Как определить, что ребенок готов к школе: объясняет психолог

По мнению специалиста, лучше отдать ребенка в школу позже, например, в семь или в 8 лет.

Фото: Lena May | Shutterstock | Fotodom

Детский психолог для родителей Александра Аныкина советует отдавать ребенка в школу позже. По ее мнению, в шесть с половиной лет немногие дети готовы к учебе. Лучший возраст — после семи лет или даже в восемь.

«Если есть выбор, когда отдавать ребенка в школу, я всегда советую позже, чем раньше. В шесть с половиной лет редко какой ребенок может быть готов к учебе. Исключения составляют те случаи, когда, скажем, в школу идут все друзья из сада, школа маленькая и „дружелюбная к малышам“ и подобные ситуации. Но, конечно, лучше отдавать в школу после 7 лет, а можно и в 8. При этом маме лучше не планировать на первые полгода обучения какие-то важные проекты на работе, так как ее участие и поддержка будут нужны и важны, особенно в первые 6 недель», — цитирует ее «Газета.ру».

В идеале, чтобы понять, готов ли ребенок к школе, необходимо пройти диагностику у психолога, отметила Аныкина. Специалист познакомится с ребенком, поймет, какие у него есть особенности, проведет тесты и даст свои рекомендации родителю.

Взрослые, если нет возможности проконсультироваться у психолога, также могут сами определить, пора ли ребенка отдавать в школу:

«Если ребенок способен выдерживать правила, распорядок, он послушен в своем поведении. Может усидеть на месте 15–20 минут, занимаясь чем-то интересным, может сделать перерыв, если его попросят. Понимает, как себя можно вести дома, а как в кафе или в МФЦ, способен соблюдать эти правила. Он слышит и слушает взрослых, ведет диалоги, задает сложные вопросы, рассуждает на абстрактные темы. Речь правильная, богатая, использует сложные предложения. Знает многое о жизни вокруг, разбирается в каких-то темах лучше, чем другие (лего, рыбалка, определенные игрушки и прочее)», — объяснила эксперт.

Так же ребенок, готовый к школе, хорошо развит физически. Он хорошо бегает, прыгает, лазает, ловит мяч. Координация, равно как и мелкая моторика, должны быть в порядке: ребенок может собрать мелкий конструктор, аккуратно раскрасить картинку или сплести браслетик. У него должны быть хороший сон и аппетит, кроме того, у ребенка нет выраженных сложностей в поведении — агрессии, тревожности, навязчивых движений. Он или она может слепить или нарисовать что-то по образцу. Готовый к школе ребенок понимает смысл прочитанного и может пересказать текст, при этом читать вслух могут и родители.

«Такой ребенок знает и умеет защищать свои границы. Может сказать „нет“, знает правило „трусиков“, может обратиться за помощью ко взрослому, которого не знает. Понимает, что существует его мнение и мнение другого человека. Ребенок умеет связаться с мамой при необходимости (позвонить по умным часам, попросить кого-то набрать мамин номер, который знает наизусть). Умеет заводить дружбу с детьми, в том числе с новыми, участвует в групповых процессах и играх, принимает правила, умеет соглашаться с группой, даже если на самом деле играть в прятки не больно-то и хотелось», — уточнила Аныкина.

По словам психолога, ребенок должен демонстрировать желание пойти в школу: хотеть учиться, выбирать тетради и ручки, радоваться, что заведет новых друзей.

«Здорово, если удается заранее познакомить ребенка с будущим учителем, пообщаться вместе с мамой. Ведь именно учитель будет заменять маму, пока ребенок в школе», — заключила эксперт.

О том, какую школу лучше выбрать для ребенка — частную или государственную — в материале НЭН.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...