Младенцы много чего не умеют. Все знают, что маленькие дети не умеют говорить и ходить, однако мало кто догадывается (пока сам не станет родителем), что многих малышей приходится даже специально учить спать, потому что для них это тоже непростая наука.
Разобрались в основных методах обучения детей сну и в том, зачем они вообще нужны.
Для начала давайте уточним: далеко не всех детей надо учить спать. Есть младенцы, которые прекрасно спят без посторонней помощи, а есть родители, которых абсолютно не беспокоит совместный сон и засыпание на груди.
Однако бывают и такие ситуации, когда ребенок спит слишком беспокойно и прерывисто, что негативно сказывается на его состоянии, развитии и качестве жизни родителей. Или же родителям необходимо выходить на работу, а младенцу важно научиться засыпать с бабушкой или няней. Причин тому, чтобы начать учить ребенка засыпать, может быть множество, и здесь каждая семья сама выбирает для себя оптимальный путь.
Мы не выступаем в поддержку определенных методов укладывания ребенка, и не призываем никого ими пользоваться — мы просто хотим, чтобы вы знали, какие варианты у вас есть, если плохой сон вашего ребенка сильно омрачает ваш родительский опыт.
Большинство специалистов по сну отмечают, что оптимальный возраст для обучения определяется индивидуально и зависит от развития ребенка, однако чаще всего подходящий момент наступает в период между четырьмя и шестью месяцами жизни младенца.
В это время как раз заканчивается «четвертый триместр», а ребенок еще не успевает слишком сильно привыкнуть к выбранному вами способу укладывания — например, к засыпанию с грудью или к укачиванию.
В возрасте около четырех месяцев многие дети проходят через регресс сна — у них появляется много новых навыков, а сон становится более прерывистым и неглубоким. По словам сертифицированной консультантки по сну Аланны МакГинн, «это отличный период для того, чтобы поработать над навыками самостоятельного сна». Некоторые родители предпочитают переждать этот непростой период, чтобы приступить к обучению чуть позже — и это тоже нормально.
Если вашему ребенку уже больше полугода, переживать тоже не стоит: «Никогда не поздно обзавестись привычками здорового сна», — говорит МакГинн. Так, например, педиатр Майкл Дикинсон считает девять месяцев оптимальным возрастом, когда ребенка можно научить спать всю ночь: «Это хороший возраст для выработки новых привычек, и детям уже не надо есть ночью».
Возраст ребенка, в котором вы решите приступить к обучению, поможет вам выбрать оптимальный способ укладывания — какие-то из них лучше подходят младенцам, а другие — детям более старшего возраста. Не стоит обучать ребенка сну (и сильно переживать из-за режима) до четырех месяцев.
Прежде чем попробовать научить ребенка засыпать без помощи ручек, груди и укачивания, проверьте, что у вас все схвачено в других вопросах, которые касаются организации сна.
У вас налажен режим сна, при котором вы начинаете укладывать ребенка на ночной сон в одно и то же время (чем раньше, тем лучше).
Перед тем, как начать укладываться, ваш ребенок бодрствует не меньше и не больше положенного ему по возрасту времени (так, например, дети в возрасте 4–6 месяцев не должны бодрствовать дольше 2 часов за раз).
У вас есть ежедневный ритуал перед укладыванием, к которому ребенок уже привык. Например: купание, расслабляющий массаж, переодевание в пижаму, выключение света, колыбельная.
В течения дня вашему ребенку хватает активности и познавательной деятельности (например, у него есть возможность отрабатывать новые умения на полу, и ему не приходится проводить целый день в шезлонге или детском кресле).
Если все эти факторы учтены, значит, вы готовы переходить к следующему этапу. Вот вам шесть основных способов обучения ребенка крепкому здоровому сну, которые пользуются наибольшей популярностью среди родителей и экспертов.
Существует множество различных вариаций этого метода, но главный принцип тут один: родитель кладет ребенка в кроватку и отходит на определенный период времени, периодически подходя к нему, чтобы успокоить.
Во время периодов «успокоения» ребенка нельзя брать на руки, кормить или качать — достаточно поговорить с ним спокойным и ласковым голосом, погладить его или легонько похлопать по спине.
Интервалы родительского отсутствия должны постепенно увеличиваться — от одной минуты до 10–15 минут — и должны продолжаться до тех пор, пока ребенок не заснет. По словам экспертов, этот метод начинает работать спустя неделю, но первые изменения можно заметить уже через несколько дней.
Для отслеживания прогресса можно вести специальный дневник, который поможет заметить ваши успехи, а также определить, насколько выбранный метод подходит именно вашему ребенку.
Этот метод, описанный экспертом по детскому сну Ричардом Фербером, в книге «Сон ребенка. Решение всех проблем», сохраняет свою популярность (особенно в странах с непродолжительным декретом), а также постоянно подвергается критике со стороны приверженцев теории привязанности — считается, что ребенок перестает плакать и засыпает не потому, что получает навык самоуспокоения и засыпания, а потому что переутомляется и смиряется с тем, что никто не придет.
На данный момент не существует исследований, которые бы помогали объективно оценить все последствия использования такого метода. Да, есть исследования, которые подтверждают, что дети, успешно научившиеся спать по методу Фербера, реже просыпаются ночью, быстрее засыпают и устраивают меньше скандалов перед сном, однако влияние метода на детскую привязанность и эмоциональное здоровье до сих пор не изучены.
Еще более жестким методом по сравнению с методом Фербера является метод, предложенный педиатром Марком Вайсблутом в 1959 году в книге «Здоровый сон — счастливый ребенок».
Суть метода исключения в том, чтобы «исключить» определенное детское поведение (в данном случае — плач) путем игнорирования.
Другими словами, это способ, при котором родители даже не подходят успокоить своего ребенка, а ведут себя как любые родители в фильмах и мультиках — кладут малыша в кровать, целуют на ночь и уходят до утра (если ребенок еще нуждается в ночных кормлениях, метод Вайсблута не запрещает им подходить к ребенку в определенное время, чтобы покормить его).
Метод исключения показывает высокую эффективность — эксперты утверждают, что достаточно потерпеть всего 2-3 ночи для того, чтобы ребенок стал меньше плакать и крепче спать, однако этот метод также подвергается жесткой критике за его негуманность.
В процессе обучения методом «дать проораться» страдает не только ребенок, но и его родители, а также детско-родительская привязанность, которая в будущем определяет все наши отношения с другими людьми.
Интересное по теме
«В какой-то момент я даже решила, что "дать проораться" — хорошая идея». Рассказ мамы, которая не спала три года
Этот способ обучения ребенка засыпанию выглядит чуть менее жестким, чем два предыдущих. Он заключается в том, чтобы родитель находился в одной комнате с ребенком — например, сидя на стуле возле его кроватки (отсюда и название метода), пока ребенок засыпает. При этом брать ребенка на руки, качать или прикладывать к груди по-прежнему нельзя.
С каждым новым укладыванием стул надлежит отодвигать все дальше и дальше от кроватки, до тех пор, пока вы не «дойдете» до двери в детскую. Считается, что после этого у ребенка не будет проблем с самостоятельным успокоением и засыпанием.
Главное преимущество этого метода — присутствие родителя. Ребенок видит, что он не один, и знает, что его не бросили. Однако главный недостаток метода кроется там же — родителю может быть очень непросто наблюдать за тем, как плачет его ребенок, да и на ребенка такая ситуация производит очень тревожное впечатление (и в итоге опять страдает привязанность).
Другой метод, который подразумевает чуть больше родительской включенности, был описан в книге медицинской сестры и эксперта по сну Трейси Хогг «Чего хочет ваш малыш?».
Суть метода «обнять-положить» кроется в его названии: во время укладывания родитель не выходит из комнаты, а находится рядом с ребенком, давая ему возможность успокоиться самостоятельно. Когда родитель видит, что напряжение нарастает, он может взять ребенка на руки, успокоить его и положить обратно в кроватку до того, как ребенок заснет.
Еще более «включенная» вариация этого метода подразумевает, что родитель находится у кроватки ребенка, успокаивая его при помощи поглаживаний, похлопываний и шипения.
Современные эксперты по сну отмечают, что такой метод может быть эффективным для детей в возрасте до шести-семи месяцев, а детей более старшего возраста присутствие родителей может наоборот больше возбуждать и расстраивать.
Хватит жести, давайте переходить к более гуманным способам уложить ребенка. Один из таких был предложен коучем Элизабет Пэнтли и описан в ее книге «Как уложить ребенка спать без слез».
Суть «фейдинга» (от английского fading — выцветание, ослабление) заключается в том, чтобы постепенно ослаблять ассоциативную связь между засыпанием и тем действием, которое ваш ребенок использует сейчас (например, кормление или укачивание).
Этот метод куда менее стрессовый для ребенка и родителей, однако занимает довольно много времени и требует последовательного и настойчивого подхода. Так родителям предлагается продолжить придерживаться того же метода засыпания, который выбрал их ребенок (например, сосание груди), очень постепенно сокращая его продолжительность.
Это значит, что если сейчас ваш ребенок «висит» на груди до полного засыпания, по методу Пэнтли грудь необходимо забрать незадолго до того, как ребенок заснет. Потом — еще чуть раньше, и так далее, до тех пор, пока кормление и засыпание не разойдутся совсем.
Этот метод не совсем имеет отношение к навыку самоуспокоения, однако он помогает выстроить подходящий вашему ребенку режим и приучить его засыпать раньше. Здесь, как и в предыдущем методе, все решает постепенность и настойчивость.
Для начала надо определить, в какое время ваш ребенок обычно засыпает на ночь (не ложится в кроватку, а именно засыпает) — здесь вам пригодится дневник сна ребенка. На следующий день начните укладывать ребенка на 10–15 минут раньше, спустя несколько дней, после того, как он привыкнет к этому режиму — еще на 15 минут раньше, и так до тех пор, пока вы не скорректируете режим до нужного вам состояния.
На самом деле существует намного больше методов обучения ребенка сну и засыпанию — нередко они повторяют друг друга или незначительно различаются.
Консультанты по сну рекомендуют использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, исходя из его личных особенностей, нужд и потребностей родителей.
Именно поэтому, если все «книжные» методы кажутся вам неподходящими или неработающими, возможно, имеет смысл обратиться за консультацией к проверенному специалисту.