Журналистка Екатерина Кронгауз открыла сервис KidsOut несколько лет назад, и за это время он выручил не одну тысячу родителей. Система, которая помогает родителям находить для детей ситтеров с почасовой оплатой, действует в Москве и Питере, но скоро появится и в других городах и странах зарубежья. НЭН поговорил с Екатериной о том, как и зачем появился KidsOut, каковы его основные цели, кто такие бебиситтеры и как правильно их выбирать.
НЭН: Как и когда появилась идея проекта? Она самобытна или была где-то «подсмотрена»?
Е.К.: Идея появилась в 2013 году, когда у меня родился второй ребенок. Я эту историю много раз рассказывала и даже в книжке про нее написала. Но вкратце — мы с мужем поняли, что мы не хотим няню, а хотим кого-то веселого и надежного, чтобы иногда нас отпускал. Я сидела с детьми дома, но мне нужно было иногда делать какие-то дела без них. А еще я ненавижу гулять, а детям это нравится.
Екатерина Кронгауз. Фото: ekaterina.kronhaus
Мы поняли, что в России культуры такой нет, а в Европе и Америке — полно студентов, которые так подрабатывают и родителей, которые этим пользуются.Так мы придумали школу бебиситтеров Kidsout и за ней сам сервис, который начинался с группы в блоге. Такого типа сервисы есть в Америке и в Англии, в принципе, а школы такой нигде нет.
Как устроена школа бебиситтеров KidsOut? Сколько длится обучение? Кто ведет занятия? Как в нее попасть?
Наша школа придумана довольно известным ведущим тренингов Андреем Матвеевым, который учился у [Юлии] Гиппенрейтер, великого детского психолога. Мы сели с ним вместе и придумали очень практический курс на два дня. Он состоит из всего, из чего состоит путь бебиситтера. Как понять, что тебе стоит этим заниматься. Как составить анкету. Как решить, с каким количеством детей какого возраста ты готов сидеть. Как разговаривать с родителями. Какие вопросы нужно задать про ребенка. Как реагировать, если дверь закрылась, и ребенок заплакал. А если надо сделать уроки — а ребенок не хочет. А если дети ссорятся между собой. А если ребенок ссорится с тобой. А что делать, когда родители уже вернулись или опаздывают. И так далее.
Чтобы попасть в школу, надо оставить анкету на Kidsout.ru/school — мы проверяем анкету и проводим отбор на этом этапе, потом телефонное собеседование, потом сама школа, откуда мы совсем не всех выпускаем на сайт.
Какими качества должен обладать человек, чтобы успешно пройти обучение в школе? Многим ли вы отказываете в «аттестате»?
Мы отказываем всем, кто по каким-то причинам лучше бы не работал с детьми — и это не про что-то страшное, а просто про то, что человеку это тоже не нужно. Ему про себя интереснее. А с детьми важно, чтобы и про них было интересно.
Качествами? Не знаю, у нас все очень разные, но важно, чтобы человеку было интересно и хотелось работать с детьми. Важно, чтобы он был достаточно взрослый, чтобы нести ответственность, и достаточно веселый, чтобы дети с ним не умерли со скуки.
KidsOut работает только со студентами, предоставляя им работу? Получается, что вы делаете, так сказать, двустороннее доброе дело: и родителям помогаете, и студентам? Это изначально было вашей задачей, частью вашей миссии?
Сколько всего людей зарегистрировано в системе KidsOut? Процент ситтеров и родителей примерно равен? Всем ли хватает ситтеров? Сколько заказов выполняет KidsOut в Москве и Питере в месяц?
В октябре было 2600 заказов. Количество ситтеров и родителей все время растет. Но по нашим прикидкам, оптимальное соотношение это один ситтер на три-пять семей.
Что происходит с ситтером, который получил отрицательный отзыв?
Если это просто отрицательный отзыв, то ничего, бывает, он висит у него в анкете и другие родители могут видеть, что именно кому-то не понравилось. Если ситтер нарушает правила — не приходит на заказ, неожиданно отменяет заказ, критикует ребенка или еще как-то некорректно себя ведет, — его удаляют из базы. Он больше с нами не работает. То же самое бывает и с родителями, впрочем. Поскольку, опять же, это двусторонняя история — бывают родители, которые отменяют заказы, когда ситтер под дверью, или просто не платят.
Как вообще можно проконтролировать качество работы ситтера, если ребенок, с которым он остался, плохо говорит или не говорит совсем?
Есть миллион способов. От видеонаблюдения до личного присутствия. Очень часто родителям, чтобы понять, все ли хорошо, надо несколько заказов понаблюдать и поприсутствовать. Это разумно в случаях с младенцами и неговорящими детьми.
Бебиситтеры, они все-таки не няни. Получается, их нельзя попросить сделать что-то дополнительное: приготовить еду для ребенка или сходить с ним погулять?
Можно. Гулять, возить на занятия — просто-таки нужно. Что касается готовки и уборки — кто-то умеет, кто-то нет, для нас (как для системы) это не важно, это дополнительные договоренности, которые могут быть у родителей с ситтером. Для нас важнее ребенок — вот попросить убрать вместе с ребенком, приготовить вместе с ребенком — сколько угодно. Ну и конечно, ситтеры все должны убрать за собой — оставить квартиру в том виде, в котором она была, когда они пришли.
Бывало ли такое, что семье так понравился ситтер, что она «уводила» его из системы, предлагая ему постоянную работу? Или такой подход не практикуется?
Да, конечно. Просто чаще всего ситтеры не ищут фул-тайм работу — им удобен их свободный подвижный график.
Как правильно выбрать ситтера, особенно если обращаешься к системе KidsOut впервые? На что обратить внимание?
Для каждого родителя важны какие-то свои показатели. Для кого-то, например, прописка важна. Медкнижка. Обратить внимание надо на то, что вам важно — если у вас младенец и с ним надо гулять во дворе, надо искать надежного человека и просто симпатичного вам. Если нужно сидеть дома с ребенком постарше, нужно смотреть, чтобы ситтер что-то любил делать веселое: читать, строить замки, танцевать, рисовать. У нас ситтер учится на искусствоведа и ее позвали водить детей в музей раз в неделю, рассказывать. Есть ситтеры мальчики, которых зовут в футбол играть. И так далее.
Ровно для снижения страха и тревожности. Ситтер, который отметил, что готов на бесплатное знакомство — может приехать, познакомиться с вами, познакомиться с ребенком, ответить на все ваши вопросы и это ничего не будет вам стоить.
Надо понять, что вас успокоит. Я звала три раза и сидела, смотрела, как они играют, как она укладывает спать. На четвертый никакой тревожности. Но у меня дети не разговаривали. А так — надо познакомиться и понять, что хочется спросить, или какого рода тревожность.
В чем смысл бесплатного знакомства? Как это работает?
Вопросы ситтеру: какой опыт у него работы с детьми? C младенцами? Почему решил работать ситтером? На кого учится? Чем занимается в свободное время?
О ребенке стоит рассказать всю самую важную информацию: болеет ли сейчас ребенок, если да, то чем и нужно ли давать какие-то лекарства, есть ли аллергии и что запрещено в доме (сладости, мультики, телефон и так далее).
Ситтер берет дополнительный телефон у родителей, спрашивает все про дом (какие двери закрываются снаружи, где прячется ребенок, есть ли опасные места, где аптечка, проверяет, как дверь закрывается ключом), все про ребенка (что нужно будет делать, как ребенок обычно ест, играет, гуляет, засыпает — есть ли какие-то ритуалы, как его утешить.
Родители каким-либо образом защищены от недобросовестного выполнения заказа, а ситтеры – в свою очередь – от безответственных заказчиков? Как происходит урегулирование возможных конфликтов?
За всеми заказами, которые совершаются через нас, мы следим. Если ситтер отваливается, у нас есть SOS-команда и мы присылаем проверенную замену. Если случается конфликт — мы влезаем и разбираемся. Однажды нашего бебиситтера покусала собака дома у ребенка: собака решила, что ребенку угрожает опасность. А девочка так испугалась, что не могла сама позвонить родителям и попросить их вернуться. В таких случаях они звонят нам.
Были случаи, когда ситтеры оказывались не то, что недобросовестными — просто не очень подходят. Мы тогда разговариваем, пытаемся понять, в чем недовольство. Иногда оно разумное, тогда мы говорим с ситтером. Иногда мы понимаем, что претензия не очень разумная и тогда мы пытаемся успокоить родителя.
Есть ли у вас планы по расширению географии KidsOut?
Да, мы уже работаем в Петербурге, в ближайшие полгода откроемся в Казани и Екатеринбурге. И в Тель-Авиве. Работаем над этим.