Если вас возмутила вот эта статья о диснеевских мультиках, которые современные родители сочли неуместными и даже вредными, что держитесь за стулья крепче - сейчас вы возмутитесь еще сильнее!
Британские и канадские психологи провели совместное исследование современных мультфильмов и мультсериалов, чтобы выяснить, какие из них могут оказаться опасными для детской психики. Результаты оказались удивительными. Главной целью исследования стало изучение сцен насилия в мультиках, их частоты, а также реакции персонажей на такие сцены.
Среди мультиков с наибольшим количеством сцен насилия (и нехваткой эмпатии со стороны героев) оказались такие детские хиты как «Свинка Пеппа», «Щенячий патруль», «Октонавты», «История игрушек 3» и даже «Холодное сердце». Согласно данным исследования, во всех перечисленных выше мультиках за час просмотра можно увидеть примерно 8,7 сцен насилия, в которых кому-то причиняют боль или наносят травмы.
Ученые отметили, что вместо того, чтобы демонстрировать эмпатию и сострадание, в половине случаев персонажи мультиков смеялись над произошедшим или не придавали этому значения. Кстати, в 79 процентах случаев в роли жертв выступали персонажи мужского пола.
Психологи порекомендовали создателям мультиков использовать своих персонажей для того, чтобы моделировать ситуации, в которых герои соболезнуют пострадавшим и не смеются над проявлениями насилия. Звучит логично.
А пока этого не произошло, против современных мультиков выступают и некоторые отечественные специалисты.
Доктор психологических наук Надежда Мазурова предупредила родителей в беседе с «Огоньком» о том, что мультфильмы могут спровоцировать невротические нарушения и зависимость от видеоряда, и рассказала о том, какие анимационные фильмы можно показывать ребенку, а какие — нельзя. По мнению Мазуровой, маркировка 0+ — абсолютно неправильная.
Мазурова отметила, что за последнее время дети все чаще страдают от нарушений произношения звуков. «В течение первых двух лет жизни ребенок наблюдает за тем, как разговаривают с ним взрослые, отслеживает, как образуется каждый звук, какие мышцы работают и так далее. А теперь попробуйте повторить это же самое, если у вас в основном перед глазами мультипликационный речевой уклад?» — сказала эксперт.
Почему дети требуют еще и еще серий любимого мультсериала? По мнению Мазуровой, анимация может вызывать зависимость. «Если же ребенку постоянно включают мультфильм, все, что у него возникает — зависимость от видеоряда. Потому что любое яркое мелькание актуализирует у ребенка дофаминовую систему, происходит выброс дофамина — так называемого гормона удовольствия, ребенку это нравится, он уже не может без этого существовать и требует себе очередную порцию», — подчеркнула психолог.
«В первую очередь должны быть понятные, хорошо прорисованные персонажи, потому что абстракция в раннем возрасте ребенку совершенно не нужна. История должна хорошо заканчиваться и проходить в спокойном темпе, добро и зло не должны перемешиваться», — посоветовала Мазурова.
«Мы знаем, что с самого начала ХХ века постепенно происходила эстетизация зла, которая маскировалась под нечто высокое, даже высоконравственное, могучее, судьбоносное», — заявила психолог. «Если говорить про интересное зло, это „Корпорация монстров“ или „Гадкий я“, где смешиваются категории злого, смешного и привлекательного, что для дошкольников делать категорически нельзя», — рассказала Мазурова.
Психолог раскритиковала всемирно популярный мультсериал, который не раз обвиняли в пагубном влиянии на детей. «Кстати, отдельно стоит сказать про „Машу и Медведя“ — мультфильм, который очень популярен в Китае и во всем мире и который стал головной болью для психологов. Дело в том, что по своему содержанию он совершенно подростковый, как и, например, „Том и Джерри“. Перед нами хулиганка без роду и племени, которая активно издевается над ранимым и трепетным Медведем. На экране это вызывает смех, поэтому дети пробуют повторить подобное поведение в детском саду, но там почему-то никто не смеется», — сказала Мазурова.
Психолог отметила, что чем младше ребенок, тем медленнее должно быть происходящее на экране. «Самое правильное — выбрать спокойный мультфильм и проигрывать с ребенком какие-то его кусочки, делать персонажей-кукол на руку, сочинять свой сюжет и так далее. Если есть желание изменить ситуацию, то абсолютно все в ваших руках», — заключила эксперт.