«Мы говорим с преподавателем на одном языке»: как незрячий подросток осваивает цифровые технологии

Бывают же незрячие программисты.

Фото из личного архива семьи

Помочь незрячему ребенку стать самостоятельным и уверенным в себе — естественное желание любящих родителей. Современные технологии открывают для этого огромные возможности, но как ими воспользоваться, если не видишь экрана? Нужен надежный проводник, говорящий с незрячими на одном языке и владеющий принципами невизуальной доступности. Для Олега и его мамы Есении Луценко таким помощником стала Платформа цифровой грамотности для незрячих детей и подростков, открывшая мальчику дорогу в цифровой мир. Их историю рассказывает Диана Жигалова.

Фото из личного архива семьи

«Самое сложное — преодолеть этот барьер»

Олегу Луценко 12 лет, он незрячий с рождения. Вместе с родителями он живет в Санкт-Петербурге, учится в пятом классе школы-интерната для детей с нарушениями зрения. Как и многие сверстники, мальчик увлекается компьютерными играми. Разница лишь в том, что он не видит картинку на экране. Играя в шутеры, незрячий человек ориентируется благодаря эффекту объемного звука — чем ближе предметы, тем лучше их слышно. В квестах игрок разгадывает загадки. Они, как и варианты ответов, озвучиваются.

Виртуальный мир Олега — это звуки и тактильные ощущения. Однако это не мешает мальчику уверенно осваивать цифровое пространство. Он легко управляет смартфоном, общается в мессенджерах и даже изучает английский язык с помощью приложений.

«Самым сложным было начать, — вспоминает Олег, — Преодолеть барьер, когда тебе вообще ничего не понятно. Я немного умел пользоваться телефоном — мог позвонить, сбросить вызов, пытался искать информацию в интернете. Все остальное у меня не получалось. Я не понимал, как работают приложения, не знал, как отправлять сообщения или сохранять фотографии. Мне казалось, что я никогда не смогу с этим разобраться».

Есения, мама Олега, раньше работала психологом и педагогом предшкольной подготовки. Когда стало ясно, что у сына серьезное нарушение зрения, то освоила еще одну профессию — тифлопедагога. Сейчас она занимается с незрячими и слабовидящими детьми, консультирует их родителей, педагогов и логопедов. Однако попытка объяснить собственному сыну азы цифровой грамотности оказалась не слишком успешной.

«Когда я впервые дала Олегу смартфон, то столкнулась с неожиданными трудностями, — говорит Есения. — Запустила функцию голосового управления, чтобы ему было проще освоиться, но результат не соответствовал ожиданиям. Казалось, что „помощник“ плохо знает русский язык. Он неправильно ставил ударения, путал падежи, в итоге смысл произносимого полностью терялся.

Когда я включила на телефоне невизуальный режим, стало еще сложнее. Чтобы управлять устройством, нужно было знать специальные жесты. Мои навыки работы со смартфоном здесь оказались полностью бесполезны. Я просто не понимала, какое движение за что отвечает, и не могла помочь своему ребенку. Как можно научить тому, чего сама не знаешь? Мы оказались в тупике, из которого, казалось, не было выхода».

Фото из личного архива семьи

С компьютером на «ты»

Есения подписана на несколько групп и тематических чатов по работе с незрячими и слабовидящими детьми. Однажды на одном из них появился анонс новой платформы, где незрячие дети и подростки могут учиться пользоваться компьютером и смартфоном с помощью скринридера. Новость привлекла внимание Есении. Не откладывая, она перешла на сайт, изучила программу и методику обучения. И поняла — это именно то, что им нужно.

«Первый урок мы с Олегом проходили вместе, — вспоминает Есения. — Я объяснила ему, как устроена навигация, что и где нужно нажимать, как управлять платформой. После этого он стал заниматься самостоятельно. Несколько раз он подходил ко мне с вопросами, когда что-то не работало или оставалось непонятным. Но, в основном, весь курс Олег осваивал сам. Он был в восторге от обучения, постоянно делился открытиями: „Мама, оказывается, вот это можно сделать и вот такая программа есть!“ или „Смотри, есть еще жесты, о которых мы даже не догадывались!“ Порой он спрашивал меня о каких-то тонкостях и мне приходилось честно признаваться: „Сын, я не знаю“. Но это его не останавливало — он самостоятельно связывался с кураторами курса, все выяснял и вскоре возвращался с готовым решением.

Олег говорил с кураторами на одном языке (они тоже незрячие), легко понимал, о чем идет речь и как это применять. Когда у него возникали вопросы, ему сразу на них отвечали. Не было барьера непонимания, который возникал между нами. Для меня это стало большой поддержкой, а для сына — возможностью выйти на новый уровень».

Освоив курс по смартфону, Олег приступил к обучению работе на компьютере. И, когда в школе начались уроки информатики, он пришел на них уже подготовленным. Знания, полученные на курсе, стали для него надежным фундаментом. Он не только легко усваивает новый материал, но и уверенно применяет его на практике. «Сейчас он более продвинутый пользователь, чем я», — с гордостью говорит Есения.

Фото из личного архива семьи

Цифровая грамотность: вред или благо

Есения сначала сомневалась, стоит ли разрешать Олегу пользоваться интернетом. Она боялась, что сын полностью погрузится в виртуальный мир и перестанет интересоваться реальной жизнью. Однако вскоре поняла, что запреты — это не выход. Цифровая среда стала неотъемлемой частью нашей жизни, и лишать ребенка доступа к ней — значит ограничивать его возможности.

«Я объясняю Олегу, как важно находить баланс, — говорит Есения. — Даю ему время на отдых, чтобы он мог переключиться и просто поиграть. Сейчас он уже сам устанавливает себе таймеры, умеет контролировать время за гаджетами, знает, что сначала нужно выполнить дела и сделать уроки. Если устал, то сам откладывает телефон, без напоминаний с моей стороны. Главное, чтобы он учился сам принимать решения и правильно организовывать свое время. Эти навыки лучше развивать сейчас, пока он подросток, а не пытаться контролировать ребенка с помощью запретов и угроз».

Цифровая грамотность помогла Олегу в реальной жизни: ему стало легче общаться со сверстниками, сначала в мессенджерах, а потом и вживую. Он научился искать в Сети информацию для учебы, скачивать книги, музыку и игры.

«Я пользуюсь скринридером TalkBack, — рассказывает Олег. — Это программа экранного доступа для устройств на Android. Она озвучивает все элементы на экране: когда я нажимаю на кнопку, голос сообщает, что это за элемент. Если мне нужно выбрать кнопку, то я нажимаю на нее два раза. Так я могу свободно пользоваться разными сервисами — как обычными, так и разработанными специально для незрячих. Например, библиотекой av3715, приложениями Be My Eyes, „Особый взгляд“ и другими.

С играми все намного сложнее. Мне нужно, чтобы в них были голосовые подсказки. Из-за этого каждый раз приходится скачивать приложение и проверять, есть ли в нем озвучка. Без нее играть, к сожалению, не получается. Еще бывает, что подсказки есть, но их очень сложно разобрать. Очень мешают реклама и всплывающие баннеры. Внезапно что-то открывается, начинается загрузка файла, а ты не видишь, что и откуда появилось. Но когда мне все понятно, я чувствую себя полноценным игроком».

Есения понимает: побеждать в игре — это здорово, но главное — чувствовать себя героем в реальной жизни. Цель мамы — научить Олега осознанно принимать решения, грамотно распоряжаться временем. Она хочет, чтобы он видел свой прогресс, свои настоящие способности и мог гордиться ими.

Фото из личного архива семьи

Взгляд в будущее

Олег уже задумывается о будущей профессии и видит себя в IT. «Бывают же незрячие программисты», — говорит он. Есения поддерживает сына, считает, что главное в жизни — найти занятие по душе.

«Самое важное — чтобы он умел трудиться, — говорит мама, — Не стеснялся просить о помощи, но и не полагался во всем на других. Я хочу, чтобы Олег вырос самостоятельным и мудрым человеком, способным создать и обеспечивать свою семью. А кем он станет по профессии — время покажет».

Родителям других детей с нарушениями зрения Есения советует жить, а не выживать. Не бояться нового, верить в себя и своего ребенка.

«Помните, что возможности и выбор есть всегда. Нужно просто переждать трудный период, найти поддержку у тех, кто сталкивался с похожими трудностями. Ведь кто-то только начинает этот путь, а кто-то уже прошел его и готов поделиться опытом. Вы не одни, вокруг есть люди, готовые поддержать. Заботьтесь о себе, собственных силах и ресурсах. Не доводите себя до состояния „загнанной лошади“, иначе, даже обладая знаниями, вы не сможете двигаться вперед.

Примите особенность вашего ребенка как данность. Он так живет, для него это естественная часть восприятия. Вместо жалости подарите ему любовь и принятие. Позвольте себе и ему проживать эту жизнь со всеми радостями и трудностями. Конечно, будут сложности, как и у любого человека. Важно поддерживать ребенка, верить в него, вместе справляться с новыми задачами.

Фото из личного архива семьи

Мама ребенка с инвалидностью — больше, чем просто мама. Вам приходится осваивать больше знаний и умений, становиться компетентнее. Но вместе с этим в вашей жизни становится больше любви и радости. Вы замечаете то, что в других обстоятельствах могло остаться незамеченным. Благодарите себя за эти достижения — ведь именно ваша поддержка и терпение помогают ребенку расти. И не забывайте чаще обнимать и целовать своих детей. Ваше тепло и поддержка — важная часть их жизни».

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез 10 послеродовых состояний, о которых не говорят (но знать о них важно каждой женщине)
Недавно у ученых появилась версия о том, почему, организм женщины вынашивает ребенка в среднем 39-40 недель. Сил и энергии организма просто на большее не хватит...