2 октября родился Махатма Ганди – символ ненасилия.
Когда-то Владимир Путин, заметил, что «после смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем». В честь дня рождения великого индийского политика мы публикуем материал о том, каким был Ганди не на трибуне, а дома — в роли мужа, сына и отца.
Мохандас Карамчанд Ганди (известный миру как Махатма) родился 2 октября 1869 года. Он появился на свет в Порбандаре — центре одноименного княжества, теперь это часть индийского штата Гуджарат. Его семья исповедовала индуизм и принадлежала к касте торговцев — банья.
С 1889 по 1891 год Ганди учился в Лондоне на юриста в Лондоне, а затем вернулся в Индию и стал адвокатом в Бомбее. Через несколько лет одна из торговых фирм пригласила его на работу в британской колонии Наталь в Южной Африке (в настоящее время входит в состав ЮАР в качестве провинции Квазулу-Наталь).
С момента прибытия в город Дурбан в 1893 году Ганди заметил пренебрежительное отношение к индийцам. Столкнувшись в ЮАР с дискриминацией со стороны колонизаторов, он понимает, что необходимо бороться за свои права. Именно там Ганди выработал принцип ненасильственного сопротивления — сатьяграха. Ее суть — отказаться от насилия, взывая к совести противника. Чтобы достигнуть перемен, он призывал использовать такие формы гражданского неповиновения, как сидячие забастовки, мирные демонстрации и голодовки. И этот метод приносил успехи — ему удалось добиться от властей отмены нескольких дискриминационных законов.
В 1906 году Ганди принял обет самоограничения, после чего вел аскетический образ жизни. А через девять лет он вернулся в Индию и присоединился к национально-освободительному движению. Считается, что тогда же поэт и Нобелевский лауреат по литературе Рабиндранат Тагор назвал его «Махатмой», что в переводе с санскрита означает «великая душа».
В Индии Ганди боролся против кастового неравенства и защищал права неприкасаемых (низшие касты в индуизме), призывал к мирному сосуществованию индусов и мусульман. Он погиб 30 января 1948 года. Ганди направлялся на вечернюю молитву, когда его застрелил член радикальной группировки «Хинду Махасаба» Натурам Винаяк Годсе. По традициям индуизма Ганди кремировали на берегу реки Ямуна. Рядом с этим местом был сооружен мемориал.
Но Ганди был не только выдающимся политическим и общественным деятелем и правозащитником, он также был сыном, отцом и мужем.
Отец, Карамчанд Уттамчанд Ганди, был премьер-министром Порбандара, а затем княжества Ванканер. В своей автобиографии Ганди писал, что он был вспыльчивым человеком, но при этом искренне любил свою семью, был храбрым, щедрым и неподкупным.
В 1883 году по дороге на свадьбу младших сыновей экипаж Карамчанда Ганди перевернулся, мужчина получил серьезные травмы. Под конец жизни он тяжело болел и не мог самостоятельно вставать в кровати. Карамчанд Ганди скончался, когда его младшему сыну было 15 лет. После своей смерти он не оставил семье большого состояния.
Мать Ганди — Путлибай — был глубоко религиозна. Она была четвертой женой Карамчанда Ганди, их разница в возрасте составляла 22 года. В этом браке родились четверо детей, Мохандас был самым младшим. Путлибай не могла подумать о еде, не помолившись, посещала храм каждый день, а также давала самые тяжелые обеты, которые строго соблюдала. Ганди вспоминает, что однажды в сезон дождей она решила отказаться от приемов пищи до тех пор, пока не увидит солнце. Ее дети специально дежурили, чтобы позвать мать, когда оно появится.
Путлибай скончалась в 1891 году, когда Ганди был 21 год. О ее смерти он узнал, только когда вернулся в Индию. Для него это оказалась тяжелым ударом.
Ганди выступал против ранних браков, и именно так поступили с ним — женили в 13 лет. Позже он осудил родителей за это решение. Его женой стала Кастурба, она была ровесницей Ганди. Родственники решили сыграть тройную свадьбу — в один день состоялось бракосочетание Мохандаса, его старшего брата и кузена. Детям никто не сказал о грядущем событии, они сами догадались об этом по приготовлениям. Фактически Ганди познакомился со своей женой и начал узнавать ее только после свадьбы.
Он учился быть хорошим мужем по брошюрам, которые продавались за пару мелких монет. Главное, что Ганди усвоил оттуда, по собственным воспоминаниям, — мужчина должен пожизненно оставаться верным жене. Того же он требовал и от Кастурбы, и был ревнивым мужем — требовал полной преданности, следил за ней, пытался контролировать. Ганди при этом отмечает, что жена терпеть жесткие ограничения отказывалась. Они обижались друг на друга, иногда не разговаривали друг с другом. Уже позже, став взрослым, он признал, что был неправ и у него не было оснований выдвигать подобные требования.
При этом Ганди подчеркивает, что в те времена в Индии при заключении ранних браков родители старались ограничивать время, которое супруги-подростки проводили вместе. Юные жены по полгода могли находиться в доме своих родителей. Таким образом, с 13 до 18 лет Кастурба и Мохандас прожили вместе не более трех лет в общей сложности. А затем Ганди уехал учиться в Англию, а его жена осталась с их первенцем Харилалом в Индии.
Кастурба не получила образования, и Ганди пытался учить ее самостоятельно. Свои успехи в этом начинании он позже оценил невысоко. Уже во взрослом возрасте Ганди пытался нанимать для нее учителей, в итоге его жена умела немного писать и читать несложные тексты на гуджарати.
Это не помешало Кастурбе стать одной из ближайших соратниц мужа в борьбе за права сначала в Южной Африке, куда она приехала вместе с детьми в 1896 году, а затем в Индии. В 1904 году она принимала участие в создании поселения, которое получило название Финикс и располагалось недалеко от Дурбана.
Гопалкришна Ганди, внук Кастурбы и Мохандаса, вспоминал, что именно она была тем человеком, который напоминал своему мужу, что он обычный человек.
В 1942 году Кастурба была арестована за участие в движении «Покиньте Индию». Вместе с мужем и другими сторонниками независимости страны ее заключили в тюрьму в Пуне. Там состояние здоровья Кастурбы ухудшилось, у нее обострился хронический бронхит. Она перенесла несколько сердечных приступов и заболела пневмонией. Кастурба Ганди скончалась в заключении в 1944 году.
У Кастурбы и Мохандаса было четверо детей — Харилал, Манилал, Рамдас и Девдас. Первый ребенок пары родился в 1885 году и умер во младенчестве.
Политическая философия Ганди была основана на вере в то, что ради общего блага каждый человек должен чем-то жертвовать. Чтобы не показаться лицемером, он принял решение, что его сыновья должны учиться дома, когда семья жила в Южной Африке.
Однажды друг предложил Ганди отправить одного из сыновей учиться в Англии по стипендии. Тот уточнил, предназначена ли она для его детей или для самого достойного молодого человека из индийской общины в Южной Африке. Друг неохотно признал, что стипендия может достаться самому достойному. Ганди предложил отдать ее другим юношам, которые, по его мнению, этого больше заслуживали. Они и отправились в Англию.
«Ты хочешь превратить моих сыновей в святых до того, как они станут мужчинами», — сказала тогда Кастурба.
Харилал был старшим сыном Ганди, и всю свою жизнь провел, бунтуя против всего, во что верил его отец. Он ставил под сомнение его суровые моральные принципы, сексуальное воздержание, принципиальную позицию по отношению к Великобритании. Мохандас признавал, что в этом есть его вина и сожалел, что так и не смог переубедить старшего сына.
В 1948 году Харилал принял ислам и взял имя Абдулла — через несколько месяцев после того, как его отца убил индуистский экстремист. Он был алкоголиком, а также пытался торговать импортной одеждой из Великобритании, в то время как Махатма Ганди призывал бойкотировать иностранные товары.
Когда Харилал родился, Мохандасу было всего 18 лет. Тогда же Ганди отправился в Англию, чтобы стать адвокатом. С появлением младших детей он осознал, как важно проводить время с сыновьями, но в ранние годы жизни Харилала отца не было рядом.
Харилал застал благополучные времена семьи — до того, как Ганди начал участвовать в политической борьбе и принял обет безбрачия и бедности. Для него эти изменения стали настоящим потрясением, в отличие от его младших братьев, которые не помнили о прежней жизни, рассказывал внук Ганди Раджмохан.
Отношения Мохандаса со старшим сыном стали еще более напряженными после того, как Харилал решил вступить в повторный брак после смерти его жены. Отец выступал против этого.
В отличие от старшего брата, Манилал старался оставаться верным идеалам своего отца. Большую часть своей жизни он провел в Южной Африке, куда впервые приехал в 1896 году.
С 1918 года он работал редактором в газете Indian Opinion, основанной Ганди в 1903 году. В Фениксе Манилал выполнял тяжелую работу — работал на земле, ухаживал за стариками и больными, писала его внучка Ума Дхупелия-Местри.
В 1910 году его арестовали за незаконную торговлю на улицах Йоханнесбурга. Ему предложили выбрать — провести десять дней в тюрьме или заплатить 10 шиллингов в качестве штрафа. Манилал выбрал первое и добровольно отправился под арест.
Ума Дхупелия-Мистри также вспоминала, что ее дед хотел жениться на мусульманке. Ганди не сказал, что не даст одобрения на этот брак, однако предупредил сына, что если тот вступит в брак с мусульманкой, то перестанет работать в Indian Opinion и не сможет вернуться в Индию. Манилал не пошел против воли отца. В 1927 году он женился на девушке по имени Сушила, которая была индуисткой по вероисповеданию. В браке у них родилось трое детей — две дочери и сын.
Манилал сыграл важную роль в борьбе индийцев и африканцев за свои права в Южной Африке.
Третий сын Ганди родился в Йоханнесбурге. В 14 лет его арестовали в Южной Африке за политическую деятельность. Позже он переехал в Индию, где присоединился к движению за независимость страны.
Некоторое время работал в еженедельной газете Navjivan, которую Махатма Ганди начал публиковать в 1919 году, а также руководил ашрамом в Бардоли, чьим основателем был индийский политический деятель Сардар Патель.
Младший сын Ганди так же появился на свет в Южной Африке. Девдас с детства был свидетелем трудностей, с которыми сталкивалась его семья в процессе борьбы за права.
В 28 лет он хотел жениться на дочери индийского политического деятеля и соратника Ганди Чакраварти Раджагопалачарии. Девушку звали Лакшми, и ей было на тот момент 15 лет. Их родители предложили подождать пять лет, и если по истечении этого времени их чувства останутся неизменными, они дадут согласие на брак. Через пять лет Девдас и Лакшми стали мужем и женой.
В 1947 году, когда Индия обрела независимость, он переехал в Мумбаи, где занимался различными общественными и политическими делами. Как и отец, Девдас пропагандировал принципы ненасилия и социальной справедливости.
Ганди с детства был очень застенчивым и боялся публичных выступлений. Свою робость он смог преодолеть только в Южной Африке. В школьные годы он мало общался со сверстниками, предпочитая изучать учебники.
Уже в Англии Ганди вступил в Вегетарианское общество и даже был избран членом исполнительного комитета. Он присутствовал на каждом заседании, но не высказывался. Ганди вспоминал, что причиной его молчания было не нежелание выступать — он не знал, как выразить свои мысли. Для одного из заседаний Ганди приготовил речь, но так и не смог ее произнести, и президент Вегетарианского общества попросил это сделать кого-то другого. Преодолеть свою застенчивость ему удалось только в Южной Африке.
В своей автобиографии Ганди пишет, что не помнит, чтобы он хоть раз соврал кому-нибудь из одноклассников или учителей. Он всегда стремился быть честным с окружающими и самим собой.
В средней школе на одном из экзаменов присутствовал инспектор народного образования. В качестве упражнения он попросил учеников, среди которых был Ганди, написать пять слов. Одно их них Мохандас написал с ошибкой. Инспектор пнул его под партой, указывая на промах и призывая списать правильный вариант у соседа, но Ганди намека не понял. В итоге ошибку допустил лишь он, списывать Ганди так и не научился.
В подростковые годы Ганди вместе с одним из своих родственников начал курить. Примером для них послужил дядя Мохандаса. Средств на покупку сигарет у них не было, поэтому они подбирали окурки, но табака в них было совсем мало.
Тогда Ганди с родственником начали красть у слуги деньги, чтобы на них покупать сигареты. В конце концов, от вредной привычки они отказались.
Более серьезным проступком в период отрочества Ганди считал воровство. Когда ему было около 12 или 13 лет он крал медяки у слуг, а в 15 лет взял кусочек золота с браслета брата, чтобы отдать за него долг.
За этот поступок он мучился от стыда и решил признаться во всем отцу. Ганди написал записку и отдал ее лично. В ней он просил выбрать для него наказание и обещал больше никогда не воровать. Отец Ганди в тот момент был уже болен и не вставал с кровати. Он прочитал записку, заплакал, а затем порвал ее. Для Ганди этот эпизод стал уроком ахимсы (один из принципов индийской философии, который означает непричинение вреда живому).
Родители Ганди исповедовали индуизм, и среди последователей этой религии вегетарианство широко распространено. Один из школьных друзей уговорил Мохандаса попробовать мясо. Уже тогда в Индии говорили о необходимости реформ, многие мечтали об избавлении от британского владычества. Друг Ганди объяснял, что британцы оказались сильнее индийцев и теперь правят ими, потому что едят мясо. В итоге Мохандас поддался на уговоры и решился на обман.
Дегустация мяса проходила в условиях строжайшей тайны — родители бы не одобрили этого. Ганди попробовал козлятину, и она ему не понравилась. После этого ему снились ночью кошмары. Но он продолжал есть мясо еще примерно год ради того, чтобы стать сильнее. По его воспоминаниям, такие трапезы случались нечасто — на это требовались деньги, которых у Ганди не было, а другу не всегда удавалось их достать.
В итоге Мохандас пришел к выводу, что обманывать родителей гораздо страшнее. С тех пор мясо он больше никогда не ел.