Интересное по теме
«И были ли у меня в жизни бюстгальтеры удобнее кормительных?!»: как выбраться из круговорота растянутых футболок и треников
Здесь только свобода и сиськи!
3 ноября мир отмечает день рождения бюстгальтера — этот предмет одежды запатентовала Мэри Фелпс Джейкоб ровно 110 лет назад, 3 ноября 1914 года. С тех пор лифчики пережили много драматических изменений в конструкции, а отношение к ним среди феминисток поменялось на ровно противоположное.
С древнейших времен женщины чувствовали необходимость как-то поддерживать грудь ради удобства и привлекательности. На древнеегипетских, древнегреческих и древнеримских фресках можно найти изображения женщин, чьи груди прикрыты горизонтальной широкой лентой. Египтяне и греки делали свои протолифчики из льна, римляне использовали кожу.
Такие повязки были нужны, во-первых, чтобы грудь не колыхалась при избытке физической активности, например во время танца или занятий гимнастикой, а во-вторых, в античности повсеместно царила мода на маленькую грудь. Так что с помощью повязок обладательницы пышных форм пытались сделать себя чуть более плоскими.
Этот предмет гардероба из-за простоты и дешевизны был доступен абсолютно всем женщинам, которые желали им пользоваться. Ленты, поддерживающие грудь, носили и знатные дамы, и простолюдинки, кроме совсем уж неимущих. Но только если природа не наделила их модным первым-вторым размером: именно поэтому на древнегреческих статуях нет никаких прообразов бюстгальтеров. Статуя изображала идеал, а идеалу поддержка была ни к чему!
А вот потом нижнее белье, так сказать, социально расслоилось.
Интересное по теме
«И были ли у меня в жизни бюстгальтеры удобнее кормительных?!»: как выбраться из круговорота растянутых футболок и треников
Средневековье было временем трудным: голод и болезни терзали бедняков, несбалансированное питание и эпидемии сказывались и на знати. Крайняя религиозность поощряла всяческое умерщвление плоти во всех слоях населения. Под влиянием условий жизни в Европе сформировался новый идеал женской красоты: прекрасная дама должна была быть худощавой, плоскогрудой, без выраженной талии и бедер. С хорошей кожей — оспа не щадила никого, и тех, кого она обошла стороной, считали красотками.
Соответственно, наметился спрос на формирование модного плоскогрудого силуэта. В XV или в начале XVI века умельцы из Франции или Испании (тут показания историков расходятся) придумали корсет. Это было громоздкое приспособление, закрывающее тело от груди до бедер, с металлическими или иными твердыми вставками. Иногда для его создания использовали несколько слоев проклеенной ткани. Главной его функцией было делать женщину как можно более плоскогрудой. Естественно, новинка была доступна только для богатых. Очень часто для изготовления корсетов применяли свинец — дешевый, тяжелый и токсичный.
Интересное по теме
Мудроженственность — это нежизнеспособная концепция, но ее все еще продолжают втюхивать женщинам. Зачем?
В середине XVI века на смену металлическим вставкам пришел китовый ус — более легкий и упругий. В XVIII веке корсеты использовались скорее для поддержания осанки и крепления тяжелых юбок, так что они были относительно свободными и удобными. «Относительно» — потому что их затягивали ровно настолько, чтобы они поддерживали прямую спину и гордый разворот плеч. Бегать в таком приспособлении все равно было затруднительно.
Начало XIX века чуть было не избавило мир от корсетов: в моду вошел стиль ампир: легкие, воздушные платья «греческого» силуэта и даже короткие стрижки у женщин (что к теме не относится, но любопытно). Под все эти «античные наряды» корсеты не подходили. В некоторых случаях женщине что-то подобное все же требовалось для поддержки груди, но в 1800 году большинство дам считали допустимым появляться в высшем свете без хитроумных конструкций под одеждой.
Затем пышные юбки снова вошли в моду, а с ними вернулся и корсет. Теперь привлекательной считалась узкая талия, поэтому корсеты стали использовать для ее утягивания.
Все это время корсет был игрушкой для богатых, а женщины простого звания носили под одеждой нижние рубахи. Но к 1870 году доступность этой детали гардероба сильно повысилась, и корсет стал обычным элементом городской моды. В них щеголяли дворянки, школьницы, лавочницы, служанки — в общем, все, кроме нищенок и крестьянок.
На рубеже XIX и XX веков одновременно произошли два события. Первое: в моду вошли чрезмерная утяжка и совершенно экстремальные силуэты женских фигур. Второе: врачи начали борьбу против корсетов. Это была реальная проблема, поскольку утягивали талии даже глубоко беременные дамы, а с последствиями приходилось разбираться докторам. Страдали органы малого таза, дыхательная система — короче, жертвой моды становилось буквально все женское тело.
Суфражистки примкнули к борьбе, потому что, во-первых, здоровье. А во-вторых, без помощи со стороны женщина не могла ни раздеться, ни одеться, какие уж тут права и свободы!
На призывы врачей и суфражисток среагировали производители нижнего белья. 27 июня 1889 года на Всемирной выставке в Париже приспособление для поддержки груди показала Эрмине Кадоль, в 1891 году свой вариант продемонстрировал Хуго Шиндлер, в 1899 году первый патент на лифчик получила Кристина Хардт из Германии. Однако изобретательницей бюстгальтера считают Мэри Фелпс Джейкоб.
По легенде, в 1910 году Мэри собиралась на бал дебютанток, и дела с нарядом у нее не ладились. По одной версии событий, у нее не сходился корсет, а если его затягивали, то он делал грудь слишком плоской. По второй версии, у платья был довольно глубокий вырез на спине, в котором обязательно было бы видно белье. Мэри позвала на помощь горничную, и они вдвоем из двух платков, тесемочек и такой-то материи соорудили бюстгальтер. На балу девушка блистала, а дамы подходили к ней, чтобы спросить, как ей удалось добиться такого интересного эффекта.
В 1914 году Мэри запатентовала свое изобретение, назвав его «бесспинным лифчиком», и даже основала магазин нижнего белья. Впрочем, ее бизнес успеха не имел, и в 1922 году она продала его компании братьев Уорнер, которые сделали на продаже лифчиков миллионы.
Интересное по теме
«Не всякая грудь нуждается в поддержке, но в ней нуждается каждая женщина». Ода женской груди
Так почему же в 20-х годах корсеты уступили свои позиции? Для начала, Первая мировая война перевела многие экономики мира на военные рельсы, и на производство корсетов не хватало ни средств, ни ресурсов. У покупателей тоже не оставалось свободных денег на такие излишества. Во многих странах поменялась мода, а женщины стали более самостоятельными — соответственно, мало какая девушка из «ревущих двадцатых» хотела искать помощников, чтобы просто одеться. Фасоны женских платьев того времени не требовали «создания талии» — на пике были прямоугольные силуэты, мягкие ткани и укороченные юбки (ниже колена, но уже не в пол!). Корсет туда не вписывался никаким боком, так что многие модницы с маленькой грудью обходились и вовсе без белья.
Феминистки ликовали: новый предмет гардероба позволял женщине одеваться самостоятельно, быстро, он не сковывал движения и не передавливал внутренние органы. Вскоре бюстгальтеры стали повсеместной формой нижнего белья. Выпускались даже детские модели, которые походили на трикотажный топик с застежками.
Шло время. Менялись фасоны и конструкции. Производители нижнего белья придумали косточки, вкладки для увеличения объема, конические чашечки-”пули», застежки на спине с крючками и многое другое.
Соответственно, лифчики становились все более неудобными: сравните два платочка Мэри Фелпс Джейкоб и бюстгальтер-”пулю»! К 70-м годам ХХ века феминистки задумались о том, какую роль выполняет бюстгальтер. Действительно ли женщины должны моделировать свое тело под вкусы мужчин? Так ли необходимо выкладывать кучу денег, как только мода на форму бюстгальтеров меняется? Чем, в конце концов, женские соски, просвечивающие сквозь одежду, отличаются от мужских?
7 сентября 1968 года в Атлантик-Сити одновременно состоялись конкурс «Мисс Америка» и марш феминисток за права женщин. В знак протеста против навязанных стандартов красоты женщины выбрасывали в большой бак накладные ресницы, туфли на шпильках, плойки, бигуди, пояса для чулок и лифчики. Нет, они их не сожгли — это миф. У организаторов не было соответствующего разрешения, и мало кому хотелось иметь дело с пожарной бригадой, которая обязательно прибыла бы при угрозе пожара. Но этот день в историю вошел как День сожжения лифчиков.
Интересное по теме
Дезодоранты правда могут вызывать рак груди? А спать в бюстгальтере не опасно? Разбираемся вместе с онкологом
Феминистки по всему миру отказывались от бюстгальтеров. Врачи обсуждали, влияет ли ношение белья на здоровье груди.
Несмотря на дискуссию вокруг лифчиков, производители белья продолжали двигаться в сторону роскоши и более соблазнительных форм. Пуш-апы, шоу Victoria’s Secret, новые материалы, новые наполнители, новые фасоны.
Однако в начале 2000-х все больше женщин начали спрашивать: а зачем? Белье должно быть удобным, но в магазинах царили косточки, колючие синтетические кружева, совершенно неуместные стразики (модельеры, алле, их видно сквозь одежду!), пуш-апы, сдавливающие грудь, и жесткие швы. Постепенно маленькие бренды развернулись лицом к женщинам, начав выпускать простое, удобное, разнообразное по цвету белье без чрезмерной отделки. Постепенно крупные бренды двинулись в ту же сторону.
В результате в начале 2010-х у медлительной Victoria’s Secret возникли проблемы: их кружева и стразики стали никому не нужны, шоу с «ангелами» пришлось закрыть, а рекламные кампании — переориентировать с «соблазнительной сексуальности» на «практичную красоту для всех форм и размеров». У многих до сих пор пылают некоторые части тела по этому поводу.
В 2012 году зародилось движение Free the Nipple, поставившее под сомнение необходимость скрывать женские соски где бы то ни было — в соцсетях, кино, в реальной жизни. К движению примкнули многие знаменитости, отказавшиеся от лифчиков в пользу естественного вида груди. И хотя инициатива поначалу считалась скандальной, спустя более чем 10 лет стало считаться вполне нормальным не желать носить под одеждой бюстгальтер.
И именно за это борются феминистки: за право женщин решать — пусть даже это выбор, носить ли под летней блузкой с открытыми плечами балконет или вовсе отказаться от лифчика.