Одной из основных проблем детских садов в стране названа их переполненность. В среднем в группе 27-28 детей (ходят при этом 65 процентов из них — остальные либо болеют, либо их не приводят по другим причинам). При этом в трех процентах исследованных групп — по 40 детей, а в отдельных случаях в списках значатся по 50-55 фамилий.
Из-за переполненности садов возникает и другая проблема — плохая организация пространства для сна. «Спальни переполнены, кроватки стоят вплотную друг к другу – из-за этого у детей нет даже минимального личного пространства для расслабления, при этом инфекции дыхательных путей в период сезонной заболеваемости распространяются очень быстро в такой обстановке. Кроме того, индивидуальные особенности детей в отношении дневного сна не учитываются», — цитирует агентство авторов исследования.
Не очень хорошо все и с питанием — например, не учитывается тот факт, что в группе могут быть аллергики, а обстановка за столами удручающая, детям не разрешают разговаривать, воспитатели почти никогда не присоединяются к трапезе, не болтают с детьми.
Досталось и собственно образованию. Специалисты говорят, что слишком большой акцент делается на то, что ведущая роль отводится педагогу — при этом он, скорее, выполняет роль не наставника, а человека, который руководит детьми, раздает карточки и другой учебный материал, а также говорит, как правильно, а как нет. Предметно-пространственная среда российских садов названа недостаточно доступной.
Анализировалась и инклюзивность муниципальных садов России. Оказалось, что более или менее приличные условия для детей с особыми образовательными потребностями созданы в 17-18 процентов садов. Эксперты считают, что это ничтожно мало.
При этом плохо организована садовская жизнь не только для детей, но и для воспитателей. «По-прежнему в большинстве детских садов нет ни времени, ни места для отдыха педагогов, нет специального места для проведения обсуждений в коллективе, помещения для индивидуальных бесед с родителями», — отмечается в отчете. Также воспитатели редко получают поддержку, их потребности в системе и организационной культуре не учитываются, что неминуемо ведет в профессиональному выгоранию. Детские сады - как метафора жизни в России.
Всего в исследовании приняли участие 1724 сада (это около 2,6 процента от общего числа дошкольных образовательных учреждений в стране).