По мнению специалиста, лучше отдать ребенка в школу позже, например, в семь или в 8 лет.
Детский психолог для родителей Александра Аныкина советует отдавать ребенка в школу позже. По ее мнению, в шесть с половиной лет немногие дети готовы к учебе. Лучший возраст — после семи лет или даже в восемь.
«Если есть выбор, когда отдавать ребенка в школу, я всегда советую позже, чем раньше. В шесть с половиной лет редко какой ребенок может быть готов к учебе. Исключения составляют те случаи, когда, скажем, в школу идут все друзья из сада, школа маленькая и „дружелюбная к малышам“ и подобные ситуации. Но, конечно, лучше отдавать в школу после 7 лет, а можно и в 8. При этом маме лучше не планировать на первые полгода обучения какие-то важные проекты на работе, так как ее участие и поддержка будут нужны и важны, особенно в первые 6 недель», — цитирует ее «Газета.ру».
В идеале, чтобы понять, готов ли ребенок к школе, необходимо пройти диагностику у психолога, отметила Аныкина. Специалист познакомится с ребенком, поймет, какие у него есть особенности, проведет тесты и даст свои рекомендации родителю.
Взрослые, если нет возможности проконсультироваться у психолога, также могут сами определить, пора ли ребенка отдавать в школу:
«Если ребенок способен выдерживать правила, распорядок, он послушен в своем поведении. Может усидеть на месте 15–20 минут, занимаясь чем-то интересным, может сделать перерыв, если его попросят. Понимает, как себя можно вести дома, а как в кафе или в МФЦ, способен соблюдать эти правила. Он слышит и слушает взрослых, ведет диалоги, задает сложные вопросы, рассуждает на абстрактные темы. Речь правильная, богатая, использует сложные предложения. Знает многое о жизни вокруг, разбирается в каких-то темах лучше, чем другие (лего, рыбалка, определенные игрушки и прочее)», — объяснила эксперт.
Так же ребенок, готовый к школе, хорошо развит физически. Он хорошо бегает, прыгает, лазает, ловит мяч. Координация, равно как и мелкая моторика, должны быть в порядке: ребенок может собрать мелкий конструктор, аккуратно раскрасить картинку или сплести браслетик. У него должны быть хороший сон и аппетит, кроме того, у ребенка нет выраженных сложностей в поведении — агрессии, тревожности, навязчивых движений. Он или она может слепить или нарисовать что-то по образцу. Готовый к школе ребенок понимает смысл прочитанного и может пересказать текст, при этом читать вслух могут и родители.
«Такой ребенок знает и умеет защищать свои границы. Может сказать „нет“, знает правило „трусиков“, может обратиться за помощью ко взрослому, которого не знает. Понимает, что существует его мнение и мнение другого человека. Ребенок умеет связаться с мамой при необходимости (позвонить по умным часам, попросить кого-то набрать мамин номер, который знает наизусть). Умеет заводить дружбу с детьми, в том числе с новыми, участвует в групповых процессах и играх, принимает правила, умеет соглашаться с группой, даже если на самом деле играть в прятки не больно-то и хотелось», — уточнила Аныкина.
По словам психолога, ребенок должен демонстрировать желание пойти в школу: хотеть учиться, выбирать тетради и ручки, радоваться, что заведет новых друзей.
«Здорово, если удается заранее познакомить ребенка с будущим учителем, пообщаться вместе с мамой. Ведь именно учитель будет заменять маму, пока ребенок в школе», — заключила эксперт.
О том, какую школу лучше выбрать для ребенка — частную или государственную — в материале НЭН.