С этого года приемная кампания в детские сады начинается раньше обычного: она идет прямо сейчас. И судя по тому количеству вопросов, которые мы ежедневно получаем, у родителей много путаницы и сомнений — как выбрать, чего ожидать, какие есть льготы.
Разбираемся вместе с методистом образовательного центра Каменный город.
По-хорошему, ребенок, если и должен ходить в детский сад, то с четырех лет. Так считают многие детские психологи, в том числе Людмила Петрановская. До этого возраста ребенок решает задачи, связанные с детско-родительскими отношениями, вырабатывает стойкую привязанность к родителями и проверяет ее на прочность (поэтому хорошо бы, если родители рядом, в зоне доступа).
Это в идеале. Но далеко не все родители могут сидеть с ребенком до четырех лет (что нормально), поэтому ребенка просто нужно подготовить, а также самим быть готовым к возможно непростой и не очень быстрой адаптации к детскому саду. Самый главный критерий, по которому можно понять, что ребенок готов — он умеет общаться с другими взрослыми и доверять им.
Понятно, что мама и папа важнее и оставлять их непросто, но с воспитателем тоже можно побыть вместе. А вот если ребенку повезет и он попадет в детский сад с внимательными воспитателями, то ребенок получит больше, чем где-либо, даже если ему ему меньше, чем четыре года: его научат быть самостоятельным, он проживет конфликты со сверстниками под наблюдением опытных педагогов и получит огромное удовольствие от жизни в своем мире, недоступном для взрослых.
Не всегда. Конечно, государственные сады отличаются от частных, прежде всего самим подходом к ребенку и родителям. На деле это значит, что с частным садом больше шансов, что вам пойдут навстречу — в еде, игрушках, развлечениях. Вы же его выбираете.
Государственный сад редко можно выбрать. Но если родители могут не отправлять ребенка в три года, а могут подождать, то можно дождаться места именно в том государственном саду, который подходит ребенку больше всего.
Отзывы проще получить в интернете или из первых рук, поговорив с родителями, которые водят своих детей в конкретный сад. В интернете можно пользоваться сайтами типа «Отзовик», изучить сайт городского департамента образования или найти в соцсетях группу своего микрорайона и бросить там клич.
Еще лучше погулять по детским площадкам рядом с садиком, на который вы засматриваетесь, и поговорить с родителями: большой шанс, что вы найдете нужных родителей.
Хотя хороший детский сад может находиться в любой точке города, для ребенка долгая дорога может стать стрессом. Лучше начинать с детского сада рядом с домом: так ребенок сможет общаться с ребятами из детского сада не только там, а может вообще встретить в группе уже знакомых ребят с детских площадок.
Еще один вариант — садик рядом с работой. Так будет проще забирать в ребенка в экстренных ситуациях, например, если отключат воду в детском саду или у ребенка резко поднимется температура.
Многие родители не обращают внимания на образовательную программу, но лучше ее почитать — найти ее можно на сайте детского сада. Сейчас детские сады часто включают в себя элементы нетрадиционных педагогических подходов, например, монтессори, реджио и других.
Изучив программу, вы поймете, на чем ставят акцент педагоги: на общении, развитии самостоятельности, физическом воспитании, обучении в определенном направлении.
Это самое сложное — в детских садах редко бывают дни открытых дверей. Но можно изучать сайт и социальные сети детского сада, узнавать информацию о педагогах, чтобы понять их опыт, ценности, коммуникативные навыки. Можно погулять рядом с детским садом во время детских прогулок и посмотреть, как педагог общается с детьми.
Это сделать проще — можно прийти в детский сад и рассказать о том, что вы хотите отправить сюда ребенка. Скорее всего заведующий садом не откажет вам: им тоже на руку познакомиться с родителями и получше узнать детей. Лучше всего это делать во время прогулки, так вы сможете посмотреть группы.
Конечно, он не разбирается в тонкостях и не читает отзывы, но может отреагировать эмоционально. Если его что-то пугает на территории детского сада или не нравятся воспитатели, которых вы ему показали — то это повод хоть немного, но задуматься.
Есть внеочередные и первоочередные льготы на поступление в детский сад.
Без очереди в сад могут поступить дети прокуроров, судей, пострадавших и участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, сотрудников СК РФ и граждан из подразделений особого риска.
Некоторые регионы расширяют список: например, туда могут входить дети-сироты или дети родителей-сирот. Чаще всего указанные дети могут не просто получить место раньше всех, а начать ходить в детский сад почти с любого возраста, если там есть такие группы.
В первую очередь в детский сад возьмут детей военнослужащих, сотрудников полиции, сотрудников органов внутренних дел, служащих в органах уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, органов по контролю за наркотиками и психотропными веществами, таможни, детей из многодетных семей, детей с инвалидностью или ребенка из семьи, в которой один из родителей имеет инвалидность, детей одиноких матерей.
И по новому закону в сад в первую очередь возьмут детей, у которых брат или сестра уже ходит в этот детский сад.
Родители платят даже за государственный детский сад — это называется родительской платой. Она отличается в разных регионах. Без платы можно водить в детский сад детей с инвалидностью, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с туберкулезной интоксикацией.
Также можно получать компенсацию части родительской платы — размер и условия устанавливают регионы.
Существуют СанПин, по которым работают детсадовские столовые: в них установлен перечень разрешенных и запрещенных продуктов, размеры порции и другие правила. Детей кормят пять раз в день, блюда в течение двух недель не должны повторяться. Может быть детям не всегда будет вкусно, но питание точно будет полезным.
В классических детских садах на это до сих пор ставят акцент: дети должны быть накормлены, вымыты, одеты, ухожены и здоровы. Уход чаще всего лежит на младших воспитателях и помощниках воспитателя. Но важнее, конечно, чтобы за ребенком после трех лет не ухаживали, а учили его самостоятельности и только иногда помогали.
Во всех детских садах есть образовательные программы, и, конечно, с детьми занимаются. У них есть часы художественного творчества, они знакомятся с окружающим миром, занимаются музыкой и физкультурой. С детьми старше пяти лет чаще всего изучают грамоту и учат читать и писать. Также почти во всех садах можно выбрать дополнительные занятия — уроки финансовой грамотности, тхэквондо или что-то еще.
Воспитатель — это самый главный человек в детском саду для ребенка. Если отношения сложатся, то ребенок запомнит эти годы как одни из самых чудесных. Но отношения с воспитателем — это лотерея, потому что редко можно выбрать конкретного воспитателя (в отличии, например, от учителя младшей школы). Часто отношения ребенка и воспитателя приходится регулировать — разговаривать то с тем, то с другим о ценностях и потребностях.
К сожалению, если вы против «патриотического» воспитания, вам придется смириться с тем, что почти в каждом саду отмечают 23 февраля и иногда даже учат гимн. Если вы категорически против, можно разговаривать с ребенком или искать другой сад. Но можно просто понять, что ребенок воспринимает эти традиции совсем не так, как вы.
Также могут возникнуть сложности, связанные с гендерным воспитанием. Их становится все меньше, но иногда девочкам рекомендуют ходить только в платьях, а мальчикам с короткими волосами. Здесь придется только отстаивать свою позицию или менять детский сад.
Сейчас детей редко водят организованно в театры, зоопарки и цирки. Тем более в разгар пандемии коронавируса. Но часто воспитатели и методисты компенсируют недостаток развлечений: устраивают театральные постановки силами детей, организуют экскурсии, приглашают учеников из ближайших школ с выступлениями, проводят спортивные турниры.