По просьбе НЭН Наталия Кац-Ванхадло, экзистенциально-гуманистический психолог, работающая с расстройствами пищевого поведения, рассказала, какие признаки помогут определить, что младенец не наелся, и объяснила, как помочь ребенку избежать РПП.
Кормление младенца — одна из самых пугающих молодых родителей сфер заботы о ребенке. Как кормить, чем кормить и главное, как понять, наедается ли ребенок — вот что беспокоит начинающих мам и пап. Многие из них тревожатся из-за того, что им кажется, будто малыш не наедается: это может происходить из-за того, что он неактивно сосет грудь (или не доедает порцию смеси), отвлекается во время кормления, капризничает.
Но исследования показывают совершенно противоположную тенденцию: чаще детей перекармливают, и они оказываются в группе риска по ожирению — проблема, с которой ежегодно сталкиваются все больше детей на всей планете (и особенно в развитых странах).
Также есть исследования, которые говорят, что часто родитель необъективно оценивает вес своего ребенка — видит его более худым, чем он есть на самом деле.
Для того, чтобы не ошибиться, достаточно ли ест ребенок, нужно вычислить, какое количество еды для него норма, исследовать пищевые привычки и обращать внимание на подаваемые им знаки, чтобы показать: голоден он или чувствует насыщение.
Интересное по теме
Между грудью и бутылкой: рассказываем, так ли просто накормить младенца сцеженным молоком
Это бывает действительно трудно, ведь малыш до девяти месяцев может посылать родителям непонятные сигналы. Сложности усугубляются тем, что он не говорит: мы не можем никогда быть на сто процентов уверены, что своими проявлениями он сейчас сигнализирует о голоде, а не о беспокоящих его ощущениях в животе, например.
Однако обычно мама спустя несколько месяцев ухода и наблюдения за младенцем все-таки с большой долей вероятности научается распознавать эти сигналы именно у своего ребенка. Но все же можно выделить общие особенности детского поведения, которые, скорее всего, сигнализируют маме или другому ответственному за кормление взрослому, что ребенок голоден:
Интересное по теме
Большой проект о кормлении детей и выборе женщин
Чем старше становится ребенок, тем более понятно и однозначно он выражает свое желание поесть. Нужно учитывать, что в зависимости от возраста ребенка, его сигналы голода и насыщения будут меняться и усложняться. В разном возрасте они имеют разную интенсивность.
В арсенале педиатра есть инструмент, позволяющий в динамике отслеживать рост и вес ребенка — так называемые центильные таблицы. Он сможет отслеживать вес ребенка по таблице, но не стоит пугаться, если полученные значения иногда выбиваются из графика.
Эти графики строились на исследованиях большого количества детей в общей массе, и ваш ребенок может хоть и отклоняться от данного графика, но все равно находиться в «здоровой» зоне — его показатели будут просто его индивидуальной особенностью.
Ощущение, что ребенок ничего не ест или ест очень мало, может быть крайне обманчивым. Для того, чтобы установить этот факт достоверно, врач или психолог, вероятнее всего, попросит родителей в течение одной-двух недель вести пищевой дневник. Там будут фиксироваться все приемы пищи и жидкости, время приема, что именно было съедено или выпито, в каком количестве, в какой обстановке.
Интересное по теме
Подход «сначала суп, потом конфеты» не работает ни для кого: отрывок из книги о расстройствах пищевого поведения
На основании этих наблюдений иногда родителям сразу становится ясно, что, например, ребенок не ест в саду или не ест дома, а у бабушки «только дай». Будет видно, сколько полноценных приемов пищи и перекусов есть у ребенка в режиме. Также станут заметны паттерны поведения, связанные с кормлением — просмотр мультиков, игры во время еды и прочее.
Иногда бывает очень полезно записать весь период кормления ребенка на видео, которое потом можно разобрать со специалистом (врачом или психологом).
Важно еще упомянуть об одном детском состоянии, которое является частью нормального детского развития. И хоть и добавляет родителям нервов и седых волос, проходит, не нанося ребенку вреда. Это детская пищевая неофобия — страх пробовать новые продукты. Это этап, через который проходят практически все дети в возрасте от двух до пяти-шести лет.
Это эволюционно обусловленный процесс, который задуман природой как защита от употребления в пищу неподходящих, несъедобных или ядовитых продуктов. Дети с большой неохотой встречают предложение попробовать что-то новое, если они не видели, как это новое едят мама и папа. Поэтому введение в ритуалы совместные семейные приемы пищи благотворно сказывается на детском пищевом поведении.
Если ситуация с приемом пищи стала критической, то у ребенка могло сформироваться пищевое расстройство. Среди расстройств питания у детей выделяют так называемый ARFID (ИО-РПП, избирательно-ограничительное расстройство приема пищи).
Интересное по теме
Расстройства пищевого поведения у детей: что нужно знать родителям
Диагноз ARFID может поставить психиатр, но заподозрить должен бы педиатр (или психолог, если родители обратились к психологу, работающему с темой пищевого поведения у детей). Родителям просто нужно быть осведомленными о том, что такое заболевание существует, и знать, что медленное приучение ребенка к продуктам, которых он пока избегает, в этой ситуации работает.
Есть так называемые «красные флаги», которые должны насторожить родителей и послужить поводом для обращения к врачу:
Интересное по теме
Ребенок давится, когда ест. Это нормально?
Сейчас ведущие эксперты по кормлению детей предлагают концепцию отзывчивого кормления. Суть концепции заключается в том, что кормление происходит, когда ребенок показывает сигналы голода, и завершается в ответ на сигналы насыщения.
Модель отзывчивого кормления наиболее полно изложена в книге Эллин Сеттер «Кормление и питание ребенка». Авторы книги объясняют, что в основе этой модели лежит принцип разделения ответственности. Согласно этому принципу, ребенок имеет право регулировать, сколько и что именно ему есть (эта опция возникает, когда у ребенка появляется выбор блюд). В таком случае задача родителя — обеспечить ребенка едой.
Игнорирование родителями принципов отзывчивого кормления может приводить к снижению интереса к еде или полному отказу от приема пищи; ребенок может начать хуже распознавать сигналы собственного голода и насыщения.
Один из важных компонентов гармоничного пищевого поведения и кормления ребенка — это развитие моторных навыков ребенка.
Интересное по теме
Как помочь ребенку научиться жевать?
На каждом этапе своего развития ребенок должен обладать всеми двигательными навыками, потому что многие из них очень важны при приеме пищи: глотание, жевание, мелкая моторика для удерживания продуктов в руке, позже — для использования ложки, а также общая моторика — насколько может ребенок в принципе сидеть в процессе еды без поддержки. В зависимости от сформированности всех этих навыков вводится прикорм разных консистенций (кусочки, пюре).
О том, как организовать гармоничные отношения ребенка с едой, можно почитать вот тут.