные tradwives зачастую довольно неплохо зарабатывают на своей медийности, пропагандируя отказ от дорогих вещей и всяких там «женских прихотей» своей аудитории, в которой — вполне обычные женщины, готовые отказаться от дохода, образования и карьеры в пользу разрекламированного традиционного образа жизни.

Вслед за финансовой зависимостью женщин в «традиционных» отношениях приходит и все остальное — например, их уязвимость перед волей мужа. Яркий пример — интервью одной из самых известных традиционных жен Ханны Нилман, которая отказалась от блестящей карьеры балерины ради замужества и материнства, а в ответ получила домашнюю работу на износ и фартук для яиц вместо долгожданного отпуска (вот тут можно почитать подробнее). Да что тут далеко ходить, «Ханна Нилман есть у нас дома»: достаточно вспомнить громкий развод сыровара Сироты с женой Пелагеей Стерлиговой, которую в 19 лет отдали замуж в обмен на коня (очень традиционно!), а потом, 12 лет и четырех детей спустя, выставили из брака без денег и бизнеса, который изначально был семейным. Уверена, что это лишь те примеры, которые выносит в информационное поле, — а сколько еще таких традиционных жен, которые в какой-то момент оказываются непригодными для дальнейшей пасторальной жизни, о которых никто никогда не узнает? Принимая баланс власти, в котором мужчина — безоговорочный глава семьи, а жена — красивое и функциональное к нему дополнение, tradwives собственноручно отказываются от субъектности, подвергая себя огромным рискам — как финансовым и социальным, так и рискам для здоровья (о которых в контексте традиционных ценностей, конечно же, тоже не принято говорить).

Интересное по теме

«Мужчины являются носителями врожденной морали и альтруизма». Депутат предложил закрепить главенство мужчины в семье

И, наконец, последняя большая опасность современного tradwife-контента, на мой взгляд, кроется в том, что он рассчитан на очень молодую аудиторию. Если каких-то десять лет назад высказывания о том, что женщина должна во всем подчиняться мужу, и о том, что семья и дети для женщины должны быть важнее ее собственных интересов, чаще можно было услышать от представителей более старшего поколения, ностальгирующего по более консервативным временам, то современные традиционные жены относятся скорее к поколению зумеров.


«Мои тоддлеры просили маршмеллоу с тех пор, как они закончились у нас дома, так что я решила их удивить и сделать маршмеллоу с соленой карамелью…» — говорит вкрадчивый и расслабленный женский голос за кадром. В кадре — 22-летняя Нара Азиза Смит, мать троих детей и блогерша с 12 миллионами подписчиков в соцсетях.


Нара Смит сделала неторопливые видео приготовления пищи, озвученные ею же, своей визитной карточкой — сейчас каждый новый пост блогерши набирает миллионы просмотров. Несмотря на то что у Нары трое маленьких детей (младшая дочь появилась на свет в апреле 2024), она готовит все свои блюда с нуля (по-английски это называется from scratch — когда в рецепт входят только базовые ингредиенты, никаких полуфабрикатов и заготовок), включая знаменитые печенья «Орео», мороженое, пиццу, пасту, хлопья на завтрак и даже кока-колу. Выглядит при этом Нара совершенно потрясающе: все свои кулинарные шедевры она создает одетая в дизайнерские наряды, с безупречной укладкой и при полном макияже. Экстравагантные образы молодой домохозяйки иногда доходят до абсурда — так, например, в ролике, опубликованном в конце июня, Нара готовит большой семейный ужин в пышном белоснежном платье, скорее напоминающем причудливый абажур, нежели уютные фартучки традиционных жен.

Скриншот naraazizasmith/tiktok

С другой стороны, Нара Смит, хотя ее часто причисляют к сообществу tradwives, никогда не идентифицировала себя с традиционными женами — как минимум потому, что, помимо семьи и весьма успешного блога, у молодой мамы есть работа (она — востребованная модель). Контент Нары полюбился ее подписчикам благодаря ее гипнотическому голосу, которым она описывает все, что готовит, необычным рецептам и неожиданным блюдам, которые блогерша готовит с нуля. Основная причина, по которой хочется придраться к Наре Смит, — это ее глянцевость и идеальность, которая легко может повергнуть усталую маму с трехдневной «гулькой» на голове и замороженной пиццей на ужин в пучину вины и самокритики.

Скриншот naraazizasmith/tiktok

(Здесь должно быть очередное напоминание о том, что жизнь популярных блогеров очень сильно отличается как от жизни этих же самых блогеров за кадром, так и от жизни подавляющего большинства обычных людей. С вами все в порядке, выдыхайте!)

Интересное по теме

Отдыхать, есть сладости и покупать красивую одежду: что мы делаем для себя, а на самом деле — для ребенка

Побочная проблема существования изобилия контента, созданного идеально выглядящими женщинами на кухне, заключается в том, что он формирует у мужской части аудитории нереалистичные ожидания от семейной жизни и женщин вообще. Кому захочется вникать в справедливые партнерские отношения, когда можно обзавестись личной домработницей, которая никогда не жалуется, выглядит с иголочки, да еще и в сексе не отказывает? Не то чтобы до этого мужчины не пытались подходить к поиску женщины как к выбору товара на рынке, но, кажется, с популяризацией культуры tradwives эта тенденция только усилится.

Давайте подведем итоги. Похоже на то, что контент от традиционных жен, воспевающих «простую жизнь», полное подчинение мужу и консервативные ценности, с нами надолго. У него достаточно поклонников и выгодоприобретателей (как среди консервативно настроенных социальных групп, так и среди зависящих от них политических и социальных организаций), которые заинтересованы в том, чтобы улыбчивые многодетные матери, непринужденно выпекающие хлеб, восхваляющие собственных мужей и воспитывающие армию белокурых сорванцов, не пропадали из информационного пространства.

Популяризация традиционных ценностей и традиционных гендерных ролей опасна тем, что она обостряет разногласия между носителями разных взглядов и способствует радикализации вместо принятия и толерантности (только посмотрите, с каким энтузиазмом традиционные жены нападают на феминисток). Здесь, конечно, хочется побыть котом Леопольдом и напомнить о том, что быть женщиной в современном мире все еще непросто (хотя и намного комфортнее, благодаря стараниям тех самых феминисток), а потому, конечно, лучше бы нам всем бороться не друг с другом, а с более актуальными проблемами, многие из которых порождает тот самый патриархат, так активно воспеваемый в «традиционном» углу интернета.