Проанализировав поведение детей, ученые из Лондонского университета и университета Восточной Англии сделали следующий вывод: уже по тому, как десятимесячный малыш реагирует на экран, можно предсказать, насколько ему будет нравиться смотреть мельтешащие картинки по телевизору через полгода.
«Еще до того, как дети учатся говорить и задавать вопросы, поведение каждого ребенка индивидуально: каждый малыш по-разному изучает пространство вокруг себя, звуки, цветовые изменения. Мы хотели понять, почему реакции детей настолько вариативны, когда они смотрят на блестящие предметы, яркие цвета или же на движущиеся объекты на экране. На данный момент существует несколько теорий, которые пытаются объяснить эти различия: кто-то считает, что менее впечатлительным детям нужно меньше стимуляции, кто-то — что некоторые дети быстрее перерабатывают информацию и им скорее нужна ее новая доза. Исходя из итогов нашего исследования, можно сказать, что существует еще одна, третья теория: некоторые детям просто нравится получать новую информацию больше, чем другим», — говорит один из инициаторов эксперимента, психолог Теодора Глига.
В эксперименте поучаствовали 48 десятимесячных детей. На повторе им показывали сорокасекундный клип из диснеевского мультика «Фантазия». С помощью электроэнцефалограммы исследователи следили за тем, как реагировал мозг ребенка на видео: иногда в привычный мультик вдруг добавляли черно-белый кадр с шахматной доской.
«По записи электроэнцефалограммы мы видели, что дети постепенно усваивали содержание мультфильма. Мы предполагали, что в тот момент, когда видео станет для них совсем знакомым, дети больше внимания станут обращать на дополнительный элемент — внезапно появляющуюся на экране шахматную доску. Но некоторые дети сразу же замечали новый элемент, даже если они еще не до конца „выучили“ сам мультик — значит, старой информации им уже в принципе было достаточно. А некоторые внимательно продолжали следить за видео, даже когда в нем уже не было для них ничего нового», — добавляет ученая.
Родителей, а также воспитателей участвующих в исследовании детей, попросили заполнить специальную анкету о том, насколько их детям нравится смотреть на яркие мультфильмы. Через полгода эту анкету они должны были заполнить повторно.
«Проанализировав все эти данные, мы пришли к выводу, что прослеживается связь — чем быстрее десятимесячные дети могли переключать свое внимание с „Фантазии“ на шахматную доску, тем больше им нравилось смотреть мультики и в более старшем возрасте. Это исследование может сыграть свою роль в дебатах о том, сколько экранного времени может быть положено детям, что этот параметр может разниться не только в зависимости от возраста, но и от темперамента детей. Хотя, конечно, как правило, только совсем небольшой процент родителей показывает десятимесячным детям мультики», — говорит Теодора Глига.
Элена Серена Пиккарди из Лондонского университета добавляет: «На следующем этапе нашего исследования мы попытаемся выяснить, насколько на эти различия в поведении влияет среда. Исследование мира — это важнейший элемент в ментальном развитии детей. Мы хотим понять, что можно изменить в индивидуальной среде каждого ребенка для того, чтобы ему или ей в дальнейшем было проще учиться».
Напоминаем, что Всемирная Организация Здравоохранения не рекомендует вводить экранное время в расписание ребенка до двух лет, а после двух лет призывает ограничивать его максимум до одного часа в день.