«Роман Клэр Кастийон „В связке“ звучит как тихий крик о помощи и дает голос детям, которых вовремя не услышали», — пишет о книге издательство «Самокат».
В серии «Недетские книжки» вышел французский роман, в котором речь идет о сексуализированном насилии над ребенком, о том, что чувствует при этом ребенок, и о том, почему пострадавшим так тяжело рассказать о произошедшем. С разрешения издательства «Самокат» публикуем фрагмент книги.
В парк идти не приходится. Мама ждет меня у коллежа. Я оглядываюсь, но Монджо поблизости нет.
Я иду к ней, она раскидывает руки, и я бросаюсь в ее объятия. Она говорит:
— Как дела, моя Лили? Я хотела сказать тебе: с Монджо все кончено, не переживай, будем снова вдвоем… хорошо?
Я оборачиваюсь, и его действительно нет. Зато на расстоянии нескольких шагов я вижу Эмили, которая кивает мне, будто говорит: давай. За ней Октав с пустым пакетом от суршей. У него чудесная улыбка, она будет меня ждать.
— Мама?
— Да, моя Лили.
— Мне надо с тобой поговорить.
— Конечно, моя Лили, поговори со мной, расскажи мне. Пройдемся?
— Мне надо поговорить с тобой о Монджо.
Она отстраняет меня и смотрит мне в лицо.
— Я знаю, что ты его очень любишь, — говорит она, — но не волнуйся, он тебя не бросит.
Я снова ныряю в ее объятия.
— Лили, расскажи мне, расскажи сейчас. Между нами все кончено, из лучших друзей пары не получаются, но мы просто дадим друг другу время и снова станем друзьями. Он всегда будет с нами, он так сказал.
Я замираю. Не могу идти дальше, не рассказав.
Сейчас нужно пройти последний рубеж. Нельзя висеть на одном месте и не двигаться. Нужно лезть вверх. Она заставляет меня сойти с тротуара, как будто чувствует во мне надлом. Мама и я — мы в одной связке. Дальше будет лучше. Дальше нам станет спокойно. Мы проходим карниз. Дальше. Это с ней я вернусь к скалолазанию, займусь альпинизмом, буду взбираться все выше. Это сейчас жизнь дает мне выбор. Пойти дальше или все потерять.
Это просто карниз. Для меня — пара пустяков.
Дальше будет небо.
Мы проходим мимо нашей машины, но не садимся, мама сжимает мое плечо, говорит:
— Пройдемся еще, ладно?
И прижимается лбом к моей голове. Мы идем, как будто у нас болит в одном и том же месте, голова к голове, плечом к плечу.
— Мама, мы с Монджо…
— Давай, Лили. Расскажи, что у тебя на сердце.
— Мама, ты помнишь Жанну?
Но слова не идут. Она повторяет, сильнее трется своим виском о мой:
— Лили, пожалуйста, расскажи мне, ну же. Тебе станет легче.
Она будто хочет залезть ко мне в голову, ее голова все сильнее давит мне на лоб, словно груз, который давит на мой секрет.
— Еще когда я была маленькой…
— Монджо — что? — говорит она спокойным голосом, слишком спокойным.
— Ты знаешь, что такое делать мурашки?
— Нет, Лили, как это?
— Это когда проводят по коже ногтями. А когда всей ладонью — это любовь. Если спереди — ласка. Если сзади — чувство.
Мы идем, машина осталась далеко позади. Теперь мама молчит, только говорит изредка:
— Рассказывай, Лили, говори дальше, что ты хотела сказать о Монджо?
А потом только слушает, как я рассказываю, обрывками, как могу. «Монджо меня», «твоя кровать на Сардинии», «мы с Монджо играли», «мы с Монджо на соревнованиях», «холодный душ», «запирал в раздевалке после закрытия клуба», «подсобка Монджо», «Монджо повесится», «палка кровь боль», «боюсь мышей», «Монджо любит», «Монджо не злодей», «мама, мы с Монджо должны были по-
жениться», «Монджо бесят мои месячные». Она останавливается. Хватает меня за плечи, трясет, смотрит прямо мне в глаза. Взгляд у нее такой ласковый, совсем не сердитый, как руки, которые меня трясут, она повторяет:
— Говори, Лили, расскажи мне, я с тобой.
Я замолкаю. Беру ее за руку, хочу пройтись еще. Она идет за мной. И в какой-то момент из меня рвется голос, кажется, это голос Анны, он слабый, но теперь, когда дело дошло до признания, звучит громче. Анна говорит:
— Я знаю, куда нужно пойти, мама, ты со мной?
Мама говорит «да». Она больше не задает вопросов. Мы вместе пойдем к ответу.
Я веду ее в полицейский участок: если я войду туда, мой мир может взорваться. «Мать, отец, приемная семья». «Я покончу с собой». «Если ты расскажешь». «Знаешь, что такое предательство? Знаешь, как поступают с предателями?»
Я поднимаюсь по ступенькам к дверям участка.
Дежурный спрашивает:
— Вы по какому вопросу?
— Мы хотим подать заявление, — говорю я, чтобы помочь исчезающей Анне.
Я чувствую, как она летит надо мной, подол ее платья еще в грязи, но верх лазурно-голубой, как у принцессы из моего любимого мультика. Анна смотрит на меня и улыбается. Она отпустила мою руку, чтобы ее ледяное тело взлетело к солнцу.
Пора расставаться. Она улетит в страну мертворожденных детей, она заслужила рай. А я на земле ее не забуду. Я по-прежнему буду защищать ее, а она — меня оберегать.
Мама испускает жуткий крик. У нее рвется живот. Она не поняла, что это умер ее нехороший ребенок. Грязный ребенок. Она не поняла, что его смерть — облегчение. Другой ее ребенок здесь, с ней, и все будет хорошо. Полицейский спрашивает маму, все ли в порядке. Я отвечаю за нее, что да.
— Не отпускай мою руку, мама. Всегда есть выход.
Это говорит уже не Анна, это я. Я думаю об Эмили, которая уверяла, что маму не посадят в тюрьму, об Октаве, который уверял, что Монджо наплел мне, будто покончит с собой, только чтобы я молчала. Мама мне верит. Мама никогда во мне не сомневается.
Я сжимаю ее руку один раз, по нашей азбуке Морзе, но она не отвечает. Я смотрю на ее профиль: рот приоткрыт, глаза запали и потемнели. Своей рукой я возвращаю ее к жизни. Мы не двинемся дальше, пока она не вернется ко мне. Сжимаю еще раз, но без толку. И все-таки мама, застывшая, заледеневшая, идет со мной. Женщина-полицейский спрашивает, по какому вопросу мы пришли. Я сжимаю мамину руку один раз. Она три раза сжимает мою. Я смотрю на нее, она вся в слезах, глаза большие, больше, чем когда-либо. Тишина. Мамин голос разрывает тишину, как звонок.
— Подать заявление, — говорит она и снова сжимает мою руку три раза.
Мы ждем в приемной. Она молчит. Смотрит на меня, потом — снова перед собой, чтобы спрятать от меня полные боли глаза. Мы прижимаемся друг к другу плечами. Потом опять висками. Две души объединились, чтобы одолеть зло. Она говорит: «Прости прости прости». Говорит: «Моя Лили, моя красавица, моя маленькая Лили». Говорит: «Любовь моя». Говорит: «Сокровище мое». Говорит: «Ох, Лили, ты еще такая маленькая. Прости, прости».
Ты не виновата мама, не виновата.
Она качает головой. Я прошу ее прекратить.
Не надо качать головой, мама. Надо смотреть вперед. Тогда она кивает. Шок пройдет. Я не боюсь.
Мама со мной.
— Устроим сегодня ужин на ковре?
Мама молчит. Я спрашиваю еще раз, и она отвечает:
— Конечно, Лили.
— Сегодня мы вдвоем, и мы свободны, — говорю я.
Мы делаем тш-ш, но наши ладони шевелятся, одна в другой, наши пальцы словно живые зверушки, которых надо защитить. Одно пожатие, три пожатия, как сигналы SOS. Save Our Souls, Save Our Ship, Send Out Succour. Я уверена, что биение наших сердец слышно в Атланте. Вместе навсегда.
Я и мама.