Моделируйте поведение. Ведите себя с маленьким агрессором так, как хотели бы, чтобы себя вел его старший сиблинг. Проговаривайте свои чувства и эмоции («Ты делаешь мне больно, это неприятно»), проговаривайте чувства и эмоции ребенка («Ты ударил меня, потому что сердишься из-за того, что я не даю тебе машинку?»). Ищите компромиссы и договаривайтесь — даже если уверены, что младший ребенок еще не в состоянии оценить ваши дипломатические способности. Сейчас ваша задача — продемонстрировать старшему ребенку схему взаимодействия, которая является приемлемой и функциональной.
Обучайте. Вашему старшему ребенку будет проще справляться с нападками младшего, если он будет понимать причины такого поведения. Объясните ему, почему малыш может проявлять агрессию, и как лучше себя вести в таких случаях (не отвечать агрессией, пытаться договориться, поменяться, поделиться, уходить в другую комнату).
Сочувствуйте, признавайте и предлагайте решения. Ваш старший ребенок, хоть и старший, но все равно еще ребенок. А потому важно валидировать и его чувства тоже. Проговорите его эмоции («Я знаю, что тебе неприятно, когда младший брат тебя бьет — кому такое понравится?»), посочувствуйте, пожалейте и предложите способ решения проблемы. Также напомните ребенку, что он может обратиться к вам за помощью, если конфликт будет повторяться.
Помогите ребенку найти слова. Не стоит ждать, что в момент, когда его лупят машинкой по голове или дергают за волосы, ваш старший ребенок сможет с легкостью придумать, что сказать своему маленькому обидчику. Помогите ему, предложив фразы, которые он сможет использовать в конфликтной ситуации (например, «Я сейчас играю с этой игрушкой. Не надо ее хватать»). Чуть позже он научится подбирать слова сам, но вначале будет проще, если вы подскажете ему пару реплик.
Порепетируйте различные сценарии. Попробуйте разыграть разные сценки, которые помогут вашему старшему ребенку справиться с конфликтной ситуацией. Например, если между сиблингами существенная разница, то вы можете научить старшего ребенка брать младшего в охапку и класть на диван так, чтобы это было весело и не обидно. Обязательно проговорите сценарий, в котором ребенок будет говорить: «Мне больно, нельзя так делать!» и уходить в другую комнату, если все другие способы не работают. Готовые схемы очень важны, особенно, если младший ребенок нападает на старшего по нескольку раз на дню.
Установите ограничения. Важно, чтобы ваш старший ребенок знал о том, что недопустимо делать со своим младшим сиблингом. Например, давать сдачи или отнимать его игрушки. Проговаривайте эти правила и предлагайте старшему ребенку альтернативные способы справиться с агрессией в конфликтных ситуациях (например, побить подушку или покидать мяч в стену).
Защищайте. Не забывайте о том, что у вашего старшего ребенка должно быть место, которое будет неприкосновенно для младшего. Возможно, ему нравится проводить время с малышом, но ему также важно иметь возможность уединиться и позаниматься своими делами или поиграть в свои игры так, чтобы ему никто не мешал и не требовал делиться с младшим. До тех пор, пока ваш старший ребенок не сможет чувствовать себя в безопасности, хотя бы в одном уголке дома, он не сможет быть терпеливым и щедрым с вездесущим младенцем или тоддлером.
Напомните ребенку о том, что вы всегда его поддержите. Давать ребенку готовые фразы и сценарии — это хорошо, однако это не значит, что теперь конфликторазрешение в общении с младшим сиблингом должно полностью лежать на его плечах — он просто не в силах это сделать. Убедитесь, что ваш старший ребенок знает, что всегда может обратиться к вам за помощью и советом, если ситуация станет тяжелой или утомительной, и вы ему поможете.
Как помочь сиблингам освоить эмпатию: простой прием одной мамы
Жизнь с маленьким монстром: что делать, если ребенок дерется, кусается и дергает вас за волосы?
Ребенок дерется: почему это происходит и что с этим делать
Как приручить маленького дракона: советы для родителей вспыльчивых детей