Основные тезисы лекции.
25 ноября социальный антрополог, фольклорист и автор телеграм-канала «(Не)занимательная антропология» Александра Архипова прочитала лекцию «Антропология русской любви». Архипова рассказала о том, как выражения «взять мужика в свои руки» и «такие на дороге не валяются» формируют и характеризуют наши установки и объяснила, как роли и установки прижились в традиционной российской семье. НЭН публикует основные тезисы лекции.
В основе лекции лежит исследование жизни русского севера и Вологодской области, которое Александра Архипова провела в соавторстве с антропологами Анной Кирзюк и Еленой Югай по результатам экспедиции в эти регионы. Темой работы стали представления общества о «правильном» и «неправильном» поведении мужчин и женщин, а также то, как эти представления формируются.
В 80-е годы в Москву приехала американская антропологиня Нэнси Рис. Исследовательница посещала разные застолья в московских квартирах и слушала, о чем разговаривают на кухнях. Результатом стала книга «Русские разговоры».
Она увидела, что мужчины и женщины в разговорах репрезентирую себя по-разному. Например, мужчины, как правило, рассказывают о своей безумной удали — пьяных дебошах и сексуальных похождениях. В это время женщины одергивают мужчин, не дают им есть «не ту» пищу, убирают лишний стаканчик водки, руководят процессом и рассказывают, как они обустраивают жилище, стоят в очередях и добывают еду. Женщины как бы стремятся «окультурить» диких мужчин.
Представления, о которых писала Нэнси Рис, живы и сейчас. Мы видим это, когда разговариваем с людьми в мегаполисах и деревнях. Мы бесконечно слушаем нарративы о беспомощных и безответственных мужчинах и мужественных женщинах, которые приводят их поведение к норме.
Установки существуют в сознании людей в виде когнитивной ориентации, благодаря которой человек понимает, как ему жить и действовать. Как такие установки появляются в головах людей? Научение гендерным ролям происходит перформативно — ребенок считывает его через через поведение взрослых.
Например, в детском саду воспитательница подходит к мальчику и говорит: «Не плачь, ты же мальчик». Или она же подходит к девочке, которая испачкалась и говорит: «Ну разве девочки себя так ведут?» Таким образом эти представления транслируются в разговорах людей, но не рефлексируются их носителями.
Одна из когнитивных ориентаций, распространенных в России — это идея о том, что мужчина — ценность, которая в стране в дефиците. Мужчина воспринимается женщиной как слабое и беспомощное существо, не способное к ответственному социальному поведению и нуждающееся в контроле и заботе с ее стороны. Также мужчина воспринимается как объект конкурентной борьбы между женщинами.
Другая когнитивная ориентация направлена на то, что женщине следует выбрать любого мужчину и воспитать из него подходящего для нее партнера. Практика воспитания мужчины передается через устойчивое словосочетание «взять мужичка в руки».
Например, одна наша собеседница во время исследования произнесла фразу: «она так воспитала мужчину, что он у нее пить перестал». То есть от воспитательных способностей женщины зависит будущее ее брака.
Молодой женщине, которая хотела подать на развод, все родственницы твердили, что «нужно как следует взять его в руки». Неумение «брать в свои руки» приводит к грустным последствиям: «я слишком мягкая, у меня все мужики спились».
Эти выражения передают перформативное научение и формируют в нас когнитивные ориентации, которые управляют нашим поведением. Эти фразы несут идею, что мужчина является благом, которое можно найти и прибрать к рукам. Желательный результат воспитания мужа выражает фраза «ты за ним как за каменной стеной».
Мужчина становится объектом контроля и заботы. Мужчина одновременно — и «ребенок», и «дикарь». Его нельзя никуда отпускать, потому что там он может начать пить, и тогда не он, а жена будет виновата, что отпустила его, и будет нести за это ответственность. Цель такого контроля — не отпустить мужчину «в загул». Также беречь мужчину нужно, потому что он товар «ценный и хрупкий». Это также иллюстрирует то, что в случае смерти жены говорят: «как же он будет один», а в случае смерти мужа — «она его не уберегла».
Интересное по теме
«Отец, брось пить, отдай деньги маме»: как женщины в СССР превратились в социальных контролеров
Мужчина становится объектом конкурентной борьбы между женщинами. Если женщина не может контролировать ситуацию и удержать мужчину, то она прибегает к магии.
Когда муж хочет уйти к любовнице, разворачивается война с применением менструальной крови против зубов под крыльцом. Использование магии возвращает контроль в ситуации, в которой женщина не знает, что она можешь сделать — потому что не видит рациональных способов вернуть мужчину. В этой ситуации выигрывает и мужчина, который может сказать, что его «приворожили» и поэтому он ушел.
Таким образом идеальный нарратив о мужчине, который мы проследили, начинается с того, что мужчину нужно хорошо пристроить на брачном рынке, чем и занимается мать. Потом мужчина становится объектом воспитания со стороны женщины. При этом мужчину все время пытаются увести и его надо караулить, за ним нужно следить и проводить его в последний путь.
Интересное по теме
Мужчины у пивного ларька и фемина совьетика: о чем писали подпольные феминистские журналы СССР
Есть такое выражение: «таких женихов щенками разбирают». Оно означает, что жениха нужно выбирать молодым, пока его не разобрали. Когда я опубликовала эту фразу в социальных сетях, это вызвало большой скандал — многие доказывали, что такая фраза никогда не могла бы стать распространенной и не отражает реального положения дела.
В 2000-е одна из пивных в Вологде привлекала посетителей фразой: «Раскрути жену на пиво». Эта реклама построена на логике, что мужчина настолько несамостоятелен, что он не может ничего сделать, поэтому жена должна дать ему денег, чтобы он выпил пиво.
Чтобы проверить, существуют ли когнитивные ориентации, мы провели опросный эксперимент. Мы взяли повторяемые фразы, с помощью которых люди выражают суждения на тему правильного/неправильного гендерного поведения и вставили туда имена, которые могут быть и мужскими и женскими. Например: «такие, как Шура, на дороге не валяются». Дальше мы показывали фразы и спрашивали, какого пола Шура.
Опрос показал, что когда речь идет о секуальных отношениях, то мужчина приобретает активную роль, а когда речь идет о товарных отношениях, приобретении ценного партнера, то в активной роли оказывается женщина.
Во фразе «Женя хочет захомутать Шуру» — для большинства Шура — это мужчина, который выступает в роли пассивного объекта. «Такие, как Шура на дороге не валяются» — тоже фраза, касающаяся мужчин. «Саша хочет окрутить Женю», — тоже, как правило, пассивный объект в этой фразе — мужчина. Однако есть фразы, с которыми это не срабатывает, и там женщина становится объектом: «Женя хочет снять Валю», «Женя хочет затащить Валю в постель».
* — Александра Архипова внесена Минюстом РФ в реестр иностранных агентов.
** — В материале упомянуты организации Meta Platforms Inc., деятельность которой признана экстремистской и запрещена в РФ.