«Ты ненадежный актив». К чему готовиться, выходя на работу из декрета

Личный опыт и советы читательницы.

Иллюстрация Насти Железняк

Насколько сложно или легко пройдет выход из декрета на работу, часто зависит от специфики профессии, возможности работать удаленно и ценностей коллектива. В этом письме сошлось все: и готовность женщины максимально осознанно выстроить этот процесс, и понимающий начальник, и эмпатичный муж. Но и при таких обстоятельствах проблем избежать не удалось.

Социологи опросили тысячу британских матерей, которые совсем недавно вышли из декрета на работу, и выяснили, что в среднем им требуется шесть месяцев для того, чтобы полноценно включиться в рабочий процесс. Каждая пятая опрошенная женщина призналась, что она плакала спустя несколько первых рабочих дней.

25 процентов респонденток рассказали, что после их возвращения атмосфера на рабочем месте изменилась до неузнаваемости, а 20 процентов отметили, что чувствовали, что их начальство и коллеги не понимают те физические и психологические изменения, через которые им пришлось пройти.

Я вернулась на работу, когда дочке было пять месяцев. В декрете я продолжала читать, слушать и размышлять об интересующих меня рабочих темах и, видимо, не успела потерять рабочий настрой.

До декрета я работала в крупной немецкой компании руководителем нескольких команд, в моем подчинении было 20 человек. В нашей компании было очень трепетное отношение к work life balance и соблюдению всех трудовых обязательств. У меня был классный руководитель, у которого трое детей, поэтому он очень хорошо меня понимал, поддерживал и помогал организовать мой уход в декрет и возвращение на работу. Еще мне очень помогли ковид и всеобщий переход на удаленку.

Уходя в декрет, я распределила свои обязанности между разными людьми — моим вышеуказанным шефом, руководителем моего уровня из головного офиса (он работал с моими командами удаленно) и несколькими ответственными ребятами из моих команд. Распределяя обязанности, я заранее отметила для себя, от чего я хочу отделаться навсегда, а что хочу забрать обратно, когда вернусь. Таким образом, декрет помог мне делегировать то, что раньше было сложно отдать.

Мы договорились с шефом, что я выйду, когда ребенку будет полгода, а когда ей было четыре месяца, мы встретились и утвердили это решение — договорились о моем выходе на месяц раньше, но с плавным погружением в рабочую жизнь.

Интересное по теме

Сколько времени требуется, чтобы привыкнуть к работе после декрета? Отвечают ученые

Я возвращалась к работе поэтапно:

  • Первый месяц — 20 процентов (один день в неделю).
  • Второй месяц — 40 процентов.
  • Потом еще месяц или два на 60 процентов.
  • И потом на 80 процентов (в пятницу не работала). При этом я старалась по максимуму работать из дома, в офис приезжала один-два дня в неделю.

Конечно, мне приходилось иногда подключаться к каким-то вопросам, но в целом и я, и коллеги с уважением относились к моему рабочему графику. Возвращение на работу стало для меня большой радостью и удовольствием. Чувства вины за то, что я мало вижу дочку, я почти не испытывала. Я, скорее, испытывала вину за то, что я провожу с ней не так много времени, но даже за это время успеваю устать.

Няню мы нашли, когда дочке было три месяца. Искали с условием, что два месяца няня приходит по выходным, а потом выходит в будни по восемь-девять часов. Это помогло нам освоиться с няней, привыкнуть друг к другу и присмотреться, хотя и не спасло от дальнейших смен нянь.

Выход на работу позволил мне:

  • Почувствовать себя человеком и профессионалом.
  • Продолжить зарабатывать и чувствовать себя финансово самостоятельной.
  • Отдыхать от ребенка.
  • Реализовывать свои ценности в карьере.

Интересное по теме

«Совмещать работу и материнство очень просто, если знаешь, что ребенку без тебя нормально»: монологи работающих матерей

Сложности:

  • Жизнь с няней.
  • Вывозить ментальный груз бытовых и детских проблем, помимо работы.
  • Сложно принять, что запланировать можно все что угодно и весь план может пойти по одному месту по причинам, о которых ты даже помыслить не могла.
  • Сложно менять карьеру, потому что это расшатывает всю систему.
  • Всякие незапланированные штуки, начиная от детских болезней и заканчивая переездом в другую страну, по умолчанию большей частью ложатся на меня. Даже несмотря на то, что мой муж — адекватный, ответственный и договороспособный человек, мне приходится, помимо всего, находить силы на переговоры о разделении обязанностей и постоянно отжимать свое время и пространство.

Интересное по теме

Мужчины моют посуду, а женщины все равно нервничают и устают — рассказываем, почему это происходит

Что помогает:

  • Знание, что я не одна, поддерживающее окружение, насколько это возможно (НЭН, подкасты, подруги, клубы профессионалов, другие профессионалы с детьми в поле зрения).
  • Планирование декрета, продумывание, какие обязанности можно отгрузить и потом не забирать.
  • Постепенный выход из декрета.
  • Договороспособный муж.
  • Социально ответственная компания, где в целом принято экологично относиться к сотрудникам.
  • Психолог.
  • Постоянное пополнение профессиональных знаний. Подкасты, кейсы, книги — все что угодно, чтобы продолжать хотя бы мыслить бизнес-лексикой.
  • Очень помогало, что мне действительно интересна моя работа. Не на сто процентов, конечно, но у меня всегда были и есть направления и активности, о которых хочется думать и воплощать.
  • Частичная удаленка.

Сложности начались через три месяца после выхода на работу.

Нам пришлось менять няню, потому что у нашей няни оказались серьезные проблемы со спиной. Еще через три месяца «упражнение» пришлось повторить, потому что с новой няней у меня не сложились отношения. Повезло, что предыдущая няня посоветовала женщину, которая нам подошла. У меня поддерживающий и адекватный муж, но все равно основная нагрузка по поиску, переговорам, «присматриванию к человеку» лежала на мне. Это, помимо всего прочего, создавало напряжение между мной и мужем.

Интересное по теме

«Никогда не знаешь, что запомнит и вынесет ребенок из детства, но он точно запомнит любовь»: теория и практика поиска няни — в одной честной колонке

Тем временем на работе поменялся шеф — теперь моим начальником стал молодой бездетный амбициозный паренек, который стал продавливать меня на выход на сто процентов. Я сначала согласилась через некоторое время выйти на полную ставку, но потом поняла, что погорячилась и у меня вообще не останется личного времени, если я буду работать «как все».

Мне пришлось отказываться от своего решения, искать слова, чтобы объяснить шефу, чем ему грозит мое выгорание и какие у него будут выгоды, если я продолжу работать на 80 процентов. Мягко говоря, это был не самый приятный разговор в моей жизни. Шеф давил на то, что я сначала согласилась и он на меня рассчитывал, а теперь я отказываюсь и как теперь он может мне доверять? То есть давил на самое больное для работающих мам — «ты ненадежный актив».

Я очень вежливо и настойчиво гнула свою линию. Я выяснила, что по ТК РФ компания не имеет права заставить меня выходить на полную ставку. Там сложносочиненный закон, точную цитату не приведу, но мне в итоге это очень помогло, потому что я держала это в голове как последний аргумент. Использовать его не хотелось, но знание своих прав придавало уверенности. И, кстати, это не помешало моей дальнейшей карьере и отношениям с шефом.

Интересное по теме

Материальная поддержка, гибкий график, детские праздники: чего хотят российские мамы от своих работодателей?

Началась война, и мы с мужем стали искать вариант уехать. Меня позвали в Германию на должность руководителя, мужу предложили релокацию в Сербию. По деньгам расклад получался примерно одинаковый, но в бытовом смысле в Сербии проще настроить жизнь. Кроме того, в нашей семье разруливание всяких бытовых вещей, типа найти, узнать, договориться, — легче дается мне, чем мужу. Поэтому решили переезжать по его работе, а как устроимся, я буду искать новую работу.

Тогда это решение казалось мне очень здравым и адекватным, а теперь видится обидной жертвой. Дочка пошла в сад, постоянно болеет, а я болею вместе с ней. На старой, хорошо знакомой работе можно было бы это все разруливать, а как выходить на новую работу в новой стране в такой ситуации, я не представляю. В итоге моя карьера оказалась на паузе, и для меня это огромный провал в качестве жизни.

С последней сложностью пока не справилась, но точно знаю, что как-то получится.