Хватит требовать от детей быть успешными! Учите их быть добрыми

13 ноября – Всемирный день доброты.

Иллюстрация Марии Кондратьевой

Как известно любому родителю, кому доводилось врать своему ребенку, дети часто очень хорошо улавливают разницу между тем, ЧТО ГОВОРЯТ, и тем, ЧТО ДЕЛАЮТ взрослые.

Опросы, проведенные в США, говорят о том, что одним из главных приоритетов для родителей обоих полов является забота о детях (об этом заявляют 90 процентов матерей и отцов). Это хороший ответ: доброта и забота о других считаются моральными добродетелями в любом цивилизованном обществе. Но дети опровергают слова своих родителей: 81 процент из них сказали, что их мамы и папы ставят во главу угла успехи своих отпрысков, а вовсе не заботу о них.

Дети учатся тому, что кажется важным нам, не слушая то, что мы говорим, но замечая то, что привлекает наше внимание. В развитых странах многие родители сейчас уделяют больше внимания индивидуальным достижениям своего ребенка. Как бы мы ни хвалили доброту и заботу, на самом деле мы не показываем нашим детям, что ценим эти качества.

Тщательный анализ ежегодных опросов учащихся американских колледжей показал, что с 1979 по 2009 год в обществе наблюдалось значительное снижение показателей эмпатии. В течение этого периода студенты стали реже беспокоиться о людях, которым повезло меньше, чем им самим, и перестали волноваться о том, что с другими обращаются несправедливо.

Дело не только в том, что люди меньше заботятся об окружающих — кажется, они еще и меньше помогают друг другу. Был даже проведен специальный эксперимент, в ходе которого социолог разбросал тысячи якобы потерянных писем в десятках американских городов в 2001 году, а затем — уже в 2011 году. За десятилетие, что прошло между двумя этапами эксперимента, количество писем, сложенных обратно в почтовые ящики, уменьшилось на десять процентов. (Аналогичный эксперимент был проведен в Канаде, и результаты оказались идентичными американским.)

Психологи говорят, что дети, родившиеся после 1995 года, так же, как и их предшественники, знают, что испытывающим трудности людям следует помогать, но одновременно чувствуют меньше личной ответственности за свои действия. Например, они реже участвуют в благотворительных акциях.

Если общество сегодня расколото, и мы действительно меньше заботимся друг о друге, то часть вины лежит на поколении наших родителей. Вы и сами могли видеть, как ваши друзья, у которых есть дети, сосредотачиваются исключительно на детских достижениях, не обращая внимания ни на что другое.

Другие родители вообще видят в заботе и доброте проявление слабости, которая будет только мешать их детям в современном конкурентном мире. Некоторые мамы и папы даже практикуют невмешательство в детские конфликты. Эти родители беспокоятся, что их участие в решении проблемы может помешать детям научиться постоять за себя, и честно признаются, что ставят данную задачу в приоритет. Но в действительности забота о других, великодушие и уважение могут идти рука об руку. Если вы учите детей слышать потребности и чувства других, то они скоро усвоят принцип взаимности: как ты ко мне — так и я к тебе.

Упор родителей на жесткость во взаимодействии с окружающими отчасти является непреднамеренным следствием замечательного желания относиться к мальчикам и девочкам одинаково. Исторически сложилось так, что семьи и школы учили девочек быть добрыми и заботливыми, а мальчиков — смелыми и амбициозными. Сегодня родители и учителя справедливо вкладывают больше времени и энергии в воспитание уверенности и лидерства у девочек. К сожалению, о воспитании щедрости и мягкости у мальчиков почему-то никто не вспоминает.

Дети улавливают все это. Они видят, что их сверстников поощряют в первую очередь за оценки и достигнутые цели, а не за щедрость. Они видят, как взрослые отмечают достижения, не обращая особого внимания на характер. Предполагается, что родители оставляют определенное наследство поколению своих детей, но мы рискуем не суметь передать самое главное — доброту и заботу.

Как это можно изменить?

Чтобы показать, что забота является основной ценностью, необходимо уделять ей особое внимание. Обязательно спрашивайте детей, как они помогают другим и есть ли в их окружении люди, которые в этом нуждаются. Не сдавайтесь, если поначалу они будут отвечать вам что-то невнятное, ведь у них нет привычки обсуждать такие вещи. Но постепенно такие разговоры станут традицией, а помощь другим — чем-то включенным в жизнь и обязательным.

Не забывайте рассказывать о своем опыте помощи — и обязательно упоминайте случаи, когда терпели неудачу. Например, рассказывая своим детям о том, как вы сожалеете, что не вступились за ребенка, над которым издевались, вы можете побудить их вмешаться за жертву в аналогичной ситуации.

Смысл здесь не в том, чтобы вынудить детей проявлять заботу, а в том, чтобы показать, что их доброта замечается и ценится. Дети любят быть полезными — даже самые маленькие проявляют понимание потребностей других. К тому времени, когда им исполняется полтора года, многие дети готовы помогать накрывать на стол, подметать пол и убирать игрушки; а в два с половиной года многие малыши отказываются от собственного одеяла ради кого-то другого, кому холодно.

Но есть и обратная сторона медали: слишком многие дети начинают воспринимать доброту как рутину, а не как выбор. Мы можем это изменить. Эксперименты показывают, что более щедрыми оказываются те, кому предлагают делиться, а не заставляют это делать. И когда детей хвалят за помощь, они с большей вероятностью помогут снова.

Мы также можем посоветовать нашим детям помнить о друзьях. Психологи считают, что популярность можно завоевать двумя способами: приобрести определенный статус (путь доминирования) или стать «душой компании» (путь дружелюбия и доброты). Подростки часто тянутся к тем, кто статуснее, к крутым ребятам. Дети также восхищаются сверстниками, которые чего-то смогли достичь — например, самым быстрым бегуном в команде или победителем конкурса талантов. Но не менее важно замечать и тех ребят, которые добры и сострадательны к окружающим. Обратите внимание ребенка на то, что не стоит общаться с популярными детьми, которые насмехаются над остальными. Лучше познакомиться с теми, кто проявит доброту и заботу.

Итак, чрезмерное подчеркивание индивидуальных достижений может привести к дефициту заботы. И именно обучение детей заботе о других будет лучшим способом подготовить их к успешной и полноценной жизни.

Существует немало доказательств тому, что дети, которые помогают другим, в конечном итоге достигают большего, чем те, кто этого не делает. Например, ребята, которые помогают своим воспитателям в детском саду, зарабатывают больше денег, спустя несколько десятков лет. Ученики средней школы, которые помогают, сотрудничают и делятся со своими сверстниками, также преуспевают, получая более высокие оценки и реже нарушая установленные правила. Во взрослом возрасте щедрые люди получают более высокие доходы и больше поощрений, чем их менее щедрые сверстники. Это происходит потому, что помощь другим становится залогом более глубоких отношений, повышает показатели креативности и продуктивности.

Доброта также может сделать детей счастливыми здесь и сейчас. В одном эксперименте малыши получали крекеры, а затем их приглашали «угостить» куклу, которая «съедала» угощение и говорила: «Вкуснятина». Исследователи оценили выражение лиц детей и обнаружили, что совместное поедание лакомств, по-видимому, приносит значительно больше радости, чем их получение. Психологи называют это «кайфом помощника».

А нейробиологи обнаружили, что щедрость активизирует определенные зоны в нашем мозге. Более того, как считают эволюционные биологи, мы запрограммированы помогать другим. «Племя людей, всегда готовых помогать друг другу, — писал Чарльз Дарвин, — одержало бы победу над большинством других племен. И это был бы естественный отбор».

Остается только добавить, что если вы учите ребенка быть добрым, вы настраиваете на успех не только его, но и всех, кто этого малыша окружает.

Впервые текст был опубликован на сайте Chips Journal.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...