Шестимесячные турне по миру и рукопожатия с детьми.
21 апреля 2024 года королеве Великобритании Елизавете Второй исполнилось бы 98 лет. Ко дню рождения правительницы и многодетной мамы (а она, напоминаем, родила трех принцев и одну принцессу) мы решили вспомнить, как анонсировали ее беременность, как проходили роды и первые годы с детьми. Спойлер: совсем не так, как у молодых родителей из королевской семьи.
Дворец тонко объявил о первой беременности Елизаветы в 1948 году — в заявлении говорилось, что она «не будет брать на себя никаких публичных обязательств после конца июня». Эта расплывчатая формулировка послужила для многих подтверждением того, что королева Елизавета (тогда еще принцесса) была беременна, хотя официально об этом не было объявлено. Ее первый ребенок, принц Чарльз, родился 14 ноября 1948 года.
Аналогичные заявления были сделаны, когда Елизавета была беременна принцессой Анной и принцем Эдвардом. Дворец выпустил довольно похожий анонс и когда она ожидала появления принца Эндрю в 1959 году. «Королева больше не будет принимать участие в публичных мероприятиях, — говорилось в анонсе. — Ее Величество глубоко сожалеет о разочаровании, которое ее неспособность осуществить запланированное турне по Западной Африке может принести многим людям в Гане, Сьерра-Леоне и Гамбии».
Никаких слов о радости, ожидании ребенка, его половой принадлежности в этих сообщениях не было. По информации Си-би-си, королева Елизавета узнала о своей беременности принцем Эндрю во время тура по Канаде. Принц Филипп взял на себя некоторые из ее выступлений на случай, если ей нужно было отдохнуть.
Королева не появлялась на публике в тот период, когда ее беременность (любая из четырех) была заметной внешне. В этой связи очень контрастным было поведение принцессы Дианы, не скрывавшей свой статус и задавшей в свое время определенные тренды в мире моды для беременных.
Интересное по теме
Традиции и новаторство: как устроено деторождение в британской королевской семье
Королеве Елизавете было 22 года, когда у нее родился первый ребенок. Все четверо ее детей родились дома — Чарльз (по разным данным, роды длились от 22 до 30 часов и закончились кесаревым сечением), Эдвард и Эндрю в Букингемском дворце, а Анна в Кларенс-Хаусе, британской королевской резиденции в Лондоне.
Хотя все дети королевы Елизаветы Второй появились на свет дома, рождение младшего ребенка, принца Эдварда стало серьезным отходом от традиции: на родах присутствовал и отец, принц Филипп.
«Королева, которой к тому времени было 37 лет, попросила его быть с ней, — говорится в книге „Мой муж и я: внутренняя история 70-летнего королевского брака“. — Она внимательно читала женские журналы, в которых подчеркивалась важность партнерских родов, и была очарована этой идеей».
Однако не только это сделало Елизавету прогрессивной в глазах общества: впервые на родах члена королевской семьи не присутствовал министр внутренних дел (да, раньше это было обязательной частью программы).
Интересно, что у королевы был персональный дворцовый гинеколог — сэр Уилльям Гиллиат. Он принимал первые и вторые роды Елизаветы. В 1956 году Гиллиат погиб в автокатастрофе, и его место занял его ассистент Джон Пил — он помог появиться на свет младшим королевским детям, Эдварду и Эндрю. И только лишь преемник Пила, сэр Джордж Пинкер, совершил просто-таки революцию в деле монархического родоразрешения, пригласив королевских особ рожать в оборудованных для этого современной техникой больницах. Так внуки королевы, принц Уильям и принц Гарри, появились на свет в госпитале Святой Марии в Лондоне.
Интересное по теме
Как в британской королевской семье изменились традиции освещения деторождения
Если сегодня фото королевских отпрысков публикуют после выписки, в прежние времена королева не торопилась с подобными снимками. Изображение малыша Чарльза показали общественности, когда ему был уже месяц.
Однако самого ребенка выставили на обозрение придворных во дворце всего через пару часов после родов: его запеленали и положили на кроватку в огромном тронном зале.
Елизавета кормила Чарльза грудью в течение двух месяцев, а потом она заболела корью и ей порекомендовали свернуть ГВ.
По словам биографа Салли Беделл Смит, хотя Елизавета была «в восторге» от своего первого ребенка, она часто оставляла его, когда Чарльз был младенцем, и ездила к принцу Филиппу на Мальту, где тот проходил службу в Королевском флоте. Смит пишет: «Принц Филипп почти не знал своего сына в течение первых двух лет жизни мальчика, хотя по возвращении из-за границы он нашел время, чтобы научить Чарльза стрелять и ловить рыбу, а также плавать в бассейне Букингемского дворца».
Принцу Чарльзу было четыре года во время коронации его матери в 1953 году. Приняв на себя статус монарха, она должна была отправиться в шестимесячное турне — а Чарльз и его младшая сестра остались дома. Историк Роберт Лейси говорит, что для королевы не было ничего предосудительного в таком выборе — ведь она «сама воспитывалась в этом стиле, в конце концов ее собственные родители оставляли ее дома и доверили все ее обучение гувернанткам и домашним репетиторам».
Интересное по теме
Конец прекрасной эпохи: что мы вспомним о Елизавете II
Отсутствие тактильной связи с детьми стало особенно заметным в мае 1954 года, когда королева и принц Филипп вернулись из пресловутого турне по странам Содружества и приветствовали пятилетнего Чарльза и трехлетнюю Анну рукопожатиями.
«Возможно, мы в детстве не были слишком требовательны в том смысле, что мы понимали, какие ограничения были и какие обязанности возлагались на нее [королеву Елизавету] как на монарха — в том, что ей приходилось делать, и в путешествиях, которые ей приходилось совершать, — сказала принцесса Анна в интервью Би-би-си в 2002 году. — Но я ни на секунду не сомневаюсь: никто из нас не думал, что она не заботилась о нас точно так же, как и любая другая мать».
В то время как обстоятельства не позволили королеве проводить много времени с ее старшими детьми в их ранние годы, на младших она отвела душа — взяла паузу на 18 месяцев, чтобы «насладиться» младенчеством Эндрю и Эдварда.
В прессе нередко поднимался вопрос о фаворитизме королевы в отношении ее детей, а роль ее любимца неоднократно приписывали Эдварду, у которого со старшим братом Чарльзом 15 лет разницы. Младших детей королевы вообще часто называли «подарком самой себе» после того, как она утвердилась в своей королевской роли.
По-настоящему ломать устои в отношении воспитания детей будут новые поколения принцесс. Вот лишь несколько примеров. Принцесса Диана взяла девятимесячного Уильяма с собой в шестинедельный тур по Австралии и Новой Зеландии, хотя протокол ей это и запрещал (подробнее о ее бунтарстве в материнстве мы рассказывали в этом тексте).
Герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон открыто говорила о своем токсикозе во время беременности и о постоянно преследующем молодых матерей чувстве вины, а еще она пару разу шикала на детей в присутствии публики. Ну и нельзя не упомянуть Меган Маркл, которая разрушила еще одно табу, написав колонку о своей перинатальной потере.
Изначально текст был опубликован на сайте Chips Journal.