Картина точно тронет каждого, кто ее посмотрит.
В сети поднялась шумиха по поводу нового британского мини-сериала «Переходный возраст» (в некоторых вариантах есть перевод «Подросток»), который спродюсировал Брэд Питт. Начитавшись противоречивых отзывов, я решила посмотреть и составить свое мнение.
Всего сериал содержит четыре серии, примерно по часу каждая. Что интересно, снят он одним кадром. То есть вообще без всякого монтажа. Этот прием придает реалистичности и погружает в атмосферу. Если что-то шло не так, переснимали всю часовую серию. Думаю, актерам пришлось непросто. Хотелось бы сказать, что актерская игра поразительна. Особенно убедительно и невероятно сыграли исполнители главных ролей Стивен Грэм и юный Оуэн Купер.
Фильм досконально исследует все аспекты переходного возраста у подростков. Изменения характера, поведение подростков в массе, отношения, общение — абсолютно все. Но больше всего меня тронула дуальность. Хотя обо всем по порядку.
Внимание, дальше будет много спойлеров, поэтому если вы еще не посмотрели фильм, лучше остановитесь и вернитесь к этой колонке после просмотра.
Повествование начинается с того, что в обычную британскую семью, состоящую из родителей и двоих детей-подростков, ранним будним утром, когда домочадцы только просыпаются, врывается спецназ. Со всеми сопутствующими — дверь с петель, всех мордой в пол… Родители в шоке, не могут понять — почему к ним? Они простые работяги, ведущие самую заурядную жизнь. Оказывается, пришли за младшим ребенком — мальчиком 13-и лет Джемми. Его обвиняют в жестоком убийстве девочки из его школы.
Меня поразило, как авторам фильма удалось так мастерски манипулировать моими чувствами.
Ну явно же парень — сущий ангел, это какая-то ошибка, конечно же он не убивал! Он писается от страха при задержании, а его еще и подвергают унизительному процессу личного досмотра! Кто за это ответственен? Как это так можно со спецназом увезти ребенка из дома и делать с ним такие вещи?!
Взрослые (полицейские, адвокат, медсестра и детективы) кажутся отстраненными и холодными. Они делают все формально, по протоколу, вроде бы вежливо, постоянно интересуясь состоянием Джемми, но я кожей чувствовала, что так с ребенком нельзя.
Родители ребенка выглядят заботливыми, но как будто недостаточно. У меня постоянно в голове крутилось «обними его, возьми за руку». Отец, которому в итоге позволено находится рядом с подростком, кажется слегка отстраненным. Он в шоке, он не знает как реагировать, он впервые в такой ситуации. Опять же, тут показана дуальность человеческого поведения. С одной стороны он хочет помочь своему ребенку, с другой — он испытывает оторопь от всего происходящего. Он хочет защитить своего сына, но не знает как.
В конце первой серии происходит допрос, на котором мальчику и его отцу показывают неопровержимые доказательства вины — видеозапись, как на парковке Джемми 8 раз бьет ножом девочку и убегает.
Детектив давит на него и задает вопрос: «Ты не хочешь извиниться перед матерью девочки, которую ты убил?»
Мальчик в этой серии кажется маленьким, беззащитным, он сжался в клубок, он плачет. Его вытащили из кровати, где он спал с мишкой. Ну как он может зарезать ножом человека? Его нестерпимо жалко, меня даже по ту сторону экрана трясло от беспомощности и злости на систему. Даже когда показали видео убийства, у меня в голове крутилось: «Да ну нет, наверное это кто-то другой в его одежде, дальше все должно выясниться».
Увы, чуда не происходит. Он все же убил.
Этот эпизод наглядно описывает реалии современного общения в среде старших школьников — буллинг, иерархию, жестокость. При абсолютном попустительстве учителей. Опять же — внешне все в порядке, но если копнуть — вскрывается правда. То, как учителя отмахиваются от проблем, как предпочитают не видеть травли — они не знают, как справиться с детьми в период бунтующего пубертата. Оказывается, что убитая девочка травила Джемми в соцсетях, называя его инцелом, то есть человеком неспособным найти партнера для секса, но при этом желающим это сделать.
Семья пытается разобраться, как же так получилось, что их ребенок совершил такое. И это уже другой мальчик. Он хамит и дерзит, он швыряется стульями и матерится, он хитрит, пытаясь увильнуть от ответов. Его уже не жалко. Он вызывает скорее негативное отношение. Он агрессивен и вспыльчив. Он неуравновешен.
Опять же, фильм показывает двойственность в поведении подростка. И самое интересное и при этом ужасающее, что в переходном возрасте это действительно так. Подростки только определяют свою идентичность. Они переходят из состояния ребенка в состояние юного взрослого. И порой этот переход весьма и весьма болезненный. Вкупе с бушующими гормонами сознание человека в пубертате способно на любые кульбиты. Это наглядно продемонстрировано.
У его папы день рождения, но никому не весело. Прошел уже год с момента убийства, мальчик помещен в спецучреждение в ожидании суда, а родители и сестра оказываются изгоями в своем районе. На рабочем фургоне отца кто-то ночью написал «маньяк» — и это задевает мужчину. Он и его супруга пытаются понять и разобраться, что же они сделали не так, где допустили ошибки в воспитании, в чем они виноваты, что их сын, их хороший мальчик, совершил жесточайшее преступление.
При том, что старшая дочь у них совершенно чудесная — она чуткая, добрая и понимающая, любящая и милосердная. Отец удивляется, как же такое может быть — двое детей и такие разные.
Персонажем девочки произносятся самые главные слова фильма: «Он наш». Она говорит, что нет смысла убегать от случившегося, это нужно принять и пережить то, что произошло.
Мне показалось, что семья еще больше сплотилась вокруг общего горя.
Я действительно замечаю как ребенка штормит: вот он все еще спит с мягкой игрушкой и собирает фигурки супергероев, а вот он уже говорит басом, выше меня ростом и рассказывает про понравившуюся девочку из параллельного класса. И мне очень страшно от того, что ты можешь быть хорошим родителем и делать все правильно, однако окончательный выбор все равно не за тобой.
Какой вывод я сделала? Нужно разговаривать с детьми, постоянно проговаривать все, что происходит, уделять им время. Не просто формально, а качественно проводить время за общением с ребенком.
Ничего больше мы сделать не можем — только рассказывать, спрашивать и наблюдать. Ребенок — это не моя вещь или копия, это отдельный организм, самостоятельный человек со своей внутренней экосистемой.
Я могу способствовать развитию тех или иных качеств, но в итоге выбор все равно за ним.
Я могу купить ему книгу, но прочитать ее он должен сам. Я могу показать ему путь, но делать шаг он будет сам…