О дивный инфантильный мир: почему современные дети не спешат взрослеть

Жить с родителями до 40, играть в машинки до 60.

Иллюстрация Насти Железняк

Моей дочери 11, и пусть для меня она всегда малыш и сладкий пончик, но невозможно не заметить, как дочка выросла. И дело не в том, что ей начали нравиться те же фильмы, что и мне. Не в том, что она стала пользоваться косметикой или научилась готовить еду. Просто теперь ей нужно больше пространства и возможностей быть собой. Она закрывает дверь комнаты, надевает наушники, включает музыку и отправляется блуждать куда-то в мир своих мечтаний. Туда, где в этот момент точно нет мамы с папой, а есть ее отдельная внутренняя жизнь. А еще она стала эмпатичнее, лучше понимает других. И все чаще осознает, что многое в ее жизни — результат ее же решений и действий.

Все это происходит само собой, возможно, даже помимо ее желания. В этом и заключается взросление — процесс, который с тобой происходит, хочешь ты этого или нет. И надо признаться, что взрослеть сегодняшние дети не спешат.

«Мне все можно, я же ребенок!», «Я еще маленькая!», «Ох, как же плохо быть взрослой» — сначала я удивлялась, услышав такие высказывания, потому что отлично помню, что сама я в детстве очень хотела поскорее вырасти.

«Совсем как большие»: почему мы стремились поскорее вырасти

«Совсем как большая девочка» — в мое время эта фраза считалась похвалой. Мы с ровесниками старались вести себя так, чтобы ее заслужить, да и вообще все время пытались казаться взрослее, чем были.

Обстоятельства тоже вынуждали нас взрослеть чуть раньше, чем хотелось нашим родителям. Людей, рожденных в 1960-1980-х годах, называют «детьми с ключом на шее». Что удивительно, не только в России. Это было время, когда женщины активно работали, бабушки с дедушками чаще всего жили далеко, поэтому возиться с детьми было просто некому. Еще совсем малыши (по сегодняшним меркам), мы сами просыпались по утрам, сами ходили в школу, разогревали обед и выполняли мелкие поручения родителей.

«Помню, мне было лет 10, когда подружки „выносили мозг“ моей маме: мол, слишком она со мной нянчится, когда же я взрослеть буду? Да я и сама тогда считала, что мне не дают ничего делать самостоятельно. А сейчас, оглядываясь назад, я вижу, что вообще-то я была очень самостоятельной, просто большего не требовалось. Лет с пяти-шести я ходила в магазин за хлебом и молоком, в школу меня мама провожала в первом классе, да и то лишь в первое время. А ведь там надо было перейти две улицы с оживленным движением. Со второго класса мама уже не будила меня в школу, я вставала и собиралась сама. Жарила яичницу, блинчики. И это на газовой плите. Единственное, чем я отличалась от детей маминых подруг, так это тем, что она не работала, и я не носила тот самый ключ на шее», — вспоминает Аня, добавляя, что ее дочь в свои 12 не умеет и не стремится делать и половины того, что сама Аня в ее возрасте отлично умела.

Интересное по теме

Откуда берутся беспомощные взрослые? Ликбез о тех, у кого лапки

Моя дочь тоже не особенно стремится к самостоятельности. А когда я спросила у нее, что такое взрослый человек, она не задумываясь ответила: «Это когда надо беспокоиться о деньгах и много работать. И главное — у тебя нет времени, совсем нет времени на то, чтобы получать удовольствие».

Работа. Проблемы. Отсутствие времени. Вот как видят взрослых современные дети. А лет 30 назад быть взрослым значило иметь определенные свободы и привилегии, которые нашим детям заслуживать не надо, ведь они и так ими обладают. Мы относимся к ним с уважением, спрашиваем их мнения, учитываем интересы. Сейчас большинство родителей советуются с детьми по поводу планов на каникулы. У вас в детстве часто спрашивали, чем бы вы хотели заняться? Просто ставили перед фактом: едешь на все лето к бабушке. При этом современные родители мало требуют и позволяют им наслаждаться детством на полную катушку. И наши дети настолько умны, что понимают: взрослая жизнь — это не слишком уж заманчивая штука.

Взрослеть они и не спешат, иногда настолько не спешат, что это начинает тревожить взрослых. Нам кажется, что младшие поколения застревают где-то в Нетландии, становятся этакими вечными Питер Пенами, не желающими расти. Но существует ли эта проблема на самом деле?

Интересное по теме

Что такое синдром Питера Пэна и почему любовью его не вылечить

Снять короткие штанишки: переход от детства ко взрослой жизни

Раньше граница между взрослым и ребенком была довольно четкой. Существовали обряды инициации во взрослую жизнь, которые символизировали переход от детства к взрослости. И в определенный момент через них проходили все члены общества. Исполнив эти ритуалы, юноши и девушки символически вступали во взрослую жизнь, надевали взрослую одежду и получали взрослые права, например право вступать в брак.

В современном обществе тоже существуют символические вехи, преодолевая которые, человек постепенно становится взрослым. Мы празднуем совершеннолетие, после наступления которого не только получаем право голосовать, но и несем уголовную ответственность за свои поступки, уезжаем из родительского дома, поступаем в университет, получаем первую работу, выходим замуж или женимся. И для большинства этапов нет одного определенного возраста. Точнее, этот возраст меняется в зависимости от эпохи, общества, страны.

Если лет 20-30 назад большинство молодых людей формально становились взрослыми буквально сразу после окончания школы, то теперь в богатых странах произошли изменения. Резко уменьшилось количество людей, которые к 30 годам достигли традиционных признаков взрослой жизни: покинули дом, стали финансово независимыми, вступили в брак, завели ребенка. Например, в Великобритании средний возраст для первого брака составляет 33 года для мужчин и 31 год для женщин, что на десятилетие выше, чем в начале 1960-х годов. Американцы в возрасте 18-34 лет впервые за последний век чаще живут родителями, чем с партнером в отдельном жилье. Об этом пишет издание The Economist.

Интересное по теме

«На первом месте — я, на втором — партнер, на третьем — работа, на четвертом — ребенок»: интервью авторки «Ленивой мамы» Анны Быковой

Почему мы не спешим становиться «настоящими» взрослыми

Каковы причины этих изменений? Часть из них лежит на поверхности.

Во-первых, современные люди дольше учатся. Образованных людей в обществе стало намного больше. Оканчивая университет, люди поступают в магистратуру, часть не останавливается и на этом, продолжая образование.

Во-вторых, нет давления на молодых людей. Мы становимся толерантнее к юным детям, которые считают, что сейчас намного труднее обрести финансовую независимость. Конечно, ожидания молодых людей также стали намного выше. Они хотят жить с комфортом и не готовы терять его ради независимости.

Индивидуализм стал более приоритетной концепцией, люди сконцентрированы на себе и своем развитии, а не на обществе. Поэтому формирование семьи и рождения детей не является приоритетом для молодых людей. Большинство из них предпочитают сначала «пожить для себя», «встать на ноги» и лишь затем задумываются о браке и детях.

Интересное по теме

Почему люди не хотят заводить детей?

«Кидалты» — играть в машинки в 60 и собирать LEGO в 40

Меняются вкусы, образ жизни, ценности. Появляются тренды, которых не существовало раньше.

Например, есть множество людей, которые живут обычной жизнью, работают, учатся, но при этом ностальгируют по детству. Наряжаются в одежду с детскими принтами, пользуются вещами, которые раньше мы бы назвали детскими, смотрят мультфильмы и увлеченно играют в игрушки. А вместо вечеринок с алкоголем собираются поиграть в настолки, закусывая чипсами и попкорном. Таких людей называют кидалтами (kidult — от англ. kid — ребенок, и adult — взрослый).

Испанское издание El Pais пишет о том, что 53% потребителей продукции компании Scarletics, которая выпускает игрушечные гоночные машинки, — взрослые люди. То же происходит с конструкторами, настольными играми и другими игрушками. Традиционно детская индустрия теперь работает на взрослых людей. Пандемия стала поворотным моментом для этой тенденции. Именно тогда продавцы игрушек заметили, что существует группа, которая не перестала покупать игрушки, несмотря на карантин — кидалты. Что любопытно, к кидалтам относятся самые разные поколения: машинки покупают люди, рожденные в 60-е, а настольные игры и конструкторы — зумеры и миллениалы. Все популярнее становятся книги для «молодых взрослых» (Young adult) — новой, быстрорастущей категории читателей. Теоретически — это книги для молодых людей до 20 лет, фактически же, возрастные рамки очень размыты, и эти книги популярны среди читателей самого разного возраста.

Все эти явления вызывают множество вопросов и опасений. Специалисты задаются вопросом, препятствует ли современное общество взрослению людей. Возможно, мы искусственно «фабрикуем» взрослых «детей» — людей, давно готовых ко взрослой жизни, но продолжающих жить так, словно они еще маленькие?

Интересное по теме

Моя игрушечная жизнь

В противовес этому мнению выступают те, кто считает, что главное — способность брать на себя ответственность, а интерес к детству лишь говорит о том, что общество стало гибче и дает больше возможностей проживать свою взрослость. Можно смотреть мультфильмы и покупать конструкторы, но если при этом ты способен отвечать за себя и за свою жизнь, ты вполне можешь называться взрослым человеком. Вот что об этом говорят специалисты:


Лия Хабарова

Клинический психолог

«Можно рассмотреть этот вопрос через призму современных социальных преобразований: нынешние родители больше вовлечены во взаимодействие с детьми и подростками, чем родители лет 20-30 назад. Если в 80-х, 90-х годах ХХ века многие дети самостоятельно добирались в школу, в секции или кружки, то нынешних младших и средних школьников довольно часто сопровождают родители (как правило, в целях безопасности, но это в любом случае влияет на более медленное становление самостоятельности). Изменяются бытовые условия, к примеру, можно не готовить, а покупать готовую еду или заказывать доставку, вместо автомобиля использовать самокат и т. д.

Здесь можно отметить две параллельные тенденции: с одной стороны, поколение 30+, 40+, многие из которых — рано повзрослевшие дети, жившие или во времена «дефицита», или в семьях, где нельзя было позволить какие-то классные игрушки, приставки, где надо было нянчить младших детей, так как родители вынуждены были очень много работать. И вот это поколение сейчас словно «добирает» то детство, которого у них было мало.

С другой стороны — поколение 20+, у представителей которого было в основном достаточно детства, но при этом недостаточно сформирована самостоятельность, ответственность; чье детство (или подростковый возраст) продолжается и сейчас. В обоих случаях можно говорить о том, что, возможно, перед нами «кидалт», только люди по-разному пришли к этому в своей жизни.

Вероятно, у представителей поколений 30+ и 40+ внутренней взрослости будет больше, несмотря на, возможно, и некоторый «инфальтильный» внешний вид — просто потому, что она у них уже есть, уже выращена. Поколение 20+ продолжает ее взращивать, и их инфантильная внешность будет больше соответствовать их внутреннему содержанию. Здесь, вероятно, будет больше детского, подросткового мировоззрения.

Но хотелось бы отметить, что оценивать людей по их внешности, футболкам с Магистром Йодой или Покахонтас не стоит. В таком виде перед нами может быть вполне себе личностно зрелый человек. Кидалты — это не столько про хобби и увлечения из детства, сколько про сложности с принятием решений, взятием на себя ответственности, понимания процессов выстраивания коммуникаций и длительных социальных связей.»


Интересное по теме

15 «красных флагов»: как распознать инфантильного мужчину в начале общения

Мы решили поговорить с молодыми людьми и их родителями, чтобы разобраться, что же такое взрослый человек. Любопытно, насколько разные ответы мы получили:

Элин, 23 года, специалистка по цифровой безопасности, живет с родителями

«Взрослый человек — это тот, кто прошел через определенные этапы, у кого есть разнообразный опыт. Например, тот, кто жил самостоятельно и вел хозяйство, заботился о других, сам зарабатывал себе на жизнь, у кого есть опыт родительства или семейной жизни. Если человек не прожил все это, его вряд ли можно назвать в полном смысле взрослым человеком, даже если ему сорок лет».

Саша 30 лет, клиентский менеджер, живет с мужем и сыном

«По моему мнению, взрослый человек — это тот, кто может самостоятельно принимать решения и нести за это ответственность. К примеру, я поехала в Англию в 12 лет с группой из школы. Но я жила одна в английской семье, сама добиралась до школы и могла в свободное время сама гулять по Оксфорду. Вот это для меня проявление взрослого человека. Тот, кто может сам самостоятельно нести за себя ответственность. Но не каждый в 12 лет может поехать в незнакомую страну и самостоятельно там находиться. Поэтому по моему мнению, взрослый человек определяется не точной цифрой, не точным возрастом, а именно ментальными способностями, опытом, принятием решения, принятию ответственности. Надеюсь, смогла сформулировать свою мысль».

Даша, 25 лет, коуч, живет одна

«Есть легальный возраст, который определяет, когда мы становимся взрослыми, это совершеннолетие, 18 лет. Все. Больше „взрослости“ не существует, все мы дети в постоянном процессе обучения и ошибок. Чем ближе тебя подпускает к себе человек, тем более маленького ребенка ты в нем видишь. А так мы все с масками и стенами „я взрослый“, потому что вроде как, так принято».

Серафима, 18 лет, учится в колледже, снимает комнату

«Общество говорит нам, что в 18 лет ты уже взрослый. Но по обстоятельствам человек может повзрослеть и раньше, и чуть позже. Вот только лет с 20 деваться уже некуда, ты взрослый, начинается работа, ответственность».

Люда, мама Саши, Даши, Серафимы

«У меня пятеро детей разного возраста. У старшей дочери уже есть свой ребенок, мой внук, а младшему сыну всего десять лет. По своему опыту могу сказать: человек взрослеет тогда, когда обстоятельства и родители заставляют его взрослеть. Свою старшую дочь я родила, когда была совсем юной. Это сказалось и на наших отношениях, и на всем остальном. Мы с ней были почти как „подруги“, у нас очень доверительные отношения. Она повзрослела рано, очень многому научилась, помогала мне следить за младшими сестрами и братьями.

С младшими дочками у меня совсем другие отношения. Они уже дружат между собой и со мной не так откровенничают. И я к ним дольше относилась как к маленьким. А самый младший сын Захар для меня почти как внук, я с ним куда больше нянчусь, позволяю не взрослеть. Он и не хочет, ревнует к сыну Саши, и речи нет о том, чтобы попросить его присмотреть за малышом. Ведь он сам себя считает маленьким.»

Ангелина, 17 лет, живет с мамой, учится в школе, подрабатывает и готовится к поступлению в университет

Мы как раз обсуждали эту тему на уроке «Разговор о важном». В итоге, все пришли к выводу, что взрослый человек — это человек, который не боится брать на себя ответственность.

Быть взрослым значит осознавать последствия своих действий, принимать решения и отвечать за них, выполнять свои обязанности. И в принципе, когда на человека по каким-то причинам ложится ответственность, он становится взрослым.

Мне кажется, еще наступление «зрелости» связано с формированием системы убеждений. Даже в подростковом возрасте мы опираемся на чужое мнение (мнение друзей, мнение интернет-кумиров). Взрослый же человек руководствуется собственными убеждениями, сложившимися благодаря личному жизненному опыту.

Лиза, 16 лет, живет с родителями, учится в школе

По моему мнению, человек считается взрослым тогда, когда начинает осознавать серьезность некоторых ситуаций и вести в них себя собранно и уверенно, умеет не уходить от ответственности. Взрослым наверно можно назвать человека с 21 года, вроде уже осознанный, но в душе еще ребенок. Я уже это сказала, но повторюсь: взрослый — тот, кто хоть и ведет себя осознанно, уверенно и сообразительно, но в кругу родных он вполне может оставаться ребенком.


Каждый из нас смотрит на тему взросления по-разному. В 11 лет взрослым кажется 18-летний подросток, а в 40 ты смотришь на него как на ребенка. У кого-то играющие с самолетиками и куклами мужчины и женщины вызывают улыбку, а кто-то считает, что «это странно и ненормально». Так существует ли правильное определение «взрослого человека» и точный момент, когда приходит понимание: «взрослые — это мы»?


Лия Хабарова

Клинический психолог

Можно выделить ряд определенных критериев, по которым определяется степень взрослости человека:

1. Взрослый человек сам принимает решения, сам делает выбор с опорой на собственное мнение и опыт.

2. Взрослый самостоятельно справляется с любыми последствиями своих решений — как с положительными, так и с отрицательными, не перекладывая ответственность на других людей или какие-то внешние обстоятельства.

3. Взрослый дает право на ошибки и себе, и другим. При этом несет ответственность за свои ошибки, но и умеет прощать себя за это, делать выводы и идти дальше.

4. Взрослый человек проживает свои эмоции экологично. Воспринимает жизнь адекватно и трезво.

5. Взрослый адекватно воспринимает конструктивную критику в свой адрес, при этом не зависит от чужого мнения.

6. Взрослый человек умеет выстраивать прочные отношения с партнерами, друзьями и коллегами, но при этом не зависит от того, как именно к нему относятся.

7. Взрослый умеет соблюдать баланс между жизнью и работой и мотивировать самого себя.

8. Взрослый принимает себя таким, какой он есть, знает свои зоны роста. В то же время принимает окружающих с их недостатками.

9. Взрослый всегда защищает свои личные границы, знает себе цену, сохраняет достоинство в любой ситуации.Уважает границы других людей и старается их не нарушать.

10. Взрослый умеет просить о помощи, принимать ее и помогать другим.


Получается, большинство наших собеседников оказались правы. Статус взрослого человека не особенно связан с цифрой в паспорте, рисунками на одежде и местом жительства. Взросление — это в первую очередь о зрелости, ответственности, способности управлять своими эмоциями и уважать других людей.

Лайфхаки Семейные выходные в Подмосковье: куда поехать с ребенком
Загородные усадьбы, парки и отели, куда можно съездить на один день или провести там целый уикенд.
Новости Водители-ниндзя и персонаж из фильма ужасов: новые тренды в японском такси
Японцы делают жизнь веселее и подогревают интерес к своей культуре.