реклама

Как нежелание сидеть в декрете превратилось в известный бренд: история мамы, которая просто начала вязать шапочки

Рассказываем, как декрет может навести на идею успешного бизнеса.

Мама с ребенком на руках. Коллаж Марии Кондратьевой для НЭН

София не мечтала о бизнесе. Она просто устала от декретных будней. У нее не было инвесторов, бизнес-курсов и плана. Начала вести блог, просто чтобы занять себя чем-то в декрете. Дальше были — первые продажи, первый обман от подруги, первый цех, первый миллион… А теперь ее бренд растет быстрее, чем ее дети (их тоже стало больше). Этот текст мы подготовили вместе с Ozon в рамках серии рассказов о предпринимательницах по всей России.

Бизнес на шапочках

Когда София родила первого ребенка, она вязала шапки — просто чтобы занять руки. От декрета девушка уставала, поэтому решила пойти в школу стилистов: «Когда ты прямо из песочницы попадаешь в место, где все наряжаются, фотографируются, получают деньги за обзоры — это вдохновляет. Это был глоток свежего воздуха! И я вдохновилась. Захотелось развивать свой блог».

Тогда, в 2016-м соцсети работали иначе: стоило какому-то знакомому стилисту отметить шапочку Софии в своем посте, как на ее блог подписывалось сразу двести человек, спрашивали, где можно купить такую же вещь. В то время были в моде суперобъемные шапки из мохера, которые вязались очень легко и быстро. Сначала девушка вязала их для себя, потом — для подруг, и довольно быстро стала делать их на заказ. «Я отвожу ребенка в садик, развожу по городу шапочки — и понимаю, что людям это нравится, и мне нравится».


«Я еду на склад, выбираю пряжу, придумываю модель — и кто-то из другого города заказывает это. Это крутые эмоции! Ты ныряешь в это с головой»


Интересное по теме

Карьера после материнства: истории о женщинах, которые вырастили детей и круто изменили свою жизнь

Тогда София не называла свое дело бизнесом — «Я просто шапочки продавала». Публиковала фото, отвечала на сообщения, паковала заказы по вечерам. Все это было скорее способом вернуться к себе после погружения в материнство, чем осознанной попыткой построить бренд.

Когда София перестала справляться с потоком заказов сама, она попросила помочь тетю, та — своих подруг, а затем появилась машинная вязальщица: «Я просто увидела, что на складе, где я закупала пряжу, продают не маленькие мотки, а огромные бобины. Так узнала, что есть домашние вязальные машинки — и женщины, которые на них работают», — вспоминает она.

Бренд по фамилии дедушки

В 2020 году девушка развелась и поняла: на сезонных шапочках не проживешь. Тогда она уже продавала их не через блог, а через точки реализации, но ее часто обманывали — не отдавали деньги. Поэтому Софии захотелось серьезности, настоящего дела. Она решила все оформить официально и зарегистрировала бренд — Erist, по фамилии дедушки Софии. Она знала, что зима — очень хороший сезон для продаж, поэтому открыла ИП в марте и до сентября готовила свою первую официальную коллекцию.


После шапок София задумалась и об одежде — потому что головные уборы люди покупают в ограниченном количестве, а штаны и кофты — постоянно.


«Я думала про удобную одежду для женщин — то, что я сама ношу и люблю. Я умею выбирать модели, которые хорошо сидят — подружки всегда спрашивают, откуда у меня одежда. Поэтому я взяла свои любимые готовые вещи как пример и по их лекалам шила образцы, улучшала их. Например, мы сделали партию спортивных костюмов с разными ростовками — ведь как высокая девушка, я понимаю, как сложно нам купить что-то в масс-маркете».

Интересное по теме

«А почему в резюме такой большой пропуск?» Как женщинам приходится оправдываться за проведенные в декрете годы

Переход на новый уровень

Немного денег на первую коллекцию у Софии было отложено, еще банк выдал ей кредитку на 450 тысяч, она продала несколько своих любимых сумок — за 10, 15 тысяч рублей. Все шло в дело! А однажды на светофоре машину девушки случайно задел какой-то внедорожник, почти не оставив следов. Но водитель испугался, выскочил из машины, вручил ей 25 тысяч рублей и умчался. Так София поняла, что вся вселенная ей помогает открыть свой бренд.


«Тогда мне казалось, что все обстоятельства играют в мою пользу. На первую коллекцию ушло около 800 тысяч. Но я была уверена, что продам — даже если со скидками, даже через комиссионки. Как минимум я отобью вложенные деньги, не прогорю!»


Первая зимняя коллекция зашла на ура, и когда сезон закончился, София поняла — нужно продолжать. Летом вязаный трикотаж не так актуален, поэтому девушка начала заказывать в местных цехах футболки, брюки, платья, тогда же открыла шоурум. Сама в нем и работала — однажды закрыла магазин пораньше, чтобы забрать сына. А как только ушла, позвонил клиент и спросил, почему никого нет.

Такого не случится, если продавать товары онлайн — покупатель может посмотреть их в любое удобное время. А еще потенциальные продажи не ограничены населением одного города — например, на Ozon самые разные товары покупают более 58 миллионов человек.

«Мой сын приезжал со мной в шоурум, вечерами сидел там. Иногда смотрел мультики, пока я работала. Я не была супермамой, но старалась проводить с ним качественное время. Он просто знал, что мама работает». Только через год София решилась нанять первую сотрудницу — свою подругу.

Работа над ошибками

«Как-то утром мне пишет клиентка и говорит: „Здравствуйте, я у вас свитер вчера купила, можно поменять на другой цвет?“ Я говорю: „Так у нас нет этой продажи! Вы точно его у нас купили?“ Начинаю смотреть по камерам и понимаю, что моя подруга, которая была в тот вечер в шоуруме, просто взяла наличные и не пробила чек. Отматываю видео назад и понимаю, что она так делала в течение целого месяца».


Так у Софии появился большой страх, что ее могут обмануть: она от природы очень открыта и не понимала, как совмещать свое базовое доверие к миру с необходимостью постоянного контроля.


Например, один раз в цехе ее заказ поняли неправильно и к партии толстовок пришили воротники, как у рубашек-поло. А в другой — сшили настолько короткие платья, что их пришлось отдать на благотворительность в качестве длинных футболок. Тогда София поняла, что работать нужно исключительно с договорами, в которых зафиксирована каждая деталь. Они спасут, как минимум, от бессмысленных трат.

В результате София вывела для себя принцип: это ее бренд и только ее ответственность. Поэтому ей стоит с самого начала прочувствовать все: каждую продажу, каждую копейку, только потом — нанимать людей.

Взросление бренда и новый декрет

Продажи тем временем продолжали расти: все модели София заказывала малыми партиями: 20 футболок на размер. Щупала рынок. Какие-то вещи не заходили — их девушка отдавала в благотворительные фонды. Так рождалась ДНК бренда — методом проб и ошибок. В одной статье девушка прочитала, что около сорока процентов прибыли надо отдавать на рекламу — и следовала этому принципу. Тогда вокруг было много блогеров, начинающих стилистов, которые с радостью брали вещи нового бренда и рассказывали о нем своей аудитории. И такая реклама отлично работала! «Яркость — наша фишка. В то время, когда все шили бежевое — мы делали фуксию, салатовый. Это покупали. Люди ехали через весь город, чтобы купить яркое!


Я помню, что в какой-то момент заработала 500 тысяч за месяц. А потом — почти миллион. Увидеть эту цифру было очень сложно, ведь я почти все пускала обратно в развитие бизнеса и рекламу… Но она была!»


2022 год стал прорывным: в сентябре бренд впервые сделал 5 миллионов оборота за месяц. В команде появилась CRM, аналитика, контент, логистика… Больше тридцати человек! Бренд стал «взрослым» — но София все так же утверждала каждую модель лично. Каждый свитшот она надевала, проверяла, как сидит, как ощущается, не жмет ли в плечах. «Если бы я не носила это сама, я бы не смогла предложить это другим», — говорит она.

А потом София снова вышла замуж — тоже через работу. Ее будущий муж производил красивые шоперы и предложил их ее магазину. Они познакомились, полюбили друг друга, поженились, родили ребенка… И София снова оказалась в декрете.


«Я поняла, что все, абсолютно все покупаю на Ozon — коляски, одежду, химию. Муж заезжает в ближайший пункт выдачи и забирает. Так что я подумала: а почему мы не продаем там же? Это же логично!», — вспоминает она.


Несмотря на сомнения команды («У нас же недешевый товар!» и «Мы не справимся с объемами Ozon!»), бренд недавно вышел на маркетплейс. Без рекламы. Без объявлений в соцсетях. Просто разместили — и начали получать заказы. Люди, которые следили за брендом в соцсетях, но не могли заказать через сайт, наконец стали покупателями.

Выбрала Ozon девушка по нескольким причинам. Во-первых, другие маркетплейсы предлагали гораздо менее выгодные условия для продавцов. Во-вторых, не могли развозить товары Erist из Екатеринбурга по всей стране. В Ozon таких проблем не было. А еще он дает возможность быть «видимым» для покупателей — а это важно, когда запускать рекламу становится все сложнее.


«Если бы я начинала сейчас, я бы начала с Ozon, — говорит София, — рынок сейчас другой»


«Блогеры дорогие: о тебе уже не напишут, если ты просто подаришь кому-то красивую и качественную вещь. Рекламу нельзя запускать в запрещенных соцсетях. А на Ozon — тебя увидят, появятся первые покупатели, будет движение. Сейчас это лучший способ начать!» Работу с маркетплейсом София начала недавно — и считает запуск успешным.

Ozon дает доступ к миллионам клиентов. Здесь можно начать продавать свои изделия впервые. А можно зайти на маркетплейс с уже зарекомендовавшим себя брендом — расширить диапазон покупателей и делегировать логистику маркетплейсу.

Свой бизнес можно начать и в декрете — Ozon позволяет самостоятельно выстраивать график и забирает на себя заботы о логистике и поиске клиентов. На площадке есть помощь, поддержка и консультации, чтобы решать все технические вопросы. И бесплатные обучающие материалы, которые помогут избежать ошибок на старте.

Так что попробовать точно стоит — тем более, сейчас у вас появится отличный шанс успеть подготовиться к высокому сезону распродаж, — Школьный сезон, Черная пятница, 11.11 и Новый год — когда продажи на Ozon растут в разы!

Сегодня у Erist есть корнер в Москве, и скоро откроется магазин в главном ТЦ Екатеринбурга. «Я никогда не думала, что сделаю бренд. Я просто хотела быть полезной. Сделать красиво, удобно, честно. И мне кажется, это и есть главная сила». София говорит, что секрет один: делать все самой в начале. «Не нужно сразу нанимать команду, строить офис, печатать визитки. Нужно понять, зачем ты продаешь, и главное — кому, и пройти этот путь».

Реклама. ООО «Интернет Решения», ИНН 7704217370, erid: 2W5zFJ5yZgC

Лайфхаки Играйте нормально: 10 советов, как направить детские игры в мирное русло
Что дети обожают больше, чем мороженное и мультики? Правильно — сходить с ума!
Мнения Как женщины оказываются и остаются в токсичных отношениях
Чья вина, что партнер оказался недостойным — в колонке Анны Кухаревой.