Это вам не просто картинки!
Комиксы — это без сомнения великий жанр, созданный на стыке литературы и изобразительного искусства. Нынешние мамы и папы могут вспомнить, как во времена их детства родители сетовали, что дети не читают великую классику, отдавая предпочтение комиксам. Появление «Киновселенной Marvel» и «Расширенной вселенной DC» возродило интерес к бумажным версиям этих знаменитых историй. И хотя современные дети предпочитают смотреть ролики в ТикТоке, гиков среди них все еще предостаточно. Ну, а уж родителей-гиков еще больше! Так что сегодня поговорим о комиксах.
Идея создать серию рисунков с короткими подписями, рассказывающую законченную историю, витала в воздухе буквально с античных времен. Еще древние египтяне делали нечто подобное! Позже серии «духовных» комиксов, рассказывающих истории из Библии, стали популярны среди малограмотных слоев населения в XVI–XVII веках в Европе. С XVIII века развлекательные прообразы комиксов выпускались по всему миру. Россия в этом смысле не отставала и породила жанр лубочных картинок.
Но настоящим «годом рождения» комикса считается 1892 год, когда в журнале «The San Francisco Examiner» вышел первый американский комикс «Медвежата и тигр».
Комиксы бурно развивались именно в США, потому что их активно использовали в своих изданиях два враждующих медиамагната — Уильям Рендолф Херст и Джозеф Пулитцер.
Одним из самых видных рисовальщиков империи Пулитцера был Ричард Фелтон Аутколт. В 1895 году он создал для «New York World» комикс с продолжением, который назывался «Аллея Хогана». Одним из его персонажей был мальчик в безразмерной желтой ночной рубашке, расписанной слоганами. Изначально его звали Мики Дьюган, но в историю этот герой вошел, как Желтый малыш. Персонаж так полюбился публике, что оригинал названия истории все не считали нужным помнить и называли эти комиксы «про Желтого малыша».
В 1898 году конкуренты переманили Аутколта в херстовский «New York Journal», и там он продолжил выпускать «Аллею Хогана». Читатели прозвали журналы, где выходили комиксы про Желтого малыша, «желтыми», а позже этот термин стали применять к любым изданиям, которые не брезговали слухами, громкими заголовками и ленились проверять факты.
«Классического» Супермена придумали в 1938 году. Но в 1931 году в США начали выпускать комиксы о герое по имени Тень. Он боролся с преступностью, скрывался в тенях и ловко прятался. Однако появление Супермена создало канон супергероя: он скрывает свою личность, в «супергеройской» ипостаси носит яркий и узнаваемый костюм, обладает сверхспособностями, но при этом не является богом или полубогом.
В 1932 году Джерри Сигел и Джо Шустер придумали историю о бродяге, который соглашается на участие в сомнительном эксперименте, в результате чего получает суперсилы и пытается поработить мир. Их рассказ назывался «The Reign of the Superman». Но публике он не понравился, поэтому авторы переосмыслили концепцию и сделали Супермена борцом за все хорошее против всего плохого.
Также на заре своей туманной юности Супермен не летал, а прыгал с крыши на крышу. Он уже тогда был сверхсильным героем, но бессердечной гравитации все же был подвластен. Когда в 1941 году решили снимать первый мультсериал по этому комиксу, художники-мультипликаторы попросили изменить способности героя, потому что они задолбались бы отрисовывать положение ног при каждом прыжке. Вот из-за такой прозы жизни мы и получили летающего Супермена.
Сейчас старомодный дизайн с бельишком наружу ужасно смешит публику. Но в 30-х и 40-х годах эта концепция была понятна и близка читателям комиксов. Дело в том, что в те времена цирк все еще был одним из самых популярных развлечений. Цирковые атлеты надевали поверх трико трусы, чтобы таз казался более широким и мощным. Человек в белье поверх облегающего костюма воспринимался в те времена не как смешной, а как сильный. Плюс трусы делали костюм супергероя более ярким и динамичным. А еще свою роль играло качество печати — оно на заре любви к комиксам было невысоким, и цветовой акцент в районе таза помогал читателям визуально отделить ноги героя от его от туловища.
Психолог Уильям Марстон в 1940 году дал интервью для журнала Family Circle. Уже известный изобретением «детектора лжи», в том интервью Марстон сетовал на нераскрытый образовательный потенциал комиксов.
Марк Гейнс, сооснователь All-American Publications (вскоре эта компания объединится с National Periodicals и станет знаменитой DC) решил нанять Уильяма Марстона в качестве консультанта по вопросам образования. Тот загорелся идеей придумать собственного, более интеллектуального супергероя, но решил, что новый персонаж должен обязательно быть женского пола. Вдохновлялся он образами своей жены Элизабет и партнерши Олив Бирн. В оружии Чудо-женщины («Лассо истины») трудно не узнать полиграф. В 1941 году вышел первый комикс с женщиной-супергероиней.
В апреле 2024 года один из девяти отлично сохранившихся экземпляров Action Comics #1 был продан на аукционе Heritage Auctions за рекордные шесть миллионов долларов. Это первый комикс о Супермене, который в свое время продавался по 10 центов за штуку. Из-за плохого качества бумаги и печати, а также небрежного отношения первых покупателей, в мире осталось крайне мало пристойно сохранившихся выпусков. А отлично сохранившихся, как мы уже говорили, всего девять.
Великий Стэн Ли придумал Халка серым, потому что хотел, чтобы персонаж ассоциировался с чудовищем Франкенштейна. Но полиграфия подкачала, поэтому на некоторых страницах Халк оказывался зеленым. Этот «косяк» Стэну Ли даже понравился, он придумал для зеленого и серого Халков разные характеры и способности, но потом решил не мучить художников и оставил только один вариант — зелененький.
Фанаты давно пытались понять, сколько может весить молот Тора из комиксов Marvel. Ответ на этот вопрос прямо дало само издательство, когда выпустило обменную карту «Молот Тора» в 1991 году. В ней указано, что Мьельнир весит… 19,2 килограмма! Его невозможно поднять не потому, что он очень тяжелый, а потому, что он покоряется лишь достойному. Если бы не это качество, то утащить его мог бы буквально любой взрослый человек.
Для привлечения внимания к выпуску комиксов о группе KISS, компания Marvel добавила в краску кровь музыкантов. У участников группы взяли кровь, а потом в присутствию юриста добавили ее в красную краску, о чем составили соответствующий договор с подписями и печатями. На дворе стоял 1977 год, так что история получилась скандальной.
Художник, писатель и автор комиксов Марк Грюнвальд пошел еще дальше — он захотел остаться со своими читателями навсегда. Когда он умирал от сердечного приступа в 1996 году, его последней волей стала кремация и последующее добавление его праха в чернила для выпуска комиксов. Близкие и издательство Marvel исполнили эту причудливую просьбу. Необычные чернила пошли на переиздание серии «Squadron Supreme».