реклама

Как нежелание сидеть в декрете превратилось в известный бренд: история мамы, которая просто начала вязать шапочки

Рассказываем, как декрет может навести на идею успешного бизнеса.

Иллюстрация НЭН

София не мечтала о бизнесе. Она просто устала от декретных будней. У нее не было инвесторов, бизнес-курсов и плана. Начала вести блог, просто чтобы занять себя чем-то в декрете. Дальше были — первые продажи, первый обман от подруги, первый цех, первый миллион… А теперь ее бренд растет быстрее, чем ее дети (их тоже стало больше). Этот текст мы подготовили вместе с Ozon в рамках серии рассказов о предпринимательницах по всей России.

Бизнес на шапочках

Когда София родила первого ребенка, она вязала шапки — просто чтобы занять руки. От декрета девушка уставала, поэтому решила пойти в школу стилистов: «Когда ты прямо из песочницы попадаешь в место, где все наряжаются, фотографируются, получают деньги за обзоры — это вдохновляет. Это был глоток свежего воздуха! И я вдохновилась. Захотелось развивать свой блог».

Тогда, в 2016-м соцсети работали иначе: стоило какому-то знакомому стилисту отметить шапочку Софии в своем посте, как на ее блог подписывалось сразу двести человек, спрашивали, где можно купить такую же вещь. В то время были в моде суперобъемные шапки из мохера, которые вязались очень легко и быстро. Сначала девушка вязала их для себя, потом — для подруг, и довольно быстро стала делать их на заказ. «Я отвожу ребенка в садик, развожу по городу шапочки — и понимаю, что людям это нравится, и мне нравится».


«Я еду на склад, выбираю пряжу, придумываю модель — и кто-то из другого города заказывает это. Это крутые эмоции! Ты ныряешь в это с головой»


Интересное по теме

Карьера после материнства: истории о женщинах, которые вырастили детей и круто изменили свою жизнь

Тогда София не называла свое дело бизнесом — «Я просто шапочки продавала». Публиковала фото, отвечала на сообщения, паковала заказы по вечерам. Все это было скорее способом вернуться к себе после погружения в материнство, чем осознанной попыткой построить бренд.

Когда София перестала справляться с потоком заказов сама, она попросила помочь тетю, та — своих подруг, а затем появилась машинная вязальщица: «Я просто увидела, что на складе, где я закупала пряжу, продают не маленькие мотки, а огромные бобины. Так узнала, что есть домашние вязальные машинки — и женщины, которые на них работают», — вспоминает она.

Бренд по фамилии дедушки

В 2020 году девушка развелась и поняла: на сезонных шапочках не проживешь. Тогда она уже продавала их не через блог, а через точки реализации, но ее часто обманывали — не отдавали деньги. Поэтому Софии захотелось серьезности, настоящего дела. Она решила все оформить официально и зарегистрировала бренд — Erist, по фамилии дедушки Софии. Она знала, что зима — очень хороший сезон для продаж, поэтому открыла ИП в марте и до сентября готовила свою первую официальную коллекцию.


После шапок София задумалась и об одежде — потому что головные уборы люди покупают в ограниченном количестве, а штаны и кофты — постоянно.


«Я думала про удобную одежду для женщин — то, что я сама ношу и люблю. Я умею выбирать модели, которые хорошо сидят — подружки всегда спрашивают, откуда у меня одежда. Поэтому я взяла свои любимые готовые вещи как пример и по их лекалам шила образцы, улучшала их. Например, мы сделали партию спортивных костюмов с разными ростовками — ведь как высокая девушка, я понимаю, как сложно нам купить что-то в масс-маркете».

Интересное по теме

«А почему в резюме такой большой пропуск?» Как женщинам приходится оправдываться за проведенные в декрете годы

Переход на новый уровень

Немного денег на первую коллекцию у Софии было отложено, еще банк выдал ей кредитку на 450 тысяч, она продала несколько своих любимых сумок — за 10, 15 тысяч рублей. Все шло в дело! А однажды на светофоре машину девушки случайно задел какой-то внедорожник, почти не оставив следов. Но водитель испугался, выскочил из машины, вручил ей 25 тысяч рублей и умчался. Так София поняла, что вся вселенная ей помогает открыть свой бренд.


«Тогда мне казалось, что все обстоятельства играют в мою пользу. На первую коллекцию ушло около 800 тысяч. Но я была уверена, что продам — даже если со скидками, даже через комиссионки. Как минимум я отобью вложенные деньги, не прогорю!»


Первая зимняя коллекция зашла на ура, и когда сезон закончился, София поняла — нужно продолжать. Летом вязаный трикотаж не так актуален, поэтому девушка начала заказывать в местных цехах футболки, брюки, платья, тогда же открыла шоурум. Сама в нем и работала — однажды закрыла магазин пораньше, чтобы забрать сына. А как только ушла, позвонил клиент и спросил, почему никого нет.

Такого не случится, если продавать товары онлайн — покупатель может посмотреть их в любое удобное время. А еще потенциальные продажи не ограничены населением одного города — например, на Ozon самые разные товары покупают более 58 миллионов человек.

«Мой сын приезжал со мной в шоурум, вечерами сидел там. Иногда смотрел мультики, пока я работала. Я не была супермамой, но старалась проводить с ним качественное время. Он просто знал, что мама работает». Только через год София решилась нанять первую сотрудницу — свою подругу.

Работа над ошибками

«Как-то утром мне пишет клиентка и говорит: „Здравствуйте, я у вас свитер вчера купила, можно поменять на другой цвет?“ Я говорю: „Так у нас нет этой продажи! Вы точно его у нас купили?“ Начинаю смотреть по камерам и понимаю, что моя подруга, которая была в тот вечер в шоуруме, просто взяла наличные и не пробила чек. Отматываю видео назад и понимаю, что она так делала в течение целого месяца».


Так у Софии появился большой страх, что ее могут обмануть: она от природы очень открыта и не понимала, как совмещать свое базовое доверие к миру с необходимостью постоянного контроля.


Например, один раз в цехе ее заказ поняли неправильно и к партии толстовок пришили воротники, как у рубашек-поло. А в другой — сшили настолько короткие платья, что их пришлось отдать на благотворительность в качестве длинных футболок. Тогда София поняла, что работать нужно исключительно с договорами, в которых зафиксирована каждая деталь. Они спасут, как минимум, от бессмысленных трат.

В результате София вывела для себя принцип: это ее бренд и только ее ответственность. Поэтому ей стоит с самого начала прочувствовать все: каждую продажу, каждую копейку, только потом — нанимать людей.

Взросление бренда и новый декрет

Продажи тем временем продолжали расти: все модели София заказывала малыми партиями: 20 футболок на размер. Щупала рынок. Какие-то вещи не заходили — их девушка отдавала в благотворительные фонды. Так рождалась ДНК бренда — методом проб и ошибок. В одной статье девушка прочитала, что около сорока процентов прибыли надо отдавать на рекламу — и следовала этому принципу. Тогда вокруг было много блогеров, начинающих стилистов, которые с радостью брали вещи нового бренда и рассказывали о нем своей аудитории. И такая реклама отлично работала! «Яркость — наша фишка. В то время, когда все шили бежевое — мы делали фуксию, салатовый. Это покупали. Люди ехали через весь город, чтобы купить яркое!


Я помню, что в какой-то момент заработала 500 тысяч за месяц. А потом — почти миллион. Увидеть эту цифру было очень сложно, ведь я почти все пускала обратно в развитие бизнеса и рекламу… Но она была!»


2022 год стал прорывным: в сентябре бренд впервые сделал 5 миллионов оборота за месяц. В команде появилась CRM, аналитика, контент, логистика… Больше тридцати человек! Бренд стал «взрослым» — но София все так же утверждала каждую модель лично. Каждый свитшот она надевала, проверяла, как сидит, как ощущается, не жмет ли в плечах. «Если бы я не носила это сама, я бы не смогла предложить это другим», — говорит она.

А потом София снова вышла замуж — тоже через работу. Ее будущий муж производил красивые шоперы и предложил их ее магазину. Они познакомились, полюбили друг друга, поженились, родили ребенка… И София снова оказалась в декрете.


«Я поняла, что все, абсолютно все покупаю на Ozon — коляски, одежду, химию. Муж заезжает в ближайший пункт выдачи и забирает. Так что я подумала: а почему мы не продаем там же? Это же логично!», — вспоминает она.


Несмотря на сомнения команды («У нас же недешевый товар!» и «Мы не справимся с объемами Ozon!»), бренд недавно вышел на маркетплейс. Без рекламы. Без объявлений в соцсетях. Просто разместили — и начали получать заказы. Люди, которые следили за брендом в соцсетях, но не могли заказать через сайт, наконец стали покупателями.

Выбрала Ozon девушка по нескольким причинам. Во-первых, другие маркетплейсы предлагали гораздо менее выгодные условия для продавцов. Во-вторых, не могли развозить товары Erist из Екатеринбурга по всей стране. В Ozon таких проблем не было. А еще он дает возможность быть «видимым» для покупателей — а это важно, когда запускать рекламу становится все сложнее.


«Если бы я начинала сейчас, я бы начала с Ozon, — говорит София, — рынок сейчас другой»


«Блогеры дорогие: о тебе уже не напишут, если ты просто подаришь кому-то красивую и качественную вещь. Рекламу нельзя запускать в запрещенных соцсетях. А на Ozon — тебя увидят, появятся первые покупатели, будет движение. Сейчас это лучший способ начать!» Работу с маркетплейсом София начала недавно — и считает запуск успешным.

Ozon дает доступ к миллионам клиентов. Здесь можно начать продавать свои изделия впервые. А можно зайти на маркетплейс с уже зарекомендовавшим себя брендом — расширить диапазон покупателей и делегировать логистику маркетплейсу.

Свой бизнес можно начать и в декрете — Ozon позволяет самостоятельно выстраивать график и забирает на себя заботы о логистике и поиске клиентов. На площадке есть помощь, поддержка и консультации, чтобы решать все технические вопросы. И бесплатные обучающие материалы, которые помогут избежать ошибок на старте.

Так что попробовать точно стоит — тем более, сейчас у вас появится отличный шанс успеть подготовиться к высокому сезону распродаж, — Школьный сезон, Черная пятница, 11.11 и Новый год — когда продажи на Ozon растут в разы!

Сегодня у Erist есть корнер в Москве, и скоро откроется магазин в главном ТЦ Екатеринбурга. «Я никогда не думала, что сделаю бренд. Я просто хотела быть полезной. Сделать красиво, удобно, честно. И мне кажется, это и есть главная сила». София говорит, что секрет один: делать все самой в начале. «Не нужно сразу нанимать команду, строить офис, печатать визитки. Нужно понять, зачем ты продаешь, и главное — кому, и пройти этот путь».

Реклама. ООО «Интернет Решения», ИНН 7704217370, erid: 2W5zFJ5yZgC

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...