«А он умрет?» как говорить с детьми о тяжелобольных сверстниках

Рассказывает Андрей Давыдов, ведущий психолог проекта «Помощь детям» фонда помощи хосписам «Вера»

Иллюстрация Марии Кондратьевой

Исследования детской психологии показывают, что дети гораздо свободнее и естественнее воспринимают различия между людьми, чем взрослые. Они склонны к прямому наблюдению и задают вопросы без фильтра социальных условностей. Задача родителей — не блокировать эту открытость, а направить ее в русло понимания и эмпатии.

Однако на практике взрослые часто все усложняют: боятся задеть чувства, напугать или услышать «неудобный» вопрос. В результате, столкнувшись, например, с человеком на инвалидной коляске, ребенок может просто спросить:

— А почему этот мальчик такой?

— Он что, не умеет ходить?

— А почему у него слюни?

— А он умрет?

Для ребенка это проявление естественного познавательного интереса. В этих вопросах нет ни грубости, ни жестокости. Есть только внимание. И это хорошо.

Плохо — когда взрослый в ответ молчит. Или говорит: «Потом». Или отводит взгляд, как будто ребенок увидел нечто страшное. Так формируется ощущение, что произошло что-то опасное или постыдное.

Работая с семьями, где есть детские тяжелые диагнозы, я каждый день вижу, как дети реагируют на болезнь — свою или чужую. И как меняется их страх, если рядом взрослый, который может объяснить. А еще я вижу: дети прекрасно справляются с темой болезни, если взрослые им не мешают.

Так что взрослым необязательно знать правильные слова. Главное — быть рядом и не притворяться. Ниже — четыре шага, которые могут помочь поговорить со своими детьми о тех, кто тяжело болен.

1. Отвечать честно, но по возрасту

Если ребенок видит другого ребенка в инвалидной коляске или с особенностями внешности и спрашивает — «что с ним?» — не стоит паниковать. Он не грубит, не обижает. Он просто замечает.

Прямой ответ вроде: «У него болезнь, которая влияет на мышцы, поэтому он не может ходить», — дает гораздо больше уверенности и опоры, чем «Ну, неважно, потом объясню».

Но важно учитывать возраст. Не нужно рассказывать пятилетнему ребенку про спинально-мышечную атрофию. Можно сказать: «Его тело работает не совсем как твое. Поэтому ему нужна помощь — и, например, коляска. Но он такой же ребенок, как ты».

И по возможности лучше избегать слова «болезнь». Для ребенка это про температуру, кашель и постель. А дети с инвалидностью не болеют каждый день. Они просто живут с этим состоянием.

2. Не пугать, не романтизировать и не делать вид, что ничего не происходит

Болезнь — это не «страшилка» и не подвиг. Это часть жизни. У кого-то есть веснушки. У кого-то — инвалидность. У кого-то — редкое генетическое заболевание. Это не делает человека ни хуже, ни героем. Это просто факт.

Ребенок учится смотреть на него ровно, если взрослый рядом тоже смотрит ровно. Без жалости, испуга и напряжения. Просто видит.

3. Не забывать про чувства самого ребенка

Это правило работает всегда. Если ребенок спрашивает о человеке, который отличается, стоит сначала сказать о нем. А потом обязательно перейти к чувствам самого ребенка:

— Тебе интересно, почему он в кресле?

— Хочешь, я расскажу?

— А ты что чувствуешь? Стало страшно? Грустно?

Разговор не должен быть длинным. Но он должен быть. И он не только про других, но и про нас самих. Про то, что мы замечаем, не отворачиваемся и не делаем вид, что «ничего такого». Мы говорим. А значит, помогаем ребенку чувствовать и понимать.

4. Давать чувство действия и причастности

Детям важно не только понимать, но и ощущать: они могут что-то сделать. Иногда участие — это просто дружба. Иногда — «привет» в коридоре. Иногда — разговор дома за ужином, после которого взрослый пойдет и сделает пожертвование.

Мне очень нравится акция «Дети вместо цветов» — она как раз про это. На 1 сентября вместо целого букета ребенок несет в школу один цветок. От каждого ребенка по цветку — получается общий большой букет для учителя. А на сэкономленные деньги родители делают пожертвование в фонд, который помогает тяжелобольным детям.

Во-первых, это правда важно для тех семей, которые получают помощь от участников акции — детей, их родителей и учителей.

Во-вторых, акция становится поводом для разговора со своим ребенком про эмпатию и помощь: «Знаешь, мы сегодня отправим деньги, чтобы помочь ребенку, который не может ходить, но сможет кататься на коляске — если мы вместе на нее соберем».

Необязательно устраивать лекцию. Даже короткий разговор останется с ребенком, если будет от души и от искреннего желания помочь.

Почему важно об этом говорить

Потому что это есть. В этом мире есть дети, которые отличаются. И дети это видят. Это вызывает у них вопросы и размышления. Если взрослые не дают ответов, ребенок находит их сам. Не всегда правильно и не всегда справедливо.

А взрослый может стать проводником. Показать: то, что не похоже на тебя, — не страшно, не хуже и не опасно. Просто другое.

И все это — про эмпатию. Про умение заметить, не испугаться, не оттолкнуть. Про умение быть рядом. Это то, что можно и нужно развивать. И такие разговоры — один из самых простых способов начать.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...