Госдума приняла в первом чтении закон о запрете рекламы смесей. Что это значит?

Разбираемся с вопросами законотворчества и маркетинга.
Фото Depositphotos

18 января 2022 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект, запрещающий рекламу детских смесей для питания.

Впереди у законопроекта еще два чтения, а пока мы попытаемся разобраться, чем конкретно обернется этот закон, если будет принят, и как дела с рекламой детских смесей обстоят в мире.

Что значит «принят в первом чтении»?

Законопроект может и не добраться до первого чтения ГД, если в нем найдут грубые нарушения или несоответствие Конституции РФ. Но, если все в порядке, ответственный комитет предлагает депутатам поддержать или отклонить проект, и его начинают рассматривать на пленарных заседаниях Госдумы. Это и есть те самые чтения.

В первом чтении рассматривается концепция законопроекта, его актуальность и практическая значимость. Во втором чтении проект обсуждают детально и постатейно, с разными вариантами поправок. В третьем чтении закон принимают уже целиком.

После этого документ отправляется в Совет Федерации, который в обязательном порядке будет рассматривать и обсуждать только нечто крупное, вроде поправок в Конституцию или финансовых законов. В остальных случаях Совфед может ничего не делать, а просто согласиться с решением Госдумы. После этого закон уходит на подпись к президенту.

Значит, пока что рекламу детских смесей не запретили?

Да, пока документ готовят ко второму чтению.

У законопроекта непростая судьба. В 2019 году проект, который по сути является поправками к закону «О рекламе», в целом поддержали, но вернули авторам на доработку.

В 2021 году правительственные эксперты вновь положительно отозвались о законопроекте, но попросили доработать его и учесть, что есть случаи, когда грудное вскармливание противопоказано (о каких именно противопоказаниях говорят эксперты, не уточняется).

Чего хотят добиться сенаторы?

Они хотят запретить распространение информации об адаптивных молочных смесях (предлагаемых в качестве заменителей женского молока, предназначенных для вскармливания детей в возрасте от 0 до 12 месяцев жизни) любым способом: на телевидении, в прессе, интернет-СМИ, с помощью скидок, акций и раздачи бесплатных образцов товаров. Оставят рекламу смесей только в медицинских изданиях или на мероприятиях для работников медицины.

Сенаторы и депутаты полагают, что реклама не должна вводить матерей в заблуждение и убеждать, что искусственное вскармливание полностью равнозначно естественному. Именно рекламу смесей они винят в необоснованном отказе от грудного вскармливания.

Какова позиция ВОЗ по этому вопросу?

В мае 1981 года ВОЗ приняла Кодекс маркетинга заменителей грудного молока, который был призван ограничить агрессивную рекламу смесей. Кодекс ввел запрет на продвижение молочных смесей и сопутствующих им товаров (соски и бутылочки) в роддомах и медицинских учреждениях, а также обязал производителей смесей размещать на упаковках своей продукции обязательный дисклеймер о том, что нет на свете лучшей еды для младенца, чем материнское молоко.

К сорокалетию принятия Кодекса руководство ВОЗ и ЮНИСЕФ опубликовало заявление. В нем утверждается, что с тех пор, как документ был принят, количество женщин, выбирающих грудное вскармливание, выросло на 50 процентов.

В 136 из 194 исследованных ЮНИСЕФ стран есть какие-либо ограничения на рекламу смесей, а в 19 странах производителям смесей запрещено даже спонсировать мероприятия для медработников.

Поможет ли этот закон поддержать грудное вскармливание в России?

Нет. Реклама смесей, конечно, должна регулироваться (знали бы вы, какое раздолье творилось в этой области до принятия Кодекса!). Но матери самостоятельно принимают решение о переходе на искусственное вскармливание не только на основании рекламы.

Даже на стадии обсуждения закона в первом чтении говорилось следующее: запретить рекламу недостаточно — нужны и меры поддержки грудного вскармливания, что специалистов по грудному вскармливанию мало, и женщина, у которой не получается наладить лактацию, остается без всякой поддержки, объективной информации и альтернативы.

Как можно эффективно поддержать грудное вскармливание?

Чтобы количество кормящих грудью женщин увеличивалось, нужен не один закон, а несколько.

Пока у нас из кафе выгоняют мам с голодными младенцами, советуют кормить детей в туалете или из бутылочки, толку от запрета смесей не будет. Необходимо поддержать кормление грудью в общественных местах либо повсеместно создав комнаты для кормления и сцеживания, либо запретив любым образом дискриминировать кормящую мать. А лучше — сделать и то и другое.

Интересное по теме

Грудь и закон: как поддерживают грудное вскармливание в разных странах мира

Необходимо улучшать осведомленность педиатров в вопросах грудного вскармливания, увеличивать количество специалистов, которые могут помочь в налаживании лактации. Потому что пропаганда — пропагандой, но кормлению грудью тоже надо учить. И педиатры этого не умеют.


Мы регулярно пишем о пользе грудного вскармливания, но также регулярно напоминаем: решать, чем кормить своего ребенка должна, в первую очередь, его мама. Психологическое благополучие женщины важнее, чем налаживание лактации любой ценой.

Мнения Я стесняюсь отказать мужу в сексе. Это нормально?
Честная колонка об устаревших установках в голове и попытках их преодолеть.
Отцовство «Я рос без отца, мой отец тоже рос без отца. Мне никогда не нравилась эта „семейная традиция“». Правила жизни отца троих детей Юлиана Марэ
Сменить фамилию, удочерить ребенка жены и создать счастливую семью вопреки всем «родовым сценариям».