Стоит ли давать ребенку право выбора? Колонка мамы, которая поняла, что разнообразие — это плохо

В советское и постсоветское время детям было не принято давать большую свободу выбора. «Ешь, что дают», «вырастешь — станешь инженером», и прочие категорические высказывания были воспитательной нормой. Справедливости ради, и у взрослых тоже не всегда был большой выбор всего — от профессий до блюд, которые можно было приготовить на обед.

Поколение современных родителей решило поставить догматичное воспитание прошлого под сомнение и начало давать детям выбор. Какую книгу читать, какую футболку надевать в детский сад, что есть на обед, какой мультик смотреть и какую игрушку купить в магазине.

С одной стороны, это помогает детям почувствовать себя увереннее и дает им ощущение контроля над ситуацией (очень важное ощущение для тоддлеров!), с другой стороны, слишком большое количество выборов может усилить стресс ребенка и привести к фрустрации и скандалам.

Колумнистка Today’s Parent Зехра Камани узнала это на личном опыте, и решила получше разобраться в проблеме. Перевели ее текст с небольшими сокращениями.

Моей дочери всего полтора года, но ее уже можно назвать заядлой любительницей книг. Ей нравится проводить со мной время, листая страницы и рассказывая, что изображено на картинках. Когда я заметила, что она не может доесть свою еду без помощи хорошей книги, я решила, что это отличная альтернатива мультикам. А потом, когда она внезапно начала отказываться от книг — даже тех, что ей обычно нравятся, я никак не могла этого понять. Я же даже разрешала ей самой выбрать книгу!


А потом я поняла, в чем была проблема: ей приходилось выбирать из слишком большого количества вариантов.


Это стало для меня откровением — хотя и не должно было, учитывая, что я уже сталкивалась с аналогичным опытом в своей взрослой жизни. Как и многие из нас, я провела не один вечер, листая «Нетфликс», только для того, чтобы осознать, что уже слишком поздно, а я слишком устала для того, чтобы смотреть целый фильм.

Я не раз открывала несколько корзин в интернет-магазинах и придирчиво заполняла их тщательно отобранными товарами, но так и не совершала покупку, потому что, может быть, в другом магазине есть что-то получше по чуть более низкой цене.


Потребительский мир, в котором мы живем, дает нам слишком большой выбор, который наш мозг не способен переварить, и это становится настоящей проблемой — и для детей, и для взрослых.


На протяжении многих лет проводились различные исследования на тему принятия решений, и они помогают немного разобраться в этой теме. Исследования показывают, что когда потребителям предлагают от 20 до 30 вариантов на выбор, они с меньшей вероятностью что-нибудь купят, а если и купят, то с большей вероятностью будут сожалеть о своем выборе, чем те, кому предложили выбрать всего из шести вариантов.

Интересное по теме

Чем больше игрушек, тем хуже: мнение экспертов

Сперва это может показаться контринтуитивным. В конце концов, мы все требуем права выбора в самых разных сферах жизни. Нам кажется, что возможность выбирать и сравнивать между собой альтернативы поможет нам сделать идеальный выбор, и приведет нас к счастью и удовлетворению. Но исследования говорят о том, что чем больше выбор, тем больше он фрустрирует людей, тем сложнее им принять решение, и тем меньше их радует тот выбор, которые они в итоге делают. <…>

Мы обладаем ограниченным количеством ментальных ресурсов и энергии. Процесс принятия решений отнимает приличную долю нашего когнитивного резерва. Если в течение дня нам приходится принимать слишком много решений (порой довольно тривиальных), нам приходится задействовать наши ограниченные ресурсы, в результате чего мы чувствуем себя переутомленными и раздраженными.


Это явление называется decision fatigue — усталость от принятия решений.


И если принятие решений так тяжело дается взрослым, то представьте, как оно влияет на детей, чьи лобные доли еще только формируются. <…> И если мы даем полуторагодовалым детям слишком много вариантов на выбор, это может негативно сказаться на их внимательности и креативности.

Родители нередко стремятся покупать своим детям новые игрушки, которые помогут им развиваться и займут их надолго. Но ученые говорят, что таким образом можно добиться обратного результата. Чем больше игрушек есть в комнате у тоддлера, тем меньше времени он тратит, играя с каждой из них. Это происходит потому, что он больше отвлекается на все остальные игрушки, и ему постоянно приходится выбирать, с чем он хочет поиграть дальше.

Умение принимать решения — это важный навык, который следует развивать в детях, когда они достигнут подходящего возраста. Важно научить детей чувствовать себя уверенными во время принятия решений — это сильно пригодится им в дальнейшем.

Тоддлеру можно предложить выбрать между продуктами, которыми он хочет перекусить: печенье или огурец. Или выбрать, что обуть в пару к платью в цветочек: старые кроссовки или сандалии с цветочным рисунком, которые идеально подходят (конечно же, моя дочь выберет первое, но это ее выбор!). Школьнику уже можно доверить выбор внеклассных занятий. Подросток может выбрать несколько дополнительных дисциплин, которые он хочет изучать более серьезно.


Задача родителя здесь — найти приемлемый баланс между тем, чтобы учить ребенка принимать решения с уверенностью в себе, и защитить его от повседневных выборов, которые могут негативно сказаться на его психологическом благополучии.


<…>

Так что, вероятно, предложить моей полуторагодовалой дочери выбирать из целой корзины книг было не самой лучшей идеей. Вместо этого было бы лучше дать ей выбрать из двух ее любимых книг. Так она бы осталась довольна тем, что сама смогла принять решение, и при этом процесс выбора не высосал бы из нее все силы.