Недавно мы опубликовали текст о том, как обсуждать с детьми сексуальность с самого раннего возраста. Но решили на этом не останавливаться и подготовили серию материалов на тему секспросвета для самых маленьких представителей современного человечества. Открываем этот цикл ликбезом о том, почему важно научить детей словам «пенис» и «вульва».
Специалисты советуют как можно раньше начинать беседы с детьми о сексуальности. Уже с двух лет можно начинать знакомить с названиями частей тела. Эксперты рекомендуют называть половые органы так, как они записаны в медицинских словарях. Но у многих родителей возникает ступор: сложно переключиться в разговоре с привычного детского слова «пися» на термины из медицинского справочника «пенис» и «вульва». Но можно ли открыто говорить с ребенком о его теле, личных границах, гигиене и безопасности, используя лишь намеки?
Первые иносказания для называния гениталий в речи были зафиксированы уже в XIII веке в Англии, и они не отличались деликатностью. На Руси в языческую эпоху использовались определенные слова, которые мы бы сейчас приняли за площадную брань, но тогда они просто обозначали половые органы и не подразумевали ничего непристойного. С течением времени стало запретным вслух упоминать тему телесного низа, и под флер неприличия попали и названия частей тела. Так и появилась обсценная лексика (мат), которая в итоге вышла за рамки нормативности.
С приходом городской культуры, распространения образования и медицины в речи образованных людей стали появляться первые замены неприличным словам. Вместо них стали использоваться термины из медицинской литературы.
С таким языковым багажом Россия вошла в XXI век. Сейчас филологи выделяют три типа слов для обозначения гениталий: книжные — «детородный орган»; терминологические, греческие — «фаллос», «пенис», «вагина» и пр., и мат или вульгаризмы типа «палка», «дырка».
Нейтральных слов, понятных для всех и приемлемых для общения как в обиходе, так и в медицинском кабинете, пока не появилось.
Пример создания нейтральной лексики продемонстрировала недавно Швеция, где под эгидой Национальной ассоциации сексуального образования (RFSU — Riksförbundet för Sexuell Upplysning) было придумано новое слово для обозначения вульвы. В шведском языке уже существовало нейтральное слово «snopp» для наименования пениса, подходящее как для мальчиков, так и для мужчин, но не было подобного термина для обозначения женских половых органов. Существовавшие слова были либо слишком грубыми; либо нелепыми, похожими по смыслу нашу «писю» — «мышь», «передняя попа»; либо слишком формальными, как «вагина». При активном участии феминисток в 2005 году был проведен конкурс и выбрано нейтральное слово для вульвы — snippa. Сейчас его активно внедряют в лексикон детей с детского сада.
Так как последовательного, как на Западе, развития сексуального просвещения в России не случилось, то сегодня в языке общения на тему секса, как отмечают лингвисты, существует два направления. Первое — использование медицинских терминов латинского происхождения, второе — придумывание эвфемизмов, тех самых «пирожков», «петушков» или «пись».
В русском языке в скором времени вряд ли появятся нейтральные слова для называния половых органов, поэтому нужно учиться пользоваться теми, что есть. Использовать эвфемизмы в обычной жизни, конечно, можно, но ребенок параллельно должен знать, как настаивают сексологи, настоящие названия половых органов.
К сожалению, у нас мало кто может похвастаться собственными откровенными разговорами в детстве со взрослыми на эту тему и, естественно, многим, даже прогрессивным родителям трудно и непривычно правильно начать беседу.
Своим опытом делится блогер Анна Колесникова, мама двоих детей: «Официальное название [половой член] в простой речи звучит странно. Мы же с друзьями сокращаем имена, например, понятия и т.д. Так что половой член и вагина (скорее всего, имеется в виду вульва — прим.ред.) это, пожалуй, для диссертации или научной статьи. Я говорю эти дурацкие слова: писька, сиська, попка. Не могу перестроиться и не уверена, что нужно. Но! Что обязательно нужно, так это половое воспитание. То есть называй как хочешь, но знай, что это такое, что с этим бывает, и будь разумен. Со мной об этом вообще не разговаривали. И все, что я знала, я черпала из сомнительных источников. Отсюда ранний контакт, проблемы с предохранением, с обществом и т.д. Слава богу, не забеременела по глупости. И я очень жалею, что мне никто не объяснил. Моей дочери шесть лет, и я уже готовлюсь. Купила вебинар Сурковой (психолог, кандидат психологических наук, многодетная мать, блогер — прим.ред.), читаю книги, мнения сексологов и психологов и уже готовлю разговор по возрасту. Сделаю все, что смогу. Лучше я, чем улица. Когда я буду об этом говорить, я, конечно, не буду употреблять „писи“. Скажу по правилам. Но в обычной жизни ничего против пись не имею».
Мы боимся произнести вслух: «пенис», «вульва», «мошонка», «клитор», «промежность», «уретра», «внутренние и внешние половые губы», «крайняя плоть». Нам кажется, что есть какая-то прямая связь между указанием частей тела и сексом, и если ребенку их не сообщить, то мы таким образом поддерживаем его «невинность» — рассуждает эксперт по секспросвету Юлия Ярмоленко, автор блога @sexinforia, — однако взрослые путают понятия «невинность» и «невежество» — между ними огромная разница».
По мнению врача-сексолога, кандидата медицинских наук, Анастасии Королевой, соблазн начать называть половые органы не своими именами возникает в тот момент, когда трех-четырехлетний ребенок начинает активно интересоваться темой деторождения. «Это снижает родительскую тревогу, дает ложное чувство безопасного разговора по важной теме. Тогда и появляются у девочек „вареники“, „пельмени“, а у мальчиков „петушки“ и т.п. Но я считаю, что это неправильно. У каждого органа есть свое название и безопасно называть вещи своими именами», — говорит она.
Нужно понимать, что своими попытками скрыть «грязные» гениталии, мы оказываем детям медвежью услугу. Во-первых, транслируем им свои комплексы в этой области, во-вторых, создаем атмосферу недосказанности. Вместо знаний от родителей ребенок получает новые вопросы: почему голова — это голова, рука — это рука, а этот орган — краник? И почему только у меня? Почему у Васи там растет петух, а у Коли — пенис?
Если с неловкостью от детских расспросов сложно справиться, то психологи рекомендуют открыто признаться в своих чувствах. Например, ребенку можно сказать: «Мне трудно тебе эти вещи объяснить, потому что в свое время мои родители со мной об этом не говорили».
Если же ребенок задал вопрос в неподходящем месте (в магазине, парке или за столом в гостях), и вы растерялись, то возьмите таймаут, не начинайте его стыдить, а спокойно предложите обсудить вопрос позже, наедине. И в удобный для вас момент вернитесь к разговору и заодно объясните малышу, что интимные части тела не обсуждают прилюдно.
Вот несколько практических советов от Анастасии Королевой:
1. Попробуйте разобраться в себе. Почему вам так сложно говорить о достаточно безобидных вещах со своим ребенком? Возможно, стоит проконсультироваться с врачом-сексологом по этому поводу.
2. Помните, что половое воспитание начинается в то время, когда вы начали приучать ребенка к горшку, а не в 12 лет.
3. Будьте на шаг вперед, но не спешите. В каждом возрасте появляются свои вопросы, поэтому можно заранее подготовить ответы. Слушайте вопрос и отвечайте строго на него. Если ребенок спросил «откуда я появился?» — это вопрос не про половой акт и его технику.
4. Заранее приобретите книги, с помощью которых вы сможете обсуждать те или иные вопросы. Читая вместе и рассматривая картинки, обсуждая различные темы, вы создадите доверительные отношения. А это залог того, что ваш будущий подросток придет с вопросами к вам.
5. Не врите. Лучше скажите, что вы не знаете ответ и предложите вместе поискать его в книгах. Это лучше, чем придумывать.
Конечно, наивно надеяться, что ребенку никто не расскажет про аиста или капусту в детском саду или в гостях. Но можно заранее сообщить ему, что существует много сказок про появление детей, просто потому, что появление малыша — настоящее чудо в жизни родителей. И на самом деле детей рожают мамы.
Начиная сексуальное воспитание ребенка с языковых табу, мы многим рискуем в долгосрочной перспективе. Сексуальная грамотность — это длительный процесс, в каждом возрасте ребенок будет задавать новые вопросы, и умение правильно называть половые органы — фундамент, на котором должно строиться верное представление о гигиене, безопасности, здоровье и сексуальности.
У нас есть не только сайт
У нас есть не только сайт