«Я всю жизнь „кошу“ под ребенка». К юбилею Юрия Энтина

Он не любил работать учителем и даже выгнал однажды целый класс. Правда, во сне. Но именно в школе родился «Антошка» — песня, которая сделала Юрия Энтина поэтом целых поколений.

Кадр: «АБВГДейка»

Поэту и драматургу Юрию Сергеевичу Энтину — 90. Маэстро, автор святых для миллениалов песен — «Летучий корабль», «Прекрасное далеко», «Крылатые качели», «Песня водяного», «Лесной олень», разобранных на цитаты и ставших народными. О его жизни, творческой и личной, рассказываем в материале.

Юрий Энтин родился 21 августа 1935 года. Его отец был физиком, мама — экономистом. В начале войны маму с Юрой и его младшей сестрой эвакуировали в Чкалов (Оренбург), где Энтин пошел в первый класс. После окончания войны отец вернулся с фронта, семья снова стала жить в Москве. В 1947 году на свет появился младший брат Юрия Виктор.

В школьные годы Юра любил читать, но был не прочь и похулиганить. В третьем классе мечтал стать министром иностранных дел, но дядя, работавший в ЦК, отговорил. В десятом классе Энтин, прочитав книгу Лиона Фейхтвангера «Москва 1937», решил стать историком. Окончил истфак пединститута, затем — факультет редактирования в полиграфическом.

Работал учителем в школе. «Ученики меня любили, но я не любил учеников, — рассказывал Энтин. — Я не выносил и не мог объяснять, когда кто-то переговаривался и шептался. Говорил сразу выйти из класса. Как-то мне приснился сон, что я всех выгнал и остался один в классе».

Энтин довольно быстро понял, что не рожден был учителем. Чтобы зарабатывать, устроился библиотекарем. Затем трудился в издательствах корректором и заведующим редакции, а в 1962 году занял должность главного редактора детской редакции фирмы «Мелодия».

Интересное по теме
Соляные столпы нравственности: почему общество отказывает учителям в праве на личную жизнь

Стихи

В свойственной ему шутливой манере Энтин рассказывает, что первые стихи написал в пять лет. Играл в шашки со старшеклассником, выигрывал одну партию за другой, соперник разозлился и бросил доску, подаренную Юре отцом на пятилетие, в канализационный люк. Мальчик не знал — то ли заплакать, то ли сказать что-то обидное — и выпалил: «Безобразник и злюка, достань шашки из люка!» Все засмеялись. Мама Юры, которая тоже была там, записала эти строки, взяла автограф у сына и всем родственникам показывала: мой сын будет поэтом!

Впрочем, всерьез о поэзии Энтин не задумывался до старших классов. А в 14 лет написал первые романтические стихи и посвятил их медсестре. Лежал в больнице с аппендицитом, после операции юная студентка медучилища принесла ему утку. Юрию девушка понравилось, и он не мог позволить себе упасть перед ней лицом в грязь, воспользовавшись этим приспособлением. Поэтому он, превозмогая боль, отринул утку и отправился в туалет. «Она кричала: „Меня уволят! Я учусь в медицинском училище, у меня практика!“ Но я молча шел, как Терминатор, — вспоминает Энтин. — И когда я вернулся через полторы минуты, раздались бурные аплодисменты всех больных». Энтин посвятил девушке стихотворение, начинающееся словами «Судьба смеется надо мной, ведь надо ж этому случиться. Какое счастье — я больной! Какая радость — я в больнице!»

Начать активно писать Энтина сподвигло творчество советского пародиста Александра Архангельского, которым он вдохновился в старших классах. Материалом для собственных пародий Энтина становились даже стихи из школьной программы. «Травка пожелтела, солнышко зашло, оттого пернатым хочется в тепло… Птичкам, как и людям, хочется тепла. Им бросает Тютчев крохи со стола. Фет и Баратынский рябчиков жуют. Денег у поэтов куры не клюют», — пародировал он стихотворение Алексея Плещеева «Травка зеленеет, солнышко блестит».

В поэзии Энтин находил отдушину и работая на нелюбимой работе в школе. Как-то написал стишок про своего ученика Антона Петрова, который постоянно говорил ему «Юрь Сергеич, вы же нам это не задавали, мы это не проходили!». «К доске вызывают Антона Петрова, и странную песенку слышим мы снова. На все у Петрова готовый ответ: заданье не сделал, учебника нет», — написал утомленный отговорками учитель. Позже из этого материала родится всем нам известный «Антошка».

Скриншот: @entin_yuri | Youtube

Зарабатывать стихами Энтин тогда, конечно, и не думал. Но не мог не писать. Упорство и талант были наконец вознаграждены. Как-то его пригласили на съемки фильма «Застава Ильича» (1962) в качестве статиста. В конце съемочных дней всем желающим предлагали тоже выйти на сцену и что-то сказать о поэтах, чьи стихи звучали в фильме. Энтин написал пародии на поэтов и зачитал их. После этого выступления один из зрителей подошел к Энтину и предложил познакомить его с композитором, учащимся в консерватории, который ищет соавтора. Так Энтин познакомился с Геннадием Гладковым, которые станет его близким другом и соавтором.

Интересное по теме
Про настоящую дружбу, которую есть смысл ждать

Прорыв

Именно сотрудничество с Гладковым даст Энтину уверенность, что он поэт и может зарабатывать творчеством. Но быстро сказка сказывается.

Первая жена Энтина Стелла, внучка революционера Николая Крыленко, с которой он познакомился в институте, никогда его в желании писать не поддерживала. И это стало причиной разрыва. Расстались, утверждает Энтин, полюбовно. «Мы вдруг оба поняли, что не рождены друг для друга. Я был нацелен на карьеру поэта, она в это не очень верила. Одно крыло обрезала мне. Я чувствовал, что в меня не очень верят… — вспоминает он. — Когда я развелся со Стеллой, мы пошли в ресторан и отметили это событие. Наш брак был ошибкой молодости. Но мы стали друзьями». В браке, продлившемся всего год, родилась дочь Елена.

А на «Мелодии» Энтин встретил женщину, которая в него поверила, да так крепко, что в 1969 году вместе с ним уволилась с «Мелодии» и они до сих пор вместе, уже больше 55 лет.

С литературным редактором Мариной Воронцовой, новой сотрудницей «Мелодии», Энтин познакомился на картошке. У них завязался роман. Вместо подарков Энтин вручал ей… стихи. «Дарить французские духи — удел мещан убогих, я подарю тебе стихи, чем выделюсь из многих», — как-то на 8 марта написал ей поэт, будучи по уши в долгах.

Но проблема была в том, что Марина была замужем. Правда, по словам Энтина, развод не доставил много неприятностей — отношения и так дышали на ладан. Трехлетнего Леню, сына Марины, Энтин усыновил.

Они поженились в 1968 году. На свадьбу Марина надела красное мини-платье, которое подарил ей Юрий (отдал за него 80 рублей! да-да, не стихами едиными). Марина стала прообразом Принцессы в «Бременских музыкантах». Персонаж называли секс-символом Советского Союза, чем Энтин не перестает гордиться. Вместо марша Мендельсона на церемонии звучал романс «Дорогой длинною», свидетелями стали Геннадий Гладков и актер, сценарист Василий Ливанов, еще один большой друг Энтина. С ними и отмечали.

А уже в 1969 году, по рассказу Энтина, ему как-то позвонил Гладков и напел мотив на его стихи: «Ничего на свете лучше не-э-ту, чем бродить друзьям по белу све-э-ту». Энтин утверждает, что, положив трубку, немедленно написал заявление об уходе в «Мелодии». «Я понял, что я поэт», — говорит он. Энтину было 33 года.

Интересное по теме
Мама Дяди Федора, Питер Пэн и Атаманша: как бы выглядели герои любимых мультфильмов в жизни

Золотое время

Но это сейчас мы, разбуди нас среди ночи, без запинки споем песню друзей из мультфильма «Бременские музыканты», ставшего визитной карточкой Энтина. А тогда поэт делал очень рискованный шаг. Жена Марина уволилась вместе с ним.

Кадр: «Бременские музыканты»

«Я велел жене завести тетрадку, где я писал, сколько приблизительно я заработаю за месяц. Называл это „социалистическое обязательство“ — обещаю положить в закрома моей жены такую-то сумму. Надеялся, стал ждать», — рассказывает он.

Поначалу надежды не оправдывались. Пластинку «Бременские музыканты» отказывались издавать (пробиться через Агнию Барто и Дмитрия Кабалевского оказалось непросто) — она пролежала на полке девять месяцев. Когда все же издали, пластинка расходилась такими тиражами, что Энтин думал «или застрелиться, или разводиться с женой, или снова проситься на работу». Но интуиция и вера в свой талант не подвели: через два года тираж принес неплохой доход, и он продолжал расти. Это была первая большая успешная работа Энтина. Мультфильм, который появился на экранах чуть позже пластинки, показывали в кинотеатрах — попасть туда было невозможно, огромные очереди, в основном из студентов. Как-то сам Энтин с семьей не смог пройти в московский кинотеатр «Баррикады», даже на приставной стульчик не пустили! Поэт разозлился, а потом стал гордиться успехом.

Последовали и другие успехи. Энтин писал на заказ для кино, мультфильмов. У него появились постоянные соавторы, помимо Геннадия Гладкова, с которым он написал песни к «Голубому щенку» и восьмому выпуску «Ну, погоди!» («Расскажи, Снегурочка!»), — профессиональные композиторы Владимир Шаинский («Антошка», «Чунга-чанга»), Алексей Рыбников («Приключения Буратино»), Максим Дунаевский («Летучий корабль»), Евгений Крылатов («Зима в Простоквашино», «Ох уж эта Настя!», «Приключения электроника», «Достояние республики», «Гостья из будущего»).

Кадр: «Ну, погоди!»

Энтин неоднократно получал премию «Песня года». Писал сценарии для мюзиклов, издавал сборники своих произведений. В общем, наслаждался творческой самореализацией и отличной компенсацией за нее в виде всесоюзной популярности, денег, которые позволяли вести достойный образ жизни (двухкомнатная квартира, машина и дача), и ощущения, что он делает что-то важное для детей.

15 лет до начала перестройки можно назвать золотым временем детского поэта-песенника Юрия Энтина. Работал и был востребованным, нужным, знаменитым — что еще нужно поэту? Но перестройка и распад Советского Союза все изменили.

Интересное по теме
13 советских мультиков, поражающих своей психоделичностью

«Все решают деньги, они стали национальной идеей, дети в нее не вписываются»

Юрий Энтин утверждает, что все лучшие детские песни были написаны с 1969 по 1983 год — после этого песен подобного уровня не появлялось.

«После 1991 года не стало этой государственно важной индустрии — детского музыкального кино, анимации, песни. В СССР государство было ее продюсером, — рассуждал поэт в одном из интервью. — Осознанно, продуманно многое вкладывалось в детей, в наше будущее. На это работали „Союзмультфильм“, киностудия имени Максима Горького, театры, в каждом городе-миллионнике было по два детских театра. Это была политика. Сегодня же все по-другому, теперь все решают только деньги, они стали национальной идеей, дети в нее не вписываются».

Тем не менее написанное к тому времени позволяло Энтину жить достойной жизнью, а вот идти непроторенной дорожкой — монетизировать творчество и известность — оказалось задачей сложной. «Характер у него слишком мягкий, — говорил друг поэта Григорий Остер. — Когда Энтин что-то пишет и ему за это должны заплатить, то не обманывает его только ленивый… Бог ему дар песни писать дал, а дар зарабатывать хорошо на этом не дал».

По обрывкам интервью известно, что в какое-то время он потерял права на часть своих произведений, но потом вроде бы вернул их себе. В начале 2000-х создаст творческий центр Юрия Энтина — «чтобы выжить», — который будет издавать его произведения, диски, проводить фестивали его имени.

Друзья помогали. Вот как про это рассказывает сам Энтин.

«Как-то Успенский (детский писатель Эдуард Успенский. — НЭН) и Остер меня рекомендовали в издательство.

— А сколько денег просить?

— Пусть они говорят, а ты умножай на два.

Три часа репетировал разговор. Пришел. Услышав цифру, расстроился, а когда понял, что это в долларах, только что не поцеловал его и убежал оттуда радостный».

В середине 90-х Энтину уже 60, но он пышет энергией и идеями, хочет придумать новую эстетику эстрадной детской песни, мечтает о создании театра для детей, пробует себя в роли телеведущего. И продолжает писать — с 1997 года он создал несколько музыкальных циклов с композитором Давидом Тухмановым.

Для него сочинение детских стихов всегда было главной целью и удовольствием. Но теперь он видел: былой востребованности нет. И переживал это болезненно.

«„Прекрасное далеко“ — последняя детская песня. А я, как дурак, после этого еще 300 песен написал. К сожалению, их почти никто не знает. Я чувствую себя чужим, — делился он в интервью. — Думаете, я только сижу и жалуюсь? Да я прошел семь кругов ада. Может, и больше. Политики, чиновники, олигархи… У кого только не был! Каких комплиментов не выслушивал!.. Все как один: восхитятся, наобещают с три короба — и исчезают».

Кадр: «Гостья из будущего»

Надежду не терял, но и с ветряными мельницами бороться не брался. «От природы милостей не жду. Бороться с существующим положением вещей — все равно что пытаться выключить дождь», — с сожалением говорил Энтин.

Он даже задумывался об «эмиграции во взрослые» — перестать писать для детей. В одном интервью он признался: «Иосиф Кобзон, когда ему исполнилось 60 лет, объявил, что он уходит со сцены. Точно так же и я заявляю, что больше не буду писать песен для детей… Но если учесть, что после своего ухода со сцены Кобзон запел с удвоенной силой, то, может быть, и со мной такое случится. Но, в принципе, я считаю, что все сказал. У меня есть огромное количество замыслов, не связанных с детьми или, по крайней мере, не связанных с музыкой». Эмиграции не случилось. Энтин продолжил писать детские стихи.

Он наслаждается заслуженной славой. Отмечает юбилеи творческой деятельности в Кремле. Если позволяет здоровье, с удовольствием приходит на телевидение и выступает с концертами. Несмотря на то, что в постсоветской России так же раскрыться, как в СССР, не удалось (возраст тоже не будем сбрасывать со счетов), это не сломало поэта. Может быть, не в последнюю очередь — благодаря чувству юмора и какой-то детской хулиганистости, которые его никогда не покидают.

Вот он, 80-летний, на телеканале «Культура» (что может быть серьезнее и строже?) в передаче «Линия жизни» надевает черные очки и читает рэп про себя — «чиста детского поэта». А вот в 2015 году, получая от президента Владимира Путина премию за вклад в развитие отечественной детской литературы, произносит стихотворение «Душа поэта», посвященное… лауреату премии, поэту-песеннику Юрию Энтину.

«Я всю жизнь „кошу“ под ребенка», — как-то сказал Энтин. И, похоже, ему это помогает по жизни.

Интересное по теме
Папа-сказочник: отцовство Корнея Чуковского и его принципы воспитания

Дети

Энтин написал много детских песен, которые мы все сегодня, бывшие дети, вспоминаем с неизменной теплотой и легкой грустью. Ну, а что же дети самого поэта? Про отношения с детьми он говорит мало. Сами они люди непубличные. В желтую прессу никакие скандалы не просачивались — это позволяет предполагать, что отношения спокойные, хорошие.

Кадр: «АБВГДейка»

У Энтина одна родная дочь — Елена, от первого брака. Марина Воронцова детей не родила. «Общих детей бог не дал. Это не зависело ни от нее, ни от меня, а от каких-то других причин. Все взрослые люди — догадаются. Так получилось», — туманно сказал он в одном из недавних интервью. Но есть сын Марины от первого брака Леонид, которого Энтин принял как родного.

В детстве Лена и Леня, по словам поэта, любили его стихи. Дочь знала все мультфильмы, в создании которых он принимал участие. «С дочерью мы любили играть в игру: одну строчку говорила она, другую, в рифму, придумывал я и так далее, пока не получалось стихотворение», — вспоминает Энтин. «Моя дочь Елена была уникальным ребенком, у нее начиная с первого класса не было ни одной четверки, только пятерки. Она закончила философский факультет МГУ и защитила диссертацию, но потом родила троих замечательных детей и стала „работать мамой“», — рассказывал он. У Энтина три внука.

Сын Леня сказками и детскими песнями особо не интересовался, «с детства был склонен к размышлениям и обожал насекомых», так что Энтину приходилось читать ему научные книги по энтомологии. «Теперь он — серьезный художник и фотограф, закончил Институт культуры, оформил шесть моих книг, в том числе и последнюю, — рассказывал поэт в 2010 году. — А недавно Леонид сделал и целый анимационный фильм про тех же насекомых по моим песням с композитором Тухмановым».

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...