Сегодня разбираемся в том, как дети осваивают грамматическую категорию рода, а бонусом поднимаем вопрос о том, в каком возрасте они вообще начинают осознавать, к какому гендеру они принадлежат.
Многие из нас хорошо помнят, как в школе склоняли существительные по родам в трех столбиках. Но, пожалуй, никто не в состоянии поэтапно восстановить в голове, как происходило наше собственное освоение грамматики до зачисления в первый класс. Поэтому, когда наши дети начинают говорить и делают при этом самые фантастические речевые ошибки, нас частенько одолевают сомнения, все ли с ними в порядке.
Начнем с небольшого вступления. По замечанию российского лингвиста польского происхождения Бодуэна де Куртенэ, русский язык относится к языкам «отягощенным родо-половым кошмаром». Действительно, грамматическая категория рода в нашем языке устроена не совсем тривиально (чего стоят хотя бы слова общего рода!), и научиться правильно согласовывать все части речи друг с другом, правда, непросто. Хотя нужно отдать должное — детям это дается все-таки легче, чем иностранцам, изучающим великий и могучий во взрослом возрасте.
Исследованием того, как дети-носители языка овладевают речью, занимается наука под названием онтолингвистика. Основные методы исследования — это эксперименты, наблюдения и изучения родительских дневников, в которых фиксируется речевое развитие ребенка.
Хотя в русском языке официально слова могут быть трех родов, исследователи считают, что вначале дети конструируют в своей голове речевую протосистему, состоящую только из слов двух родов — женского и мужского. При этом все существительные, оканчивающиеся на -а они склонны относить к женскому роду, а все существительные, которые оканчиваются на согласную, к мужскому (грамматика нашего языка была бы действительно гораздо проще, если бы все было именно так!).
Такая протосистема обычно формируется в голове ребенка к двум-двум с половиной годам. Средний род и третье склонение появляется в детской речи ближе к трем годам. А такая языковая категория, как одушевленность и неодушевленность, еще позже — уже ближе к четырем. Но если развитие ребенка проходит в многоязычной среде или если речевое развитие проходит в несколько ином темпе, то все эти вехи могут происходить с ним позже.
С одной стороны, речевое развитие было бы невозможно без когнитивного: малыш не только механически расширяет словарный запас и учится строить правильные предложения, слушая взрослых, он действительно потихоньку осмысляет, что в природе существует категория пола (подробнее о том, как это происходит, мы рассказываем в последней части этой статьи).
А с другой стороны, дети на самом деле, хотя в это и трудно поверить, постоянно анализируют речевую информацию и пытаются выделить в ней повторяющиеся элементы и принципы, то есть, можно сказать, проводят анализ по формальным признакам — запоминают повторяющиеся суффиксы и окончания, хотя еще и не знают, как называются эти части слова.
Онтолингвист Стелла Цейтлин в уже цитированной нами выше статье пишет, что симплификация (упрощение) и сверхгенерализация (сверхобобщение) — это одни из основных методов освоения языка детьми. Поэтому дети так часто предлагают смешные словообразования или могут протестовать против каких-то нелогичных, на их взгляд, конструкций.
Цейтлин приводит пример вопроса одной девочки: «Почему "папа" — это он? Надо было говорить "пап"».
Дети могут также испытывать определенные трудности с запоминанием правильных родовых коррелятов: вместо «короля и королевы» говорить «король и королица», вместо «бык и корова» — говорить «бык и бычка».
Корней Чуковский в одной из самых известных широкому читателю книг по онтолингвистике «От двух до пяти» писал, что дети считают нас законотворцами, которые сами нарушают свои законы: так нелогично устроен наш язык.
Еще одна сложная для детей тема — слова общего рода, которые принадлежат первому склонению, но могут употребляться и применительно к мужскому роду: дети могут яростно запротестовать, если вы назвали дедушку «умницей».
Гендерная самоидентификация — тоже довольно-таки проблемная зона, та же Цейтлин указывает, что ребенок четко начинает осознавать себя как мальчика или как девочку только к трем годам и примерно к этому возрасту из речи обычно пропадают неправильные согласования глаголов прошедшего времени типа «я устала», если говорящий — мальчик.
Ну и, наконец, стоит сказать, что больше всего неприятия вызывает у детей, по мнению исследователей, злополучный средний род, поэтому они так часто его деформируют: вместо «это мое яблоко» говорят «это мой яблок», а из «моего колечка» делают женский род — «моя колечка».
Подводя итог, можно представить упрощенную схему освоения категории рода детьми в четырех фазах:
Вначале ребенок использует в речи просто отдельные слова и не пытается согласовывать их друг с другом, то есть категории рода в его голове как бы нет.
Когда ребенок начинает использовать согласование, он делает это по так называемому «островному» принципу: употребляет какие-то отдельные словоформы, которые запомнил, еще не формируя в своей голове больших принципов общности.
Часто дети предпочитают в этот момент использовать формы одного и того же рода — например, говорят обо всем в женском роде, потому что просто чаще слышат такие конструкции в речи от мамы.
Постепенно категория рода все-таки оформляется в голове ребенка, но некоторое время все слова могут быть только двух родов: женского и мужского.
Заключительный этап: ребенок понимает, что есть существительные среднего рода, и что все предметы делятся на одушевленные и неодушевленные.
Постепенно он примиряется с существованием слов общего рода и учится правильно называть родовые корреляты (те самые «короли» и «королевы»).
В обзоре о паттернах гендерной идентификации американские исследователи Кэрол Линн Мартин и Диана Рабл собрали целый дайджест научных работ последний лет о том, как меняется понимание пола у детей.
Оказалось, что дети в возрасте трех-четырех месяцев уже могут различать женские и мужские лица. К шести месяцам малыши учатся соотносить женские голоса с женскими лицами и мужские голоса с мужскими. К десяти месяцам дети уже соотносят определенные предметы с определенным гендером: например, знают, что губная помада мамина, а электробритва — папина. Понятно, что детей, которые еще не очень хорошо овладели речью, трудно опрашивать в рамках научных экспериментов и допытывать их, кем они себя видят — мальчиками или девочками.
Первоначально считалось, что первая гендерная самоидентификация возможна примерно в возрасте 30 месяцев (то есть, когда ребенку 2,5 года), но постепенно эту отметку все-таки понизили: некоторые дети уже в возрасте двух лет могут соотнести себя с картинкой, на которой изображен ребенок одного с ними пола по определенным стереотипным маркерам типа прически, цвета одежды и «традиционных» гендерных игрушек.
Примерно около четырех-пяти лет дети могут переживать острую фазу отвержения всего, что связано с противоположным полом (например, мальчики хотят играть только с мальчиками, а девочки — только с девочками). Важно не поощрять это поведение и не пытаться полностью ограничить общение с противоположным полом в этот момент.
Стоит добавить, что, как и со всеми временными зарубками в развитии детей — эти отметки воспроизводят лишь «среднюю температуру по больнице» и вполне возможно, что ваш ребенок будет проходить эти этапы немного в другом темпе или же какой-то из этапов будет не таким ярко выраженным. Это может зависеть от целого ряда факторов, которые до сих пор изучаются исследователями. Но один из них — это то, в каких гендерных установках ребенка воспитываются дома и в детских дошкольных учреждениях.
НЭН-курс