Вирусные песни: почему дети слушают Sigma Boy на повторе, и стоит ли беспокоиться

Рассказывает психолог.

Фото: DimaBerlin | Shutterstock | Fotodom

«Ушной червь», как называют вирусные песни — не проклятие, а нейробиологическая особенность, которая может стать ключом к пониманию детской психики. Вы когда-нибудь замечали, как ваш ребенок зацикливается на одной и той же песне, повторяя ее десятки раз подряд? Какой-нибудь «Синий трактор» или «Sigma Boy» звучат в доме до тех пор, пока слова не начинают сниться вам по ночам. Почему эти простые, а иногда и бессмысленные песни так захватывают детское внимание? И стоит ли беспокоиться об их влиянии на психику? Объясняет психолог Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки Дмитрий Клепинин.

Почему мозг «цепляется» за вирусные мелодии?

С точки зрения нейробиологии, вирусные песни — это идеальный шторм из простых мелодий, повторяющихся паттернов и эмоциональных триггеров. Наш мозг устроен так, что он легче запоминает информацию, которая:

  • содержит повторяющиеся элементы (как в детской песенке «Baby Shark» с ее минималистичным мотивом);
  • связана с движением и ритмом (вирусные треки часто сопровождаются танцевальными челленджами);
  • вызывает эмоциональный отклик — даже если это просто чувство веселья без особого повода.

«Мозг ребенка восприимчив к ритмичным повторяющимся стимулам, которые помогают формировать нейронные связи. То, что взрослым кажется примитивным, для детского мозга — идеальный тренажер» — отмечает Дмитрий Клепинин.

У детей и подростков механизмы торможения импульсов и произвольного внимания еще дозревают, поэтому повторяемые стимулы легче «захватывают эфир» рабочей памяти. Интересно, что подростки с более открытым характером чаще увлекаются музыкой и лучше понимают эмоциональную составляющую песен. Это не просто развлечение — это способ познания мира и себя.

Что говорят исследования?

Ученые из Высшей школы экономики провели в 2024 году масштабное исследование с участием подростков из России, Германии и Великобритании. Результаты показали:

  • Открытые новому опыту подростки проявляют большую музыкальность
  • Экстраверты часто имеют лучшие музыкальные способности (особенно в России и Германии)
  • Музыкальность связана с эмоциональным интеллектом — способностью распознавать эмоции в музыке

Другой опрос, проведенный среди российских подростков, показал: 76% респондентов хотя бы раз конфликтовали с людьми, имеющими другие музыкальные вкусы. Для подростков музыка — это не просто развлечение, а способ идентификации с определенной социальной группой. Для них вирусные форматы — это язык группы: «я — как свои», «я — в тренде». Здесь социальное подкрепление работает сильнее эстетики.

Также быстрые, предсказуемые треки могут давать ощущение контроля и «подкачки» настроения — отсюда стремление слушать на повторе. Опросы подростков в учебных и внеучебных выборках указывают, что мотивы «слушаю, потому что все слушают», «под настроение» и «чтобы отвлечься» — доминирующие. Нейровизуализационные исследования демонстрируют: пики удовольствия при прослушивании любимых фрагментов связаны с дофаминовой системой и предиктивной работой слуховой коры — мозг «учится» предсказывать приятные моменты и за это «вознаграждает».

Взрослые vs Дети: почему мы по-разному воспринимаем музыку?

«Почему я должна терпеть эту дурацкую песенку про лисичку, которая непонятно что говорит?!» — спрашивает мама 8-летней Даши.

Ответ кроется в возрастных особенностях мозга. Дети воспринимают музыку целостно (ритм + мелодия + движение), легко запоминают повторяющиеся простые элементы, эмоционально реагируют на музыку телом (танцуют, подпевают). Взрослые же анализируют отдельные компоненты (текст, сложность аранжировки), требуют новшеств — новизны и сложности, воспринимают музыку более рационально.

И в результате получается, что для детей вирусная песня — это полисенсорный опыт, где музыка, танец и социальное взаимодействие сливаются воедино. А для взрослых — это часто лишь упрощенная мелодия с навязчивым ритмом.

Интересное по теме
Музыка нас связала: что редакция слушала, будучи подростками, и что слушает сейчас

Плюсы и минусы вирусного контента для детей

Возможности:

1. Социализация: общие танцевальные челленджи и знание популярных треков помогают детям находить друзей и встраиваться в коллектив.

2. Эмоциональная разрядка: возможность «отпустить» контроль и пошуметь в безопасном формате.

3. Развитие ритма и памяти: повторение простых мелодий и движений тренирует когнитивные навыки.

4. Языковое развитие: даже простые тексты песен расширяют словарный запас.

Риски:

1. Снижение разнообразия контента: алгоритмы стриминговых платформ загоняют детей в «пузыри» из похожего контента, что мешает развитию музыкального вкуса.

2. Навязчивое повторение: может приводить к переутомлению нервной системы.

3. Нежелательный контент: некоторые вирусные песни содержат скрытые взрослые смыслы или нецензурные слова.

Как использовать вирусный контент для развития ребенка?

Вместо ограничений (которые только повышают привлекательность «запретного плода») используйте стратегию осознанного взаимодействия:

1. Изучайте вкусы вместе

Спросите ребенка: «Что тебе нравится в этой песне?». Вы можете узнать неожиданные вещи о его эмоциональном мире.

2. Превращайте в игру

Предложите: «Давай придумаем свои слова на этот мотив?», «Сможем ли мы сделать свой танец под эту песню?»

3. Расширяйте горизонты

«Хочешь, покажу песню, которая была популярна, когда я был маленьким?» — так вы создаете мостик между поколениями.

4. Устанавливайте границы без запретов

«Давай договоримся: мы послушаем эту песню 5 раз, а потом включим что-то еще» — так вы учите ребенка регулировать свои потребности.

«Запреты не работают — они только создают напряжение. Лучше помочь ребенку развивать музыкальный вкус, предлагая альтернативы и обсуждая, что именно ему нравится в том или ином треке», — рекомендует Дмитрий Клепинин.

Практический совет: как отличить безобидный вирусный трек от потенциально вредного?

Обращайте внимание на эмоциональное состояние ребенка после прослушивания (возбуждение или истощение), содержание текстов (даже в зарубежных песнях можно найти перевод) и поведенческие изменения (не становится ли ребенок более агрессивным или тревожным). Помните: одна и та же песня может по-разному влиять на разных детей. Кто-то расслабляется под агрессивный рэп, а кого-то пугает даже безобидная детская песенка.

Стоит ли бояться вирусных песен?

Вирусные песни — не зло, а отражение особенностей детской психики и современной культурной реальности. Они выполняют важные функции: помогают социализироваться, выражать эмоции и чувствовать принадлежность к группе. Вирусные песни и видео работают, потому что идеально попадают в механику памяти, ожиданий и социального подкрепления. Для детей и подростков это одновременно среда социализации и безотказный усилитель запоминания.

Как показывают исследования и опыт психологов, которые информируют столичных школьников в рамках проекта «Мы вместе» национального проекта «Молодежь и дети», подростки, открытые к новому опыту, чаще увлекаются музыкой и лучше понимают эмоции — а это ценные качества для взрослой жизни.

«Не бойтесь вирусных песен — бойтесь равнодушия. Проявите интерес к музыкальным предпочтениям ребенка, и вы откроете для себя целый мир, в котором он живет. А может быть, и вспомните, что сами когда-то повторяете одну и ту же песню десятки раз подряд, например, „Течет ручей, бежит ручей…“ Надежды Кадышевой. Мозг взрослого тоже предпочитает простые мелодии, повторяющиеся ритмы и фразы», — отметил Дмитрий Клепинин.

Вместо того чтобы запрещать «надоедливые» песни, попробуйте понять, что именно находит в них ваш ребенок. Возможно, за простым мотивом скрывается потребность в движении, эмоциональной разрядке или общении со сверстниками.

Главное — не что слушает ваш ребенок, а как он это делает и что чувствует при этом. Музыкальные предпочтения меняются с возрастом, а вот доверительные отношения, построенные на уважении к вкусам друг друга, остаются навсегда.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...