Не винить родителей в инвалидности их детей: колонка об одном билборде

Неудачная рекламная кампания как повод поговорить о человечности и важности инклюзии для развития общества.

Может быть, вам уже попадалась на глаза эта история. Благотворительный фонд «Подарок ангелу» выпустил рекламную кампанию и был вынужден отозвать ее в кратчайшие сроки. Больше всего возмущения вызвал плакат, на котором крупными буквами было написано: «В инвалидности ребенка виноваты родители», а ниже мелкими буквами: «Может не быть виноватых».

Видимо, креативное агентство хотело провести ревизию стереотипов в отношении людей с особенностями развития, но из-за неудачной подачи информации такой смысл не считался ни аудиторией потенциальных благотворителей, ни родителями детей с инвалидностью.

Кому-то вообще показалось, что это реклама детских автокресел, так как билборды были установлены на дорожных развязках. После бурной дискуссии в Сети, плакаты сняли, а директор фонда Анастасия Приказчикова принесла у себя в блоге довольно неоднозначные извинения (вкратце их можно было бы пересказать так: мы, конечно, извиняемся перед всеми, кому сделали больно, но вы вообще-то сами виноваты, что нас неправильно поняли).

Можно предположить, что фонд после этой истории и так понес значительный репутационный ущерб и потерял часть своих подписчиков и жертвователей.


Поэтому мне бы не хотелось писать этот текст в жанре «я обвиняю» — думаю, что фонду и так сейчас приходится непросто, а в праве на ошибку трудно кому-либо отказывать.


Даже компания Lego, выпустив на рынок свои кубики с шрифтом Брайля, забыла (или не учла), что ролик об этом релизе этично было бы сопроводить голосовой озвучкой, потому что только таким образом видео смогли бы понять незрячие дети.

Все эти вещи вряд ли делаются по злому умыслу — скорее, многим компаниям просто не хватает специалистов, которые бы помогли наладить связь с сообществом людей с особенностями развития. И пример неудачной кампании фонда «Подарок ангелу» как раз про это: если бы агентство провело фокус-группу с родителями детей с инвалидностью, то, наверное, плакаты с поиском виноватых не появились бы в городе.

Пока я писала эту колонку, я пыталась найти примеры воодушевляющих рекламных кампаний, в которых бы «удачно» переосмыслялись стереотипы в отношении людей с особенностями развития. Но, честно говоря, мне так и не удалось найти ничего убедительного (визуально меня зацепила эта кампания: на ступеньках метро просто нанесено граффити с изображением гор и написано: «Для кого-то это Эверест», но такая кампания, скорее, повышает так называемую disability awareness — общую осведомленность о проблемах людей с инвалидностью).


Пока я гуглила эти кампании, на одном из бизнес-сайтов я нашла такую рекомендацию: делайте ваш продукт для людей с особенностями развития, и им в итоге будет пользоваться каждый.


Этот тезис был сопровожден разными примерами: электрическая зубная щетка была разработана в конце 1930-х годов для людей с повреждением двигательной моторики. А сегодня ею пользуются тысячи людей по всему миру.

Сенсорный экран. Голосовые помощники. Управление программами за счет движения зрачков. Всеми этими сервисами либо уже пользуются, либо в скором времени будут пользоваться миллионы людей, независимо от их диагнозов, потому что эти «ассистирующие технологии» удобны всем. Но именно пример людей с особенностями развития когда-то подтолкнул изобретателей на их создание.


Так что мембрана между миром людей с инвалидностью и миром людей без нее, очень тонкая, а может быть, если присмотреться внимательней, ее и вовсе не существует.


А теперь еще немного о самом стереотипе, с которым пыталась работать рекламная кампания фонда «Подарок Ангелу». Я думаю, что каждая женщина, забеременев, думает о том, родится ли ее ребенок здоровым. И никто не застрахован от другого сценария. Некоторым людям хочется оградить себя от этих мыслей убеждением, что дети с особенностями развития могут родиться только у каких-то асоциальных алкоголиков, проживающих под мостом.


Нет, дети с особенностями развития могут появиться в каждой семье — что-то может пойти иным путем во время беременности, во время родов, в последующие годы жизни.


От понимания этого факта кому-то делается страшно и жутко, кому-то грустно. Родительство вообще делает нас предельно уязвимыми: мы заранее не знаем, какими будут наши дети и не знаем, какая у них будет судьба.

Поэтому так хочется, чтобы никто больше никогда не винил родителей в инвалидности их детей — особенно, когда это делается рандомно, без понимания ситуации. На месте этих родителей может оказаться каждый. А если мы доживем до старости, то рано или поздно обязательно почувствуем на себе, что значит быть человеком с ограниченными возможностями. На этом, как говорится, у меня все.

Мнения «Никто не хочет с ним играть»: почему современные дети не умеют дружить
Есть ли у родителей повод переживать и помогать детям искать друзей.
Новости Водители-ниндзя и персонаж из фильма ужасов: новые тренды в японском такси
Японцы делают жизнь веселее и подогревают интерес к своей культуре.