Все говорят, что в декрете тупеешь, но давайте честно: в большинстве офисов деградируют не меньше

Недавно в ВК-сообществе НЭН обсуждали колонку Лены Аверьяновой о том, что вопреки расхожему мнению женщины вовсе не тупеют в декрете — напротив, они обретают новые навыки, прокачивают многозадачность и осваивают нестандартное мышление. Впрочем, многим эти доводы показались недостаточными: мол, в декрете женщины теряют профессиональные навыки. Ира Зезюлина решила порассуждать о случаях, когда растерять их — не такая уж плохая идея.

Иллюстрация Настасьи Железняк

Близился третий день рождения дочери. Я приехала в свой старый офис, чтобы написать заявление об увольнении. За три года декрета я окончательно поняла, что бухгалтерия — не мой путь, и продолжать его просто преступление против себя.

Я прошла пост охраны, в котором, как и три года назад, все так же воняло застарелым потом и плохими сигаретами, поднялась по лестнице, встретила коллегу из маркетинга, направлявшуюся с пластиковым контейнером на кухню, чтобы пообедать. Она делает так каждый день в одно и то же время. Возможно, в контейнере все так же лежал кусок ветчины, салат из капусты и макароны.

Девочки из продаж, обсуждая коллег, бежали на перекур, а их начальник, как и прежде, бурчал про «сколько можно курить».


Кажется, меня здесь не было не три года, а несколько дней. Ничего не изменилось: все те же лица, все те же разговоры.


В бухгалтерии, как всегда, пахло духами L’Imperatrice и лаком для волос.

— О, какие люди! — в один голос сказали коллеги, когда я вошла в кабинет.

— Ну что, Зезюлина, не отупела еще в декрете сидеть? — спросила главбух.

— Точно! — вторила заместительница главбуха, — Как вспомню это однообразие! Каждый день одно и то же!

Я отшутилась, подписала все, что нужно было подписать, вывалила на стол пирожные, которые все покупали к каким-то важным поводам, в кулинарии за углом, попрощалась и уехала в светлое будущее.


Нет, главбух, я не отупела в декрете. И знаете, мое однообразие в декрете не намного однообразнее вашего офисного.


Да, мой режим долгое время полностью был подчинен запросам младенца, да, каждый день был похож на предыдущий, да, на прогулках с другими мамами мы обсуждали прикормы, какашки и недосып. Но почему это брезгливо воспринимается обществом, как что-то, что ведет к деградации, а одни и те же разговоры, планы и задачи в офисе — нет?

Давайте честно: большинство сотрудников среднего и низшего звена изо дня в день делают одно и то же. Приходят в девять, выполняют ряд задач (таких же, как были вчера и будут завтра), обедают, видят одни и те же лица (не всегда приятные) и вечером едут домой. Никакой деградации, сплошное развитие!

Нет, конечно, есть профессии, где что ни день, то вызов, где всегда новые знакомства, интересные творческие челленджи и сложные аналитические задачи, но таких немного.

Большинство же рутинно выполняют одинаковый набор действий (многим это даже не приносит удовольствия), но искренне считают, что в сравнении с уходом за ребенком, это действительно что-то важное и нужное.

Интересное по теме

«Для меня было большим достижением, когда я понял, что могу быть папой полного цикла»: Линор Горалик* взяла интервью у отца, побывавшего в декретном отпуске

Серьезно? Простите, но мне уж сильно пахнуло замшелым патриархатом, где мужчина, который ходит на работу, причем неважно какую, делает важное дело, а женщина, ну просто сидит в декрете. Со временем эта установка как-то патологически мутировала, и теперь любой, кто ходит на работу — важный человек, а женщина в декрете все так же просто сидит, просто деградирует.


Знаете, почему так происходит? Потому что материнский труд все еще невидим. Мы смотрим на женщину, сидящую в парке с коляской на лавочке, но не можем видеть ее внутренней работы. Сколько новых задач удалось решить ей сегодня утром?


Взять хотя бы поездку с ребенком на прививку. Обычное дело, на первый взгляд, но вначале нужно обзвонить ближайшие клиники в поисках нужной вакцины, записаться на прием, спланировать режим ребенка так, чтобы во время процедуры он был не сильно перевозбужден, но и не спал. Да, и прежде чем записаться, нужно было почитать про вакцину и ее особенности, выяснить, что говорят об этой прививке именитые врачи, проконсультироваться с кем-то, чье мнение важно, и выбрать для себя приемлемый вариант. Потом нужно как-то доехать до клиники с ребенком, коляской и необъятным рюкзаком со всем необходимым, успокоить истерику малыша, который все же перегулял и теперь орет погромче Витаса…

Это серьезная и безумно ответственная работа с элементами многозадачности, неожиданными вызовами и непредсказуемыми сложностями. Но мы видим только маму в парке на лавочке, которая сидит на солнышке и прекрасно проводит время.


Если вы все еще считаете, что, ухаживая за малышом, вы не развиваетесь, я нашла в словаре значение слова «развитие».


Итак, развитие — это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Интересное по теме

Женщина в декрете — человек из стали

А теперь посмотрим, что больше подходит под это понятие: обычная работа в офисе или материнство.

Работа в офисе: ограничена стандартным набором задач, который (крайне редко) меняется.

Материнство: есть стандартный набор задач, который со временем дополняется и изменяется, усложняется.

Работа в офисе: получение новых знаний возможно, но исключительно в рамках профессии и желания сотрудника.

Материнство: ежедневное обучение в плоскостях разных знаний: от приготовления пищи до изучения последних исследований в области медицины, фармакологии и педагогики.

Работа в офисе: время на самопознание ограничено графиком работы.

Материнство: самопознание начинается с первых минут жизни ребенка. Мы узнаем себя по-новому, вскрываем старые травмы, умудряемся их прорабатывать и не применять в жизни нового человека.


Продолжать можно бесконечно, но смысл в том, что мы серьезно недооцениваем среднестатистический декрет и во многом переоцениваем среднестатистическую работу.


Возможно, кто-то и «отупел», ухаживая за ребенком, но, уверяю, этот человек точно так же «тупел» бы в офисе (только никто бы на это не обращал внимания). Потому что дело не в декрете, не в однообразии и не в ограниченности общения со взрослыми людьми, а в отношении общества к этому.

Мы все еще считаем заботу о детях чем-то само собой разумеющимся и совсем примитивным, хотя на практике все совсем не так.

Мы все еще не замечаем личного развития в декрете и продолжаем возвышать надуманное развитие в офисе только потому, что это социально одобряемо.

«Вот выйду на работу, да как начну развиваться!» — это как старое доброе «начну бегать по утрам с понедельника» — понедельник наступил, но ничего не поменялось.

Мы все еще считаем годы ухода за малышом однообразной рутиной, но не замечаем однообразной рутины офиса.

Не надо так!

Интересное по теме

Мы не тупые

В завершение хочу привести личный пример. Мой первый декрет был, как у всех: вечный недосып, одиночество, рутинные, скучные дела. Но, знаете, еще никогда за свою жизнь я так много не читала! Да, случались сложные ночи, дни, недели, но со временем выстроился режим, в котором, в отличие от режима «дом-офис-дом» у меня появилось время на себя.

С появлением дочери мы с мужем стали больше путешествовать, проводить выходные разнообразнее, а не просто спать до обеда, а потом выпивать с друзьями. Именно в декрете я поняла, что жизнь нужно менять и не ждать для этого завтра. Именно в это время я кардинально сменила сферу деятельности и выросла над собой во многих смыслах. И нет, не потому, что я такая умница-разумница записывайтесь на мой мастемайнд. Вы тоже так можете.

Потому что декрет — это не время деградации, а момент мощного развития, кто бы там что вам ни говорил!