И что могут сделать родители, чтобы помочь своим детям.
Тинейджеры тратят в среднем от шести до восьми часов в день перед экранами своих телефонов. Неудивительно, что многих родителей всерьез тревожит, как социальные сети, сериалы и реклама отражаются на их ментальном и физическом здоровье.
Если в 2012 году подростки видели около пяти тысяч рекламных сообщений в день, то сегодня эта цифра выросла до десяти тысяч. Идеальные, недостижимые и нереалистичные — эти изображения задают стандарты красоты, которые приводят к искаженному самовосприятию подростков и к гораздо более серьезным последствиям в будущем.
В 2022 году редакция издания The New York Times провела опрос среди подростков, чтобы узнать, как социальные сети влияют на их самооценку. Выводы были неутешительными: девушки признавались, что уже не могут нормально воспринимать свое лицо на фотографиях без FaceTune (приложение для улучшения внешности на фотографиях).
Согласно исследованиям, регулярный просмотр соцсетей усугубил неудовлетворенность собственным телом и внешностью у каждой третьей девочки в подростковом возрасте. Реклама эту ситуацию лишь ухудшает: около половины девочек-подростков признались, что изображения худых и красивых моделей заставляют их думать о том, что им необходимо сесть на диету и похудеть.
Все это приводит к разной степени тяжести дисморфофобии — состоянию психики, при котором человек не просто озабочен своей внешностью, но и не может ее адекватно оценить. Подростки с дисморфофобией видят и ощущают свое тело искаженным образом.
Интересное по теме
Культура или культ? Колонка о том, как идея о похудении любой ценой заставляет нас ненавидеть себя
Например, они могут находить лишние сантиметры там, где их нет, или ощущать непрерывное желание что-то в своей внешности исправить. Регулярно пользуясь социальными сетями, рассматривая фотографии худых знаменитостей на отретушированных обложках, сравнивая их со своими настоящими телами, девочки-подростки рискуют довести себя до расстройств психики и пищевого поведения.
Однако проблемы с восприятием своего тела из-за медиа бывают не только у девочек. В том же опросе The New York Times многие молодые люди писали, что социальные сети негативно влияют и на них. Когда в сериалах мальчиков-подростков изображают с подтянутым мускулистым телом или когда в ленте соцсетей они видят фото накачанных парней из спортзала, они также чувствуют озабоченность по поводу своей внешности. Они переживают, что недостаточно мускулисты, не соблюдают диету и в целом плохо выглядят.
Психиатры называют такое искаженное (как правило, среди мужчин) восприятие своего тела бигорексией. Бигорексия, или «мышечная дисморфия», известная еще как комплекс Адониса, встречается примерно у каждого четвертого мальчика-подростка.
Исследование, проведенное в 2023 году в 16 странах, показало, что сегодня от расстройств пищевого поведения (РПП) страдает по меньшей мере 22 процента подростков.
Анорексия, булимия, переедание и последствия экстремальных диет — во многих этих проблемах велика роль СМИ и социальных сетей. Примерно один из пяти мальчиков и одна из трех девочек испытывают проблемы из-за РПП по всему миру.
Рост этой проблемы напрямую связан с ростом использования подростками социальных сетей и СМИ, распространяющими зачастую недостижимые, а порой и вредные стандарты красоты. Большинство изображений, которые они видят в соцсетях, прошли обработку и ретушь, на них могут быть изменены черты лица и формы тела. Сериалы, где главные герои-подростки имеют идеальную кожу и вес, не раскрывают подробности кастингов и стоимость оборудования для того, чтобы создать ту самую идеальную картинку.
Многие подростки чувствуют огромное социальное давление, диктующее необходимость иметь безупречную фигуру и внешность в целом.
Интересное по теме
«Я состояла из вареной куриной грудки, яичных белков и ненависти к себе»: редакторки НЭН про диеты, принятие тела и РПП
Исследование показало, что почти 70 процентов девочек формируют свои представления об идеальном теле, исходя из фотографий в медиа. На этих фотографиях обычно изображены очень худые модели, что заставляет девушек думать, что для того, чтобы добиться успеха и одобрения, им нужно выглядеть так же. Это может сделать подростков недовольными своей внешностью и весом, даже если они совершенно здоровы. Фактически к 13 годам около 53 процентов девочек недовольны своим телом, а к 17 годам это число вырастает до 78 процентов.
Подобная концепция сильно вредит девочкам, ведь она укрепляет идею о том, что ценность женщин заключается прежде всего в их внешности и сексуальности. И не просто какой-то внешности, а очень определенной, у которой есть параметры и конкретные примеры, которые в реальной жизни тоже не соответствуют тем стандартам, которые задают. Иначе нам не пришлось бы смотреть на рекламу с Анджелиной Джоли, полностью обработанную в Photoshop.
Женщины по всему миру могут чувствовать ужасное давление даже просто от невозможности соответствовать стандартам красоты, представленным в такой рекламе. В перспективе это приводит к низкой самооценке миллионов женщин, РПП и негативному влиянию на психическое здоровье.
Интересное по теме
Это не забота о здоровье, это настоящая ненависть: колонка одной толстой женщины
А теперь представьте, как такие стандарты красоты влияют на девочек-подростков. Сколько комплексов они развивают в процессе взросления. Твое тело еще не сформировалось, а ты уже заранее его не принимаешь, не любишь, хочешь улучшить, дотянуть, исправить. Вместо того чтобы учить нас ценить свою уникальность, любить свои особенности, многомиллиардная рекламная индустрия обрушивает на нас с постеров женщин, у которых отсутствуют даже кожные поры.
Но помимо стандартов красоты девочки усваивают еще и причину, по которой они должны к ним тянуться: твоя внешность — это ценнейший ресурс, если ты женщина. От того, насколько ты соответствуешь понятию «привлекательности», зависит не только твоя личная жизнь, но и твоя карьера, твоя ценность в обществе. Общество часто высмеивает женщин, которые помешаны на своей внешности, совершенно забывая, что этих самых женщин с детства учили, что их красота — это все, что у них есть.
Просто представьте, сколько драгоценного времени женщины вынуждены тратить на переживания о своем теле и внешности. Мы буквально годы проводим в тревоге и стремлении себя куда-то дотянуть, дохудеть, докрасить. И даже самые старательные и целеустремленные из нас все равно никогда не бывают удовлетворены собой на сто процентов, как те идеальные модели, обрабатывающие свои фотографии в FaceTune. Это заранее проигранная гонка. Но простое понимание этого факта не помогает избавиться от желания что-то с собой сделать. Со временем мы перестаем воспринимать себя как уникального человека и любить свои особенности, стараясь соответствовать эталону, который подсовывают нам реклама и массмедиа.
Помимо всего перечисленного выше, нереалистичные стандарты красоты делают женщин буквально беднее. Индустрия красоты — это многомиллиардный бизнес, который за эти десятилетия научился извлекать выгоду из каждого нашего сомнения в своей внешности, и, конечно же, они стали главными создателями всевозможных комплексов, которые мучают женщин по всему миру.
Сто лет назад женщины понятия не имели, что с их мимическими морщинами что-то не так, их не волновали комки Биша и чудовищное слово «брыли». Целые отделы маркетологов рассматривают женщин и девочек под микроскопом, находя (а иногда и создавая) все новые «несовершенства» и уже после — целительные крема и «волшебные» процедуры, которые вас от этих «проблем» избавят. То, что о существовании этих «несовершенств» в нас без самих бьюти-компаний мы бы ничего не узнали, остается за кадром.
В итоге женщины действительно тратят баснословное количество нервов, времени, здоровья и денег на решение рукотворных «проблем» своей внешности. С учетом того, что женщины и без того недополучают примерно 30 процентов заработной платы по сравнению с мужчинами, тратят часы на неоплачиваемую работу по дому, имеют меньше накоплений, трата денег еще и на бьюти-практики, косметику и всевозможные «улучшайзеры» делает женщин все беднее и беднее.
Всегда ли медиа и социальные сети негативно отражаются на подростках? Безусловно, нет. В том самом опросе The New York Times некоторые подростки говорили, что находят в социальных сетях много вдохновения, например, когда физические упражнения выполняются не для создания «идеального тела», а для улучшения здоровья и самочувствия. Были среди них фитнес-блогеры, которые рассказывали, что помогает им при болях в спине от долгого сидения за компьютером, и звезды, которые пропагандировали здоровое отношение к своему телу и бодипозитив.
Давайте на мгновение здесь остановимся и договоримся, что «бодипозитив» не равно «поощрение болезней». Вопреки стереотипам, бодипозитив не пропагандирует нездоровый образ жизни и не способствует развитию заболеваний. Единственное, в чем он виновен, так это в том, что способствует любви к себе и принятию, помогая людям построить позитивные, доверительные отношения со своим телом. Более того, когда люди чувствуют себя хорошо, они чаще заботятся о своем теле, будь то физическая активность, обращение за медицинской помощью при необходимости или более здоровое питание.
По своей сути бодипозитив — это вера в то, что все тела, независимо от их размера, формы, способностей, возраста, расы или пола, заслуживают уважения и принятия. Это бросает вызов вредным стандартам красоты, которые часто исключают большую часть населения женщин в мире.
Интересное по теме
«Твой вес может меняться, но твоя ценность — нет»: пост о теле после родов набрал рекордное количество лайков на Reddit
Здоровье не в цифрах на весах и точно не вашем субъективном восприятии прекрасного, оно в физическом, психическом и эмоциональном благополучии. Постоянный стыд своего тела или чувство давления из-за необходимости соответствовать и бесконечно дотягивать себя до недостижимых стандартов красоты могут привести к проблемам с ментальным здоровьем, таким как депрессия, тревожность и РПП. С этой точки зрения бодипозитив, наоборот, укрепляет здоровье.
Важно помнить, что тот созданный умелыми маркетологами и массмедиа образ «идеального здорового тела» вообще не обязательно означает здоровье. Есть женщины, носящие размер XXS, с тяжелыми хроническими заболеваниями и более крупные со здоровым метаболизмом. Делать предположения о чьем-либо здоровье, основываясь исключительно на внешности, слишком наивно и безосновательно.
А еще бодипозитив не только про различные размеры одежды, он про принятие любых физических особенностей и отличий. Наличие или отсутствие волос, необычная пигментация, различные формы инвалидности. Продвигая идеи бодипозитива, мы стараемся создать более инклюзивное общество, в котором никого не будут оценивать по внешнему виду. И уж тем более не будут осуждать, ограничивать в правах и возможностях. Тем более что никому из нас не хотелось бы столкнуться с общественным порицанием из-за репрессивных норм и чужих представлений о прекрасном.
Ваш ребенок вряд ли откажется от соцсетей и других медиа, запреты лишь увеличивают дистанцию между вами и подрывают доверие в ваших отношениях. Для начала можно проговорить то, что вы чувствуете тревогу по этому поводу и беспокоитесь о том, как это может отразиться на здоровье и будущем ваших детей. Если у вас близкие отношения с детьми, то попробуйте проговорить все, что вас волнует, и вместе придумать решение. Понимая, насколько невелик шанс на решение проблемы таким коротким путем, мы подготовили еще семь советов!
Помогите детям узнать больше блогеров, которые без прикрас показывают свою жизнь, рассказывают не только об успехах, но и о сложностях, а также не пользуются артиллерией «улучшайзеров». Вы можете как-то невзначай прислать им смешной TikTok или Reels этих блогеров или упомянуть между делом про какую-то классную историю о них. Например, многим молодым девушкам нравится Ксюша Дукалис (шоу «Подруги»), у нее есть и смешные, и полезные видео, которые вы можете обсудить с детьми.
Интересное по теме
Как воспитать толстого ребенка здоровым и счастливым? Ультимативный гид для родителей
Знание, действительно, сила, особенно в вопросе влияния медиа на наше восприятие собственной внешности и тела. Понимая, как работают стандарты красоты, как они навязываются обществом и СМИ, ваши дети смогут смотреть на этот глянцевый и идеальный контент через призму критического мышления.
Например, вы можете вместе посмотреть материалы Dove по повышению самооценки у девочек-подростков или отправить им видеоролик о процессе обработки изображений в рекламе. Если ваша дочь любит книжки, то можно подарить ей «Современную энциклопедию для девочек», где мы рассказали в том числе о красоте и принятии себя.
У большинства родителей есть социальные сети, на которые могут быть подписаны ваши подростки. Только когда на меня подписалась моя 18-летняя сестра и когда у меня самой родилась дочь, я впервые почувствовала огромную ответственность перед ними и другими девочками, для которых я могу неосознанно стать ролевой моделью. Я прекратила использовать жесткую ретушь фото и все чаще появляюсь в интервью без косметики.
Не делайте комментарии в стиле «тебе лучше с распущенными волосами, так уши меньше видны». «Буллинг начинается дома» — такой слоган получил проект «В семье не без урока», который в 2021 году запустила компания Dove Russia.
В этих ироничных роликах ведущие говорят не только смешные, но и печальные вещи. Например, о том, что 38 процентов родителей заявили, что хотели бы что-то изменить во внешности своих дочерей, многие из них делают неуместные комментарии и «подшучивают» над своими детьми. Помните, что родители — главные, самые значимые люди в жизни детей, даже когда они становятся подростками и пробуют сепарироваться от вас, ваши слова все равно имеют огромный вес.
Мы говорили о вреде запретов, однако разумное ограничение может буквально сотворить чудо. Подростки, которые сократили использование социальных сетей в два раза, всего за несколько недель почувствовали, как улучшились их отношения с телом и внешностью по сравнению со сверстниками, которые регулярно использовали соцсети и другие медиаресурсы.
Проговорите со своими подростками, что не демонизируете социальные сети (так как, скорее всего, и сами ими пользуетесь), однако у вас есть доказательства (статьи, исследования и статистика), которые говорят о серьезных рисках. Для начала договоритесь о конкретном времени, больше которого вы не будете сидеть в соцсетях, можете даже устроить небольшое пари и вместе проверять трекеры времени в телефонах друг друга. Вам это принесет не меньше пользы, чем вашему ребенку.
Обсуждайте актуальные новости, смотрите вместе любимые телешоу, сериалы и музыкальные клипы, иногда, между делом, обсуждая, насколько нереалистичными выглядят там некоторые персонажи и сколько стоит создавать такую большую иллюзию. Или, наоборот, показывайте друг другу другой контент, который будете находить в Сети.
Например, когда родители подростков спрашивают, какой сериал лучше посмотреть вместе, я всегда советую Sex Education, во время которого можно обсудить не только принятие себя, буллинг и дружбу, но и любовь, контрацепцию и видение будущего. Главное, постараться во время просмотра больше спрашивать у подростка и не скатиться к фразам «а в наше время такого не было, и выросли нормальными».
Они могут устроить дискуссионный или даже дебат-клуб, где с друзьями и одноклассниками можно обсудить эту важную тему. Они могут даже создать свое школьное медиа, в котором будут просвещать (а заодно и сами просвещаться) по темам, волнующим многих тинейджеров.
Интересное по теме
Слишком послушная дочка, или Как жить с «синдромом хорошей девочки»
Важно понимать, что мы живем не в вакууме. Мы не рождаемся с четкими жизненными установками, и базовый социальный договор мы не впитываем с молоком матери. На наше понимание мироустройства влияет множество факторов, в особенности то, каким мир изображают СМИ. Дети смотрят телевизор, видят рекламу в YouTube и фотографии в соцсетях. Весь этот контент содержит набор идей, формирующих нашу «нормальность».
Например, девочки интересуются платьями, худеют и мечтают о свадьбе, а мальчики должны вырасти в мускулистых «настоящих мужчин», интересоваться машинами и бизнесом. Именно так СМИ буквально создают нашу нормальность. Они делают это не манифестами и четким сводом правил, а ежедневными микродозами информации, ролевых моделей и тактик поведения, которым мы должны подражать.
В подростковом возрасте мы хотим одобрения, лишь единицы готовы пойти против течения и оставаться при своей позиции, будучи «неудобными». Для девочек бунтарство — еще более неодобряемая линия поведения, чем для мальчиков, поэтому такая «выученная беспомощность» толкает их идти по пути меньшего сопротивления. Если девочки в сериале худеют перед выпускным, то и мне нужно, если любимая певица красит глаза тушью, то я тоже должна.
Когда нам долгое время в разных источниках информации рассказывают такие «прописные истины», наш мозг, сам того не желая, попадает в когнитивную ловушку, называемую эффектом «иллюзии правды». По исследованиям, чем чаще мы слышим какую-то информацию, тем выше риск поверить в ее правдивость, даже если изначально информация вызывала у нас недоверие.
А теперь представьте себе ребенка, чей мозг, чьи привычки и представления о мире все еще формируются. Что будет, если в период уязвимости и восприимчивости сознания все медиапродукты станут говорить о том, что «девочки — скромные и красивые, наряжаются в платья и следят за своей внешностью», а «хорошие мальчики не плачут, качаются и колют стероиды»? Все верно, дети не просто попадут в эту ловушку — они усвоят эти установки, эту «норму» и будут пытаться ей соответствовать. Или будут испытывать сильный стресс, если не впишутся в заданные рамки.
Да, медиа, реклама и блогеры в соцсетях — не первопричина всех проблем, но именно они помогают сохранить существующий порядок, хотя при их возможностях именно они могли бы помочь нам поменять правила игры, сделать их более справедливыми для всех и более безопасными для детей и подростков. Те стандарты красоты, которые я предлагаю подвергнуть сомнению в этой статье, формировались на протяжении десятков лет, поэтому нам порою так сложно от них отказаться. И если мы поймем, какое влияние имеют СМИ, реклама, любые новые и старые медиа на формирование будущего, то, может, мы будем ответственнее подходить к контенту, который создаем?