Общественное осуждение, арест, казнь — как феминисток наказывали за их борьбу

Самые яркие и типичные примеры преследований с XVIII века до наших дней.

Коллаж Настасьи Железняк

Борьба женщин за право распоряжаться своей жизнью, своим телом и своим имуществом, а также за право полноценно участвовать в общественной жизни государства на протяжении нескольких веков сталкивалась с разнообразным и зачастую жестким противодействием.

Активистки подвергались общественному осуждению, на них нападали, их арестовывали и держали в тюрьме, их убивали. Рассказываем о самых жестоких и бесчеловечных преследованиях женщин, боровшихся за свои права.

Казнь. Олимпия де Гуж

Француженку Олимпию де Гуж называют прабабушкой феминизма. Она одной из первых, еще в XVIII веке, начала активно бороться за право женщины вести жизнь, которая ей по нраву, а не ту, которая предписана традициями.

Де Гуж в том числе выступала за право женщины жить с мужчиной без заключения брака и разрешение разводов. Она имела амбиции писательницы и открыто заявляла: «Мужчины настаивают на том, что мы предназначены лишь для ведения хозяйства: проницательные и стремящиеся заняться литературой женщины являются существами, которых общество не может терпеть». Во время Великой французской революции де Гуж вступила в «Социальный кружок», который обсуждал различные общественно-политические вопросы, в том числе — проблему гендерного равенства. Де Гуж, пережившая несчастливый брак, отстаивала всеобщее право на развод (соответствующий закон власти ввели) и замену церковного брака на гражданский контракт. Она также выступала за создание роддомов и отстаивала права незаконнорожденных детей.

В 1791 году де Гуж выпустила Декларацию прав женщины и гражданки, в которой призывала предоставить женщинам такие же политические права, какими пользуются мужчины. «Женщина имеет право подниматься на эшафот — она должна также иметь право всходить на трибуну», — считала француженка.

Сама де Гуж взошла и на трибуну, и на эшафот — спустя два года ее осудили и казнили за «контрреволюционную деятельность».

Интересное по теме

Патриархат Шредингера: мертв и жив одновременно

Аресты и суды. Сьюзан Б. Энтони

В конце XIX века в Европе и США развивалось движение суфражисток — активистки выступали за предоставление женщинам права участвовать в выборах (фр. suffrage — избирательное право) и против дискриминации в политической и экономической сферах.

Суфражистки использовали различные методы борьбы. В 1870-х годах в США они пытались участвовать в выборах в качестве избирательниц. Когда их не допускали до регистрации, они подавали в суд.

Демонстрация суфражисток 17 марта 1912 года. Фото: Leemage/Corbis via Getty Images/GettyImages.ru

Одной из лидерок американского суфражистского движения, Сьюзан Б. Энтони, удалось добиться регистрации и даже участия в выборах. В 1872 году за несколько дней до выборов президента она явилась в офис регистрации избирателей и потребовала включить себя и еще нескольких женщин в списки.

Добившись регистрации, она немедленно сообщила об этом в редакцию местной газеты. Новость разлетелась молниеносно. Некоторые журналисты настаивали на том аресте тех, кто посмел в нарушение закона зарегистрировать женщин. Вдохновленные успехом Энтони, еще около 50 жительниц Рочестера тоже зарегистрировались для участия в выборах.

5 ноября «злоумышленницы» приняли участие в выборах. После этого Энтони успела объехать 29 городов с выступлениями. «Неужели голосовать — это преступление?» — таким был главный посыл ее речей. 18 ноября Энтони и еще 14 проголосовавших женщин арестовали. Судебный процесс завершился судом над Энтони. Ей назначили штраф в сто долларов, который она принципиально не стала платить. Эти события вывели проблему участия женщин в выборах на уровень национальной повестки в США.

Суфражисток арестовывали и за более серьезные нарушения закона. Часть активисток использовала радикальные способы борьбы — они били окна, поджигали дома, устанавливали бомбы.

Принудительное кормление

Оказавшись в заключении, суфражистки часто объявляли голодовку, чтобы привлечь внимание к проблемам, с которыми они боролись. Власти принудительно кормили их — через ноздрю или желудок. Эту жестокую процедуру, помимо суфражисток, применяли к пациентам психиатрических лечебниц — в то время это была официально признанная и принятая властями практика.

Процедура была очень болезненной. В процессе насильственного кормления люди получали травмы — ссадины и синяки (заключенных валили на пол, привязывали к кроватям или стульям), кровотечения, повреждения рта, носа, гортани и желудка. Кровотечения и тошнота иногда продолжались по несколько дней, головная боль не давала спать.

Пытка приводила и к долгосрочным проблемам со здоровьем. После принудительного кормления у некоторых заключенных развивался фарингит и несварение желудка; если был поврежден сердечный нерв, это могло приводить к нарушению сердечного ритма, не проходившему несколько недель.

«Холлоуэй (тюрьма в Лондоне. — прим. ред.) стал местом ужаса и пыток, — писала в автобиографии британская суфражистка Эммелин Панкхерст. — Отталкивающие сцены насилия заполняли каждый час дня в тюрьме, врачи шли от одной камеры к другой, выполняя свою отвратительную миссию».

Протесты мужчин

На протяжении долгого времени права женщин и мужчин не были равны, в том числе — и в сфере образования. Например, в Кембридже в XIX веке были колледжи для женщин — ходили они туда с сопровождением, библиотеку могли посещать только в строго выделенные часы. Но диплом при этом женщины не получали.

В 1897 году на голосование университетского Совета вынесли вопрос о том, чтобы хотя бы дипломы женщинам все-таки стали предоставить. Сам факт голосования вызвал протесты среди студентов-мужчин. В окно книжного магазина вывесили куклу женщины в штанах на велосипеде — символ женщины новой эпохи.

На улицах собралась толпа протестующих. Совет отклонил предложение (1707 голосов против 661). Такую же участь постигло голосование, проведенное в 1921 году. Только в 1948 году первая женщина получила почетный кембриджский диплом — это была Королева Елизавета — мать будущей королевы Англии Елизаветы II и принцессы Маргарет.

Публичные выступления суфражисток часто вызывали общественное осуждение. «Активистка могла просто встать на ящик посреди рынка — как делали многие женщины, — и уже это вызывало волну ярости. Ее могли забросать гнилыми овощами окружающие или даже побить полиция», — пишет историк.

Иногда суфражистки подвергались нападениям. На одну из сторонниц агрессивной борьбы, британку Эммелин Панкхерст и ее соратницу в 1908 году напала группа мужчин. Они закидали активисток гнилыми яйцами и снежным комьями с камнями внутри, а потом побили их. Панкхерст получила серьезное повреждение ноги.

Интересное по теме

Иногда бунт — это единственный способ быть услышанной: книги для детей о сильных и успешных женщинах

Наши дни

Давлению, преследованиям и арестам подвергаются и современные феминистки. Иногда женщины сознательно нарушают законы — те, против которых борются.

Активистку из Саудовской Аравии Люджейн аль-Хазлюль несколько раз арестовывали за то, что она садилась за руль, несмотря на действующий в стране запрет для женщин водить машину. В мае 2018 года ее арестовали и осудили за попытку «дестабилизировать обстановку в королевстве», а отпустили из тюрьмы только спустя три года. Выезжать за пределы страны Люджейн запрещено.

В Иране прошлой осенью после задержания полицией нравов погибла 22-летняя Махса Амини. Она вышла на улицу с неправильно надетым хиджабом — из-под него виднелись волосы. После этого в стране начались массовые протесты, в том числе с феминистскими лозунгами; погибли и были задержаны сотни человек. Женщины по всему миру стали отрезать себе локон волос в знак поддержки иранок.

В 2016 году Дайана Кинг, Колетт Девлин и Кэтти О’Кейн пришли в полицейский участок в городке Дерри в Северной Ирландии и сообщили, что они совершили преступление — они позволили использовать свои адреса для доставки абортивных таблеток для жительниц города. В стране аборты тогда были строго запрещены — избавляться от плода было запрещено, даже если он был зачат в результате изнасилования, инцеста или имел не совместимые с жизнью нарушения. Были ли в результате арестованы активистки, выяснить не удалось. В 2018 году законодательство в Ирландии было значительно смягчено.

Источник

Давление мужчин на поднимающих голову женщин иной раз приобретает радикальные формы.

Американка Амина Вадуд — исследовательница гендерных проблем, специалистка по исламу, авторка книги «Коран и женщина. Перечитывая Коран с женской точки зрения». Вадуд настаивает, что быть имамом в исламе может быть не только мужчина, но и женщина. Сама она в 2005 году провела пятничную молитву для сотни верующих в Нью-Йорке. Служба, в которой приняли участие и мужчины и женщины, прошла в здании епископальной церкви, потому что в трех мечетях, куда Вадуд обращалась, ей отказали, в том числе из-за угроз.

Амина стала первой мусульманкой, которая выступила в роли имама. В тот день на улице собралось около десятка протестующих. Но впоследствии ведущие мусульманские лидеры осудили ее поступок, она стала получать угрозы и порнографические письма. Противники прерывали выступления Вадуд на конференциях, называя ее «дьяволом в хиджабе».

Несмотря на это, у Вадуд появились последовательницы. Жительница Индии — 34-летняя Джамала — провела пятничную молитву, после чего фундаменталисты пригрозили убить ее.

Нападения радикалов. Малала Юсуфзай

11-летняя пакистанка Малала Юсуфзай стала известна всему миру в 2009 году благодаря блогу на афганской версии сайта BBC. В постах девочка рассказывала о жизни в долине реки Сват, где тогда правили радикальные талибы. Они запретили всем девочкам ходить в школу. Малала выступала против этого решения.

Интересное по теме

Самая юная нобелевская лауреатка: чем прославилась Малала Юсуфзай

В 2012 году, когда Юсуфзай возвращалась с учебы домой, школьный автобус остановили вооруженные талибы. Один из них зашел внутрь и, найдя среди пассажиров Малалу, выстрелил в нее. Врачам с трудом удалось ее спасти.

Обучение Малала продолжила в Великобритании. В 17 лет она стала самой молодой нобелевской лауреаткой за всю историю премии. В 2015 году Малала открыла в Ливане школу для девочек-беженок из Сирии.


Сегодня сложно представить, что еще сто лет назад женщина не имела права самостоятельно распоряжаться своим телом, принимать решения, связанные с собственными безопасностью, благополучием, здоровьем. Благодаря феминисткам сегодня мы можем свободно получать высшее образование, выходить замуж и разводиться, голосовать, водить машину, работать наравне с мужчинами.

Однако даже в наши дни эти привычные нам права для кого-то по-прежнему являются привилегией: на примере Ирана, Афганистана и других стран (в том числе и России) мы видим, как женщин ежедневно лишают возможностей, которые должны быть по умолчанию доступны всем людям. История феминизма не закончена: продолжаются аресты, преследования и убийства женщин, а значит — продолжится борьба за их права.

Понравился материал?

Понравился материал?

Поддержите редакцию
Новости Мама четверых детей использовала грудное молоко вместо ботокса
Однако эксперты утверждают, что это не приносит пользы коже.
Ликбез Франсуаза Саган: жизнь на полной скорости
Романы, творчество и родительство знаменитой писательницы.