На что родителям важно обращать внимание.
Иногда родители замечают, что их ребенок говорит не так, как сверстники, пишет со специфическими ошибками, никак не научится читать.
На что еще обращать внимание и когда точно пора вести ребенка к логопеду, рассказала методист Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки Москвы Екатерина Котова.
Для каждого возраста есть свои «тревожные звоночки». Родителям следует обратиться к специалисту в случае, если он замечает у своего ребенка следующие проявления:
Ребенок не произносит или редко произносит знакомые ему слова, не реагирует на свое имя, не понимает обращенную к нему речь, не может составить простое предложение, не произносит простые звуки или заменяет их другими. Заменяет простые слова на понятные только ему звукосочетания, как будто говорит на одному ему известном языке.
В возрасте четырех-пяти лет ребенок испытывает сложности при произнесении звуков (смягчает их, заменяет один звук другим, пропускает звуки в словах), речь нечеткая, смазанная, малопонятная. Ребенок может путать порядок слогов в словах, недоговаривать окончания слов, путать мужской и женский род.
К шести годам ребенок неправильно произносит звуки и строит предложение (например, говорит «по улицам идут дождь» вместо «на улице идет дождь»), неверно употребляет предлоги и согласовывает окончания слов. Не может составить небольшой рассказ по картине или пересказать небольшой текст.
В школьном возрасте ребенок при чтении пропускает буквы и слоги, искажает и не дочитывает слова, не понимает прочитанное. При письме появляются пропуски, перестановки букв и слогов, путает при написании буквы (о-д, и-у, с-ш и т. д.), не использует знаки препинания, не соблюдает строчку в тетради, допускает очень много грамматических ошибок.
Еще один «тревожный звонок» у детей старше трех лет — если ребенок при говорении часто заикается.
Диагностику ребенка специалисты проводят на уровне дошкольного образования и, в случае необходимости, рекомендуют коррекционно-развивающие занятия. Если проблема сохраняется, занятия могут продолжаться и в школе.
Существует мнение, что логопед — специалист, который «ставит звуки» детям и его работа заканчивается, когда ребенок начинает четко говорить «р» и «л». Это далеко не так. Работа учителя-логопеда состоит в том, чтобы скорректировать дефициты в развитии как устной, так и письменной речи, то есть чтения и письма.
Пример. Когда ребенок на письме допускает большое количество ошибок, это не всегда означает, что он не знает правила. Дело может быть в логопедической проблеме — «специфических стойких ошибках», которые проявляются в замене букв и слогов при письме, их пропусках или перестановке, слитном написании нескольких слов или написании приставок отдельно от слова. Заставлять ребенка зубрить правила — в таком случае не выход. Похоже, у ребенка дисграфия — эту проблему корректирует учитель-логопед.
Пример. Иногда ребенок технически умеет читать, но не понимает смысла прочитанного: не устанавливает связи между словами, не может пересказать текст, ответить на вопросы. Чтение остается механическим. Здесь тоже нужна помощь учителя-логопеда, так как проблема может быть в дислексии.
Логопед не учит читать или писать — он устраняет причины, мешающие ребенку сделать это легко и правильно. Для понимания причин специалист проводит углубленную диагностику: проводит диктант, списывание, проверяет чтение специальными методиками, анализирует тетради детей, а затем составляет оптимальный маршрут ребенка для коррекции нарушений в развитии речи.
Распространенное заблуждение: речевые проблемы уйдут с возрастом. В редких случаях так и происходит, но чаще — нет. Вот какие сложности могут быть у ребенка в дальнейшем, если не скорректировать их.
— Трудности в школьном обучении. Неисправленные логопедические проблемы — прямая предпосылка к неуспеваемости. Нарушенный фонематический слух ведет к стойким ошибкам на письме, а ограниченный словарный запас — к проблемам с пониманием прочитанного и решением задач.
— Проблемы с социализацией. Нечеткая дикция или запинки нередко становятся поводом для насмешек со стороны сверстников, что формирует комплексы и может привести к замкнутости ребенка.
— Задержка познавательного развития. Речь и мышление неразрывно связаны. Невозможность ясно выразить мысль сдерживает общее познавательное развитие ребенка.
— Выявление серьезных нарушений в речевом развитии. Иногда за «молчанием» или «кашей во рту» скрываются не просто речевые задержки, а более сложные диагнозы — алалия (отсутствие речи при сохранном интеллекте), дизартрия (нарушение иннервации речевого аппарата), расстройства аутистического спектра, нарушение слуха. Важно диагностировать их на раннем этапе.
Не стоит ждать «волшебных» пяти лет, после которых, по расхожему мифу, речевые проблемы проходят сами, и только тогда проходить диагностику у логопеда. Если у родителя есть сомнения в гармоничном развитии ребенка и что-то вызывает тревогу, стоит сразу проконсультироваться со специалистом. Ранняя диагностика экономит время, нервы и силы как ребенка, так и родителей, позволяя вовремя скорректировать проблемы и помочь ребенку раскрыть свой потенциал.