Все эти мнения имеют полное право на существование, потому что — не побоимся повториться — все дети разные, все сады разные, жизненные обстоятельства у родителей — тоже разные, а потому не существует универсального решения по вопросам детского сада, которое подошло бы всем. Наша задача здесь — помочь вам принять информированный выбор, если для вас отдавать ребенка в детский сад или нет — это вообще выбор.
Так, например, недавно российские ученые выяснили, что дети, которые в детском саду получают меньше внимания воспитателей и имеют доступ к меньшему количеству игрушек и развивающих материалов, быстрее адаптируются к разным условиям и лучше умеют разрешать конфликты. Такая вот суровая закалка. Теперь хотим рассказать вам о другом исследовании, на этот раз — от американских ученых.
Исследователи из Национального Института детского здоровья и развития человека на протяжении 15 лет наблюдали за тысячей детей из самых разных американских семей. Позже результаты исследования были объединены в книгу под названием The Origins of You: How Childhood Shapes Later Life («Твое происхождение: как детство влияет на нашу жизнь»).
В рамках исследования наблюдатели изучали опыт посещения детского сада каждым из детей. Особое внимание они уделяли манере общения воспитателей с маленькими воспитанниками. С определенной периодичностью ученые мониторили процесс социального, эмоционального, интеллектуального и поведенческого развития детей, проводили опросы, тесты, брали интервью и вели протоколы наблюдений.
Вот некоторые выводы относительно детского сада, к которым пришли исследователи.
Чем лучше сад, тем лучше последствия. Посещение более качественных детских садов (те, в которых воспитатели общались с детьми внимательно, ответственно, сочувственно, а также реагировали на их запросы и стимулировали познавательную деятельность) приводит к получению более высоких оценок за выполнение языковых и когнитивных заданий. Этот эффект сохранялся и в подростковом возрасте.
Если ребенок ходит в сад, где о нем хорошо заботятся, улучшаются его социальные навыки. Дети, которые ходили в не очень хорошие детские сады, в более старшем возрасте чаще склонны проявлять агрессию и вести себя асоциально.
Время, проведенное в саду, влияет на реакцию матери на ребенка. Анализ взаимодействия матерей с детьми показал, что чем больше времени ребенок младшего возраста (до трех лет) проводил в саду, тем менее чувствительна была мать к его нуждам.
Чем больше времени ребенок проводит в саду, тем хуже он себя ведет. Исследование показало, что чем больше ребенок в возрасте до четырех с половиной лет проводит в детском саду, тем более агрессивным и непослушным он становится. При этом качество образовательной среды, в которой он находится, не имеет значения. По мере того, как количество часов, проведенных в саду увеличивалось от 0-9 до 45 в неделю, увеличивался и шанс ребенка попасть в группу риска. Эта проблема сохранялась и во время обучения в школе.
Количество часов, проведенных в саду, влияет на поведение ребенка в подростковом возрасте. Дети, которые проводили больше времени в саду в возрасте до четырех с половиной лет, с большей вероятностью вступали в беспорядочные половые связи, пробовали наркотики и вели себя рискованно в подростковом возрасте.
Маленькие группы лучше, чем большие. Дети, которые посещали группы детского сада с небольшим количеством других детей, в будущем оказывались более успешными, чем те, кто ходил в группы с большим количеством детей.
Семья важнее, чем сад. Исследователи обнаружили, что воздействие, которое на развитие детей оказывает качество детского сада или количество времени, проведенного в нем, на самом деле очень мало. В прогнозировании того, какое влияние раннее детство ребенка окажет на его подростковый возраст, теплая, любящая и крепкая семья оказалась куда важнее, чем детсадовский опыт.
Исследователи отметили, что время, проведенное в детском саду, в раннем возрасте ребенка, оказывает на него большее влияние, чем качество самого сада (чем больше времени ребенок в саду — тем хуже). Однако даже это не самое важное — куда важнее атмосфера в семье, которая ежедневно встречает ребенка после возвращения домой.
На первый взгляд результаты исследования кажутся очень страшными и невольно заставляют родителей, отдавших своих детей в сад с раннего возраста, чувствовать себя виноватыми. Но в этих же результатах кроется и противоядие от этого чувства вины — да, для малышей нет особой пользы от полного дня, проведенного в садике. Но если, когда он приходит домой, его ждут любящие, внимательные и понимающие родители, все потенциально негативные эффекты сада нивелируются — по крайней мере, в долгосрочной перспективе.
Ещё почитать по теме
Родительская адаптация: что делать с тревогой и волнением из-за того, что ребенок пошел в сад?
Великая и ужасная адаптация к детскому саду: как проходит, сколько длится, чем помочь? Отвечают психологи
Матери столкнулись с осуждением (никогда такого не было и вот опять!) за то, что они водят детей в сад во время пандемии