Вирусные песни: почему дети слушают Sigma Boy на повторе, и стоит ли беспокоиться

Рассказывает психолог.

Фото: DimaBerlin | Shutterstock | Fotodom

«Ушной червь», как называют вирусные песни — не проклятие, а нейробиологическая особенность, которая может стать ключом к пониманию детской психики. Вы когда-нибудь замечали, как ваш ребенок зацикливается на одной и той же песне, повторяя ее десятки раз подряд? Какой-нибудь «Синий трактор» или «Sigma Boy» звучат в доме до тех пор, пока слова не начинают сниться вам по ночам. Почему эти простые, а иногда и бессмысленные песни так захватывают детское внимание? И стоит ли беспокоиться об их влиянии на психику? Объясняет психолог Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки Дмитрий Клепинин.

Почему мозг «цепляется» за вирусные мелодии?

С точки зрения нейробиологии, вирусные песни — это идеальный шторм из простых мелодий, повторяющихся паттернов и эмоциональных триггеров. Наш мозг устроен так, что он легче запоминает информацию, которая:

  • содержит повторяющиеся элементы (как в детской песенке «Baby Shark» с ее минималистичным мотивом);
  • связана с движением и ритмом (вирусные треки часто сопровождаются танцевальными челленджами);
  • вызывает эмоциональный отклик — даже если это просто чувство веселья без особого повода.

«Мозг ребенка восприимчив к ритмичным повторяющимся стимулам, которые помогают формировать нейронные связи. То, что взрослым кажется примитивным, для детского мозга — идеальный тренажер» — отмечает Дмитрий Клепинин.

У детей и подростков механизмы торможения импульсов и произвольного внимания еще дозревают, поэтому повторяемые стимулы легче «захватывают эфир» рабочей памяти. Интересно, что подростки с более открытым характером чаще увлекаются музыкой и лучше понимают эмоциональную составляющую песен. Это не просто развлечение — это способ познания мира и себя.

Что говорят исследования?

Ученые из Высшей школы экономики провели в 2024 году масштабное исследование с участием подростков из России, Германии и Великобритании. Результаты показали:

  • Открытые новому опыту подростки проявляют большую музыкальность
  • Экстраверты часто имеют лучшие музыкальные способности (особенно в России и Германии)
  • Музыкальность связана с эмоциональным интеллектом — способностью распознавать эмоции в музыке

Другой опрос, проведенный среди российских подростков, показал: 76% респондентов хотя бы раз конфликтовали с людьми, имеющими другие музыкальные вкусы. Для подростков музыка — это не просто развлечение, а способ идентификации с определенной социальной группой. Для них вирусные форматы — это язык группы: «я — как свои», «я — в тренде». Здесь социальное подкрепление работает сильнее эстетики.

Также быстрые, предсказуемые треки могут давать ощущение контроля и «подкачки» настроения — отсюда стремление слушать на повторе. Опросы подростков в учебных и внеучебных выборках указывают, что мотивы «слушаю, потому что все слушают», «под настроение» и «чтобы отвлечься» — доминирующие. Нейровизуализационные исследования демонстрируют: пики удовольствия при прослушивании любимых фрагментов связаны с дофаминовой системой и предиктивной работой слуховой коры — мозг «учится» предсказывать приятные моменты и за это «вознаграждает».

Взрослые vs Дети: почему мы по-разному воспринимаем музыку?

«Почему я должна терпеть эту дурацкую песенку про лисичку, которая непонятно что говорит?!» — спрашивает мама 8-летней Даши.

Ответ кроется в возрастных особенностях мозга. Дети воспринимают музыку целостно (ритм + мелодия + движение), легко запоминают повторяющиеся простые элементы, эмоционально реагируют на музыку телом (танцуют, подпевают). Взрослые же анализируют отдельные компоненты (текст, сложность аранжировки), требуют новшеств — новизны и сложности, воспринимают музыку более рационально.

И в результате получается, что для детей вирусная песня — это полисенсорный опыт, где музыка, танец и социальное взаимодействие сливаются воедино. А для взрослых — это часто лишь упрощенная мелодия с навязчивым ритмом.

Интересное по теме
Музыка нас связала: что редакция слушала, будучи подростками, и что слушает сейчас

Плюсы и минусы вирусного контента для детей

Возможности:

1. Социализация: общие танцевальные челленджи и знание популярных треков помогают детям находить друзей и встраиваться в коллектив.

2. Эмоциональная разрядка: возможность «отпустить» контроль и пошуметь в безопасном формате.

3. Развитие ритма и памяти: повторение простых мелодий и движений тренирует когнитивные навыки.

4. Языковое развитие: даже простые тексты песен расширяют словарный запас.

Риски:

1. Снижение разнообразия контента: алгоритмы стриминговых платформ загоняют детей в «пузыри» из похожего контента, что мешает развитию музыкального вкуса.

2. Навязчивое повторение: может приводить к переутомлению нервной системы.

3. Нежелательный контент: некоторые вирусные песни содержат скрытые взрослые смыслы или нецензурные слова.

Как использовать вирусный контент для развития ребенка?

Вместо ограничений (которые только повышают привлекательность «запретного плода») используйте стратегию осознанного взаимодействия:

1. Изучайте вкусы вместе

Спросите ребенка: «Что тебе нравится в этой песне?». Вы можете узнать неожиданные вещи о его эмоциональном мире.

2. Превращайте в игру

Предложите: «Давай придумаем свои слова на этот мотив?», «Сможем ли мы сделать свой танец под эту песню?»

3. Расширяйте горизонты

«Хочешь, покажу песню, которая была популярна, когда я был маленьким?» — так вы создаете мостик между поколениями.

4. Устанавливайте границы без запретов

«Давай договоримся: мы послушаем эту песню 5 раз, а потом включим что-то еще» — так вы учите ребенка регулировать свои потребности.

«Запреты не работают — они только создают напряжение. Лучше помочь ребенку развивать музыкальный вкус, предлагая альтернативы и обсуждая, что именно ему нравится в том или ином треке», — рекомендует Дмитрий Клепинин.

Практический совет: как отличить безобидный вирусный трек от потенциально вредного?

Обращайте внимание на эмоциональное состояние ребенка после прослушивания (возбуждение или истощение), содержание текстов (даже в зарубежных песнях можно найти перевод) и поведенческие изменения (не становится ли ребенок более агрессивным или тревожным). Помните: одна и та же песня может по-разному влиять на разных детей. Кто-то расслабляется под агрессивный рэп, а кого-то пугает даже безобидная детская песенка.

Стоит ли бояться вирусных песен?

Вирусные песни — не зло, а отражение особенностей детской психики и современной культурной реальности. Они выполняют важные функции: помогают социализироваться, выражать эмоции и чувствовать принадлежность к группе. Вирусные песни и видео работают, потому что идеально попадают в механику памяти, ожиданий и социального подкрепления. Для детей и подростков это одновременно среда социализации и безотказный усилитель запоминания.

Как показывают исследования и опыт психологов, которые информируют столичных школьников в рамках проекта «Мы вместе» национального проекта «Молодежь и дети», подростки, открытые к новому опыту, чаще увлекаются музыкой и лучше понимают эмоции — а это ценные качества для взрослой жизни.

«Не бойтесь вирусных песен — бойтесь равнодушия. Проявите интерес к музыкальным предпочтениям ребенка, и вы откроете для себя целый мир, в котором он живет. А может быть, и вспомните, что сами когда-то повторяете одну и ту же песню десятки раз подряд, например, „Течет ручей, бежит ручей…“ Надежды Кадышевой. Мозг взрослого тоже предпочитает простые мелодии, повторяющиеся ритмы и фразы», — отметил Дмитрий Клепинин.

Вместо того чтобы запрещать «надоедливые» песни, попробуйте понять, что именно находит в них ваш ребенок. Возможно, за простым мотивом скрывается потребность в движении, эмоциональной разрядке или общении со сверстниками.

Главное — не что слушает ваш ребенок, а как он это делает и что чувствует при этом. Музыкальные предпочтения меняются с возрастом, а вот доверительные отношения, построенные на уважении к вкусам друг друга, остаются навсегда.

Интервью Что нужно знать о депривации сна молодым родителям: объясняет сомнолог
Все молодые родители сталкиваются с тем, что в их привычный режим врывается необходимость постоянно просыпаться по ночам. Чем это опасно, как недостаток сна вли...
Отцовство «Тебе не следует скучать, то есть грустить. С тобой дети»: что писал Толстой своей жене
9 сентября 1828 года в Ясной Поляне на свет появился Лев Николаевич Толстой. В его многотомном литературном наследии есть и целый корпу...