Новое исследование показало, что дети понимают, когда с ними разговаривают о количестве, раньше, чем исследователи думали до этого.
«Исследования, подобные нашему, показывают, что малыши имеют очень хорошие представления о мире — они уже пытаются понять, о чем разговаривают взрослые вокруг, в том числе, когда речь идет о счете и числах», — говорит руководитель исследования и когнитивист Лиза Фейгенсон.
И добавляет: «Несмотря на то, что они еще не скоро научатся понимать, что конкретно обозначают числа, малыши уже распознают, что счет и числа связаны».
Раньше было принято думать, что понимание счета и цифр формируется у детей примерно к четырем годам. Однако группа ученых во главе с Фейгенсон в этом сомневалась и хотела узнать, неужели в мире, где дети постоянно слышат счет и наблюдают, как другие используют цифры, они так долго остаются в неведении.
Исследование проводилось с участием детей в возрасте 14 и 18 месяцев. Им предлагалось наблюдать за игрушками (собаками и машинками), которые исследователи убирали в коробку и доставали обратно. В одном случае, исследователи прятали игрушки в коробку, считая их так: «один, два, три, четыре — четыре собаки!». В другом случае, они просто говорили «эта, эта, эта и эта — эти собаки!»
Когда игрушки не были посчитали с помощью чисел, дети испытывали сложности с тем, чтобы вспомнить, сколько игрушек спрятано в коробке, и отвлекались, когда исследователь доставал оттуда только одну, как будто больше в коробке уже ничего не осталось. Но когда игрушки были посчитаны, по лицам малышей было видно, что они ждут, что взрослый достанет из коробки больше, чем одну игрушку. Они запоминали примерное, а не точное количество игрушек, но точно знали, что игрушка в коробке не одна!
Так, дети, которым было 14 месяцев, демонстрировали недоумение, когда в коробку спрятали (и посчитали) пять игрушек и обратно достали только три.
«Когда мы считали игрушки для малышей прежде чем спрятать их, они лучше запоминали, сколько было игрушек», — говорит автор работы Дженни Ванг.
Это первое исследование, которое показало, что дети могут связывать слова обозначающие числа с количеством предметов в таком раннем возрасте.
Таким образом, дети чуть старше одного года могут формировать свои ожидания о происходящем, когда слышат о количестве. Поэтому, когда будете в следующий раз прятать что-нибудь от малышей, не считайте вслух.