В издательстве «Альпина» вышла новая книга психолога и нейропсихиатра Тео Компернолле — «Подросток и гаджеты». В ней объясняется, как на самом деле гаджеты влияют на мозг подростка и как сделать использование гаджетов экологичным. С разрешения издательства НЭН публикует отрывок книги.
В главе о мозге подростка я объясняю, что сверстники со временем начинают все больше определять мышление и поступки ребенка. Но не обманывайтесь, думая, что вы как родитель больше не имеете на него никакого влияния. Вы еще долгое время будете играть большую роль в том, как ребенок себя ведет и какие у него ценности, в том числе и когда речь идет об использовании гаджетов.
Дети очень внимательно наблюдают за вами и многому учатся на вашем примере, так они узнают даже больше, чем из всех ваших увещеваний. Вы сами постоянно разговариваете по мобильному телефону, даже когда они рядом? Сразу хватаете его, когда слышите звонок, даже когда дети в этот момент разговаривают с вами? Сидите в приложении, когда идете с ними на прогулку? Вы смотрите телевизор, когда все вместе сидите за столом? Или дети понимают, что они важнее ваших виртуальных друзей, что вы убираете свой мобильный, когда они приходят домой из школы? Видят ли они, что семейные обеды важны, потому что вы ставите свой мобильный телефон на беззвучный режим, когда садитесь вместе за стол? Знают ли они, что вы не берете свой мобильный телефон в спальню?
Почему бы не спросить своих детей, что они думают о ваших отношениях с гаджетами? Что бы они хотели изменить?
Интересное по теме
«Ребенок запомнил из детства, что мама сидит за компьютером»: вышел первый выпуск подкаста «Родили и не поняли»
Конечно, чем старше становится ребенок, тем меньше влияния вы на него оказываете. Из этого можно извлечь выгоду, главное — стать для них примером и проводником, пока они еще маленькие. И хотя мы в этой книге говорим в основном о подростках, чем раньше вы начнете прививать детям цифровую свободу, тем лучше.
Два года назад у меня состоялся разговор с педагогом, имеющим большой опыт в обучении воспитателей дошкольных учреждений. Она рассказала мне, что получает много вопросов от воспитателей детских садов и родителей о детях в возрасте от трех до шести лет, которые закатывают истерики, если им не разрешают пользоваться планшетом или мобильным телефоном, например когда их просят отдать гаджет после того, как они поиграли, или они начинают нервничать, даже если планшет учителя просто лежит на столе, когда дети входят в класс.
Около пяти лет назад для одной телевизионной передачи мы принесли четыре планшета в группу детского сада, в которой было восемь человек, где планшеты обычно не использовались. Мы объяснили детям, как работают четыре простые дидактические игры. В мгновение ока они все поняли. Одной девочке через 15 минут показалось скучным постоянно проводить пальцем по одному и тому же месту, чтобы услышать мелодию, и она пошла играть с кукольным домиком. Один мальчик решил закончить игру и пошел строить что-то из конструктора. Остальные все играли и играли. Когда им пришлось остановиться, двое очень рассердились, а один мальчик даже впился зубами в другого мальчика, когда тот не сразу отдал ему планшет.
Агрессия по отношению к окружающим в тот момент, когда ребенок лишается гаджета, — хорошо известное явление у маленьких детей. Некоторые дети, напротив, начинают плакать, ныть и не могут думать ни о каком другом занятии. Оба признака свидетельствуют о том, что ребенок уже потерял свою цифровую свободу и, возможно, пристрастился к дофаминовым скачкам, которые обеспечивают разные приложения. Бурные реакции также можно рассматривать как симптомы синдрома отмены. Это не катастрофа, а тревожный сигнал, свидетельствующий о том, что вам придется изменить свой подход, чтобы освободить мозг вашего ребенка, последовательно устанавливая ограничения на использование гаджетов и поощряя и вознаграждая альтернативные виды деятельности.
Интересное по теме
Мы оберегаем детей от экранов, но забыли уберечь себя
Дети, родители которых следят за тем, как они используют гаджеты с рождения, наблюдают за этим, говорят об этом, делают такое времяпрепровождение частью активного качественного времени вместе, контролируют и обсуждают использование телефонов и планшетов с подростками, гораздо меньше рискуют попасть во власть гаджетов или стать жертвами злоупотреблений в интернете. Если вы честно расскажете им о том, как трудно вам было, а может быть, и сейчас все еще иногда непросто сдерживать собственное использование антисоциальных медиа, это тоже может помочь.
От трети до более чем половины детей считают, что их родители сами слишком увлечены гаджетами или даже в какой-то степени зависимы от них. Для маленьких детей это трагедия, когда они оказываются на втором плане, а на первый выходит телефон. Еще во времена BlackBerry участники моих лекций и тренингов иногда рассказывали мне о довольно бурной и эмоциональной реакции детей на использование нового телефона их родителями. Некоторые дети ломали его или прятали.
Дети, чьи родители сами постоянно пользуются гаджетами, больше подвержены риску попасть в зависимость и испытывать проблемы с эмоциями. Исследователи придумали для этого термин «родительский фаббинг». Фаббинг означает, что вы уделяете больше внимания своему телефону, чем окружающим вас людям. Это сочетание слов phone (телефон) и snubbing (презрение), то есть это слово означает проявление неуважения или пренебрежения, когда виртуальный собеседник считается более важным, чем человек, который находится рядом с вами лично.
Особенно на это жалуются младшие дети, у которых еще нет собственного телефона, а подростки иногда просто сдаются и даже больше не пытаются пробиться сквозь телефонную стену вокруг родителей. От этого они чувствуют себя более одинокими. Как только у детей появляется собственный телефон, есть шанс, что родители пожнут то, что посеяли, и больше не услышат ни одной мысли от одинокого или депрессивного подростка, который постоянно ищет свою порцию социального внимания в интернете.
Если вы сами обладаете цифровой свободой и работаете дома по расписанию, концентрируясь на задачах, это дает вам преимущество, потому что дети знают, что есть временные блоки, в рамках которых они не должны вас беспокоить, если только нет чего-то важного и срочного. Для них это не проблема, потому что они могут легко заполучить ваше безраздельное внимание в другое время.
Интересное по теме
Я боюсь покупать своему ребенку телефон! Это нормально?
Если вы как родители знаете, что ваш ребенок делает в интернете, вероятность того, что все пойдет не так, гораздо меньше. Тут все работает точно так же, как и с другими поведенческими проблемами. Даже при злоупотреблении алкоголем и наркотиками среди детей исследователи обнаружили, что введение постоянного родительского контроля часто приводит к быстрому улучшению. Это требует от родителей усилий и настойчивости. Невозможно решить все разговорами, а тем более наставлениями. Особенно в случае с младшими подростками вы как родитель должны стоять на своем, требовать того, что считаете нужным, и дать детям понять, что у каждого их действия есть последствия, особенно можно подчеркивать положительные последствия, но нельзя избегать и отрицательных.
Например, возможность использовать гаджеты может зависеть от качества выполнения домашнего задания или от того, как были выполнены другие дела, на которых ребенок должен был сосредоточиться, не отвлекаясь на телефон или планшет. Помните, что интернет — это настоящие джунгли, где нет ни правил, ни ценностей, ни защиты конфиденциальности ваших детей, где ваши дети крайне уязвимы. Неподготовленные, без сопровождения взрослых они могут потеряться в этих джунглях и подвергнуться серьезному риску. В справочных материалах в конце книги вы найдете примеры того, какие риски влекут за собой развлекательные приложения.
Для хорошо подготовленных детей под чутким руководством родителей интернет — это прекрасная дикая природа, где они могут многое узнать, многому научиться и пережить большие приключения.
Если вы не хотите рисковать, нужно с умом контролировать детей и направлять их, не забывая при этом про гибкость. Иногда лучше поговорить (ваша задача — 80 процентов времени слушать и 20 процентов говорить), стать своего рода наставником, иногда вы должны взять на себя роль строгого родителя, который устанавливает границы, контролирует и в случае необходимости принимает соответствующие меры.
Существует множество так называемых приложений родительского контроля, которые позволяют следить за тем, что ваш ребенок делает в интернете.
Интересное по теме
Что мой ребенок делает в Сети и как это контролировать?
Особенно в случае с младшими или неопытными подростками это может быть отличным инструментом. Опрос MediaNest показал, что около половины родителей во Фландрии используют приложения для мониторинга. Может быть, вы уже успели подумать: «Никогда не буду шпионить за своим ребенком!» Но вы ошибаетесь. Шпионаж — это то, что вы делаете тайно, и установка шпионских приложений на чей-то телефон незаконна, если речь идет о взрослом человеке. Но в случае собственного ребенка вы наблюдаете за ним не тайком, а по договоренности. Вы заранее ставите ребенка в известность о ваших действиях.
Самое простое и в то же время самое лучшее — это сразу взять все в свои руки, как только у ребенка появится собственный смартфон. Объясните, зачем вы его собираетесь контролировать, что вы не всегда будете это делать и что это всего лишь этап в процессе того, как он учится обращаться с гаджетом. Это можно сравнить со съемными колесами на велосипеде, чтобы быстрее научиться держать равновесие, и с нарукавниками и присутствием тренера по плаванию, пока мы еще не умеем держаться на воде самостоятельно. Постепенно ребенок будет овладевать навыками обращения со смартфоном, и контроль можно будет шаг за шагом ослаблять.
Такой мониторинг означает, что вы регулярно обсуждаете со своим ребенком то, чем он занимается в интернете, как и сколько времени он там проводит. Это также значит, что вы постепенно прекращаете его контролировать, как только у вас сложится впечатление, что ваш ребенок знает, что можно, а что нельзя делать в интернете, и действует соответственно. Конечно, вы можете договориться с ним, например, о том, чтобы не устанавливать новые приложения без обсуждения этого с вами. Кстати, подростки, как и взрослые, часто бывают ошарашены, когда обнаруживают в приложении для мониторинга, сколько времени они проводят в телефоне и на что они его тратят.
Помните также, что, если вы, словно родитель-наседка, будете слишком долго влезать в личные дела детей, они найдут способ вас обмануть.
Обычно хорошо работает переключение ролей и функций — обсуждать, контролировать, направлять и наставлять — в зависимости от состояния вашего ребенка, его возраста и ситуации. Однако не спешите думать, что вы можете полностью пустить все на самотек. Вы можете постепенно давать ребенку все больше и больше ответственности и уменьшать контроль, но не отступайте слишком быстро. Ответственное отношение к интернету, в то время как сверстники, приложения и особенно антисоциальные медиа увлекают нас в совсем другом направлении, является особенно сложной задачей для любого ребенка.
Интересное по теме
Как и когда детям можно смотреть мультики? Отвечают педиатры, офтальмологи и психологи
Прежде всего убедитесь, что вы постоянно говорите с ребенком о том, что он делает в Сети, что ему нравится, какие интересные вещи он там обнаружил или пережил. Тогда, если что-то неожиданно пойдет не так, у него будет доверенное лицо, к которому он сможет обратиться. Это может произойти, например, если у вас есть дочь, которая сидит в соцсетях и у которой есть проблемы с образом своего тела. Если она не захочет остановиться сама, удалив свой аккаунт, лучше запретить ей использовать соцсети. Это может быть даже облегчением для вашего ребенка, потому что тогда она сможет выйти из ситуации, не потеряв лицо: «Потому что мои глупые предки мне не разрешают». Для детей младшего школьного возраста есть очень простое, но не всегда легкое в исполнении решение: нет никаких веских причин давать ребенку смартфон уже в начальной школе.
Более того, есть десятки очень весомых причин, чтобы не делать этого в таком возрасте. Если дети и подростки пользуются антисоциальными медиа — это серьезный риск. Если у вас есть действительно веская причина, по которой ваш ребенок должен иметь возможность постоянно звонить вам, а вы всегда должны быть в состоянии связаться с ним, подарите ему простой мобильный телефон с возможностью только совершать звонки и отправлять текстовые сообщения.
Затем, когда вы позже дадите ему смартфон, определенно не позволяйте пользоваться им непрерывно. Ограничьте его использование по времени, пусть ребенок отдаст вам телефон по истечении установленного срока, или воспользуйтесь приложением родительского контроля, позволяющим управлять им с вашего собственного телефона.
Сразу же научите детей организовывать свою деятельность блоками. Позвольте им поэкспериментировать с приложением для обмена сообщениями (мессенджерами), прежде чем разрешать пользоваться социальными сетями. Не разрешайте им брать телефон в спальню.
Некоторые родители морщатся, слыша о необходимости родительского контроля, говоря: «Я полностью доверяю своему ребенку». Это слишком часто является результатом невежества, а иногда даже лени и того, что такие родители не учитывают незрелые управляющие функции мозга ребенка и беспощадную коварную борьбу антисоциальных медиа за его внимание.
Играть в эти игры лучше, обезопасив себя: регулярно говорить об использовании гаджетов, договариваться о правилах и о последствиях в случае их нарушения, а также с помощью приложений, регистрирующих использование телефона или планшета, внимательно следить за действиями ребенка и, если необходимо, принимать жесткие меры.
Дать ребенку мобильный телефон, не обучив его цифровым навыкам, обеспечивающим его цифровую свободу, — все равно что бросить ребенка в воду, не научив его плавать.
При благоприятных условиях действительно есть шанс добраться до берега целым и невредимым. Когда ваш ребенок учился плавать, вы же не бросали его в глубокую воду со словами «Я полностью тебе доверяю»? Он начал с сухого плавания, потом плавал на мелководье с нарукавниками, потом без нарукавников, пока не научился плавать самостоятельно и даже в одежде спасать тяжелую куклу из воды.
Так почему же вы позволяете своему ребенку прыгать в бурный интернет без подготовки, если он может утонуть или получить в нем психологическую или эмоциональную травму? Инструкции по установке родительского контроля можно найти в конце книги в разделе рекомендаций.
Интересное по теме
От потери денег до мучительной смерти: рассказываем о реальных опасностях интернета
Не проблема, если вы время от времени используете мобильный телефон или планшет, когда сидите с детьми в качестве няни, чтобы утихомирить ребенка. Например, когда вам нужно поработать или пока вы обедаете в ресторане. Тот факт, что в условиях пандемии коронавируса вы вынуждены делать это чаще, чем раньше или чем вам бы того хотелось, тоже не является проблемой: нидерландская поговорка гласит, что «необходимость важнее законов». Только тогда, когда гаджет в качестве утешения становится скорее правилом, чем исключением, это становится проблемой. Я знаю, что это шокирует, но в этом случае вы становитесь своего рода наркодилером, дающим потенциально вызывающий привыкание препарат детям. Это также может привести к тому, что совсем маленькие дети становятся зависимыми от гаджетов и поэтому иногда крайне остро реагируют, если не получают планшет или смартфон или должны вернуть его вам после того, как они чуть-чуть поиграли.
Английские исследователи даже придумали для этого термин: tablet tantrums — «планшетные истерики», вариация английского словосочетания temper tantrums, означающего «истерика». Как и в случае с подростками и взрослыми, гаджет и дофаминовые подпитки могут стать виртуальной пустышкой даже для маленьких детей.
Взрослым часто нелегко правильно бороться с использованием гаджетов, потому что их самих никогда не учили тому, как важно быть свободными от цифровых технологий и как управлять ими самостоятельно. Поговорите об этом с родителями сверстников ваших детей, хотя бы для того, чтобы проверить привычное «но всем детям в моем классе разрешают…». В некоторых школах есть группы в социальных сетях, где родители могут советоваться друг с другом на подобные темы. Возможно, вы сами можете создать такую группу. Поднимайте этот вопрос на родительских собраниях. Школы также все еще находятся в поиске решения этой проблемы, и часто преподаватели хорошо понимают, насколько важно сотрудничество с родителями и коммуникация между родителями, чтобы мозг наших детей можно было освободить.
В школе, где дети вместе с родителями пришли на детско-родительский вечер, чтобы обсудить тему использования гаджетов, детей попросили дать советы и рекомендации своим родителям по обращению с мобильными телефонами. Каждый ребенок записал совет/рекомендацию на бумажке для своего родителя (родителей). Эти записки отправились в коробку. Когда все они собрались вместе в одном зале, каждый ребенок вытянул случайную записку из коробки и прочитал вслух. Результат был очень информативным, заставил всех посмеяться, но иногда эти советы удивляли.
Когда детей попросили представить, как они сами вели бы себя в роли отца или матери, большинство из них оказались довольно строгими: например, они говорили, что они разрешили бы не более одного часа экранного времени, или что мобильный телефон нельзя брать с собой в постель или за стол, или никаких игр-стрелялок.
Интересное по теме
24 причины, по которым мама смотрит в телефон: колонка в поддержку «невнимательных» матерей
В первых классах нашей средней школы есть наставники, которые на родительском вечере пытаются найти консенсус для каждого класса относительно того, сколько экранного времени они считают нормальным для данного возраста: они разговаривают друг с другом, чтобы коллективно прийти к решению этого вопроса.
Они договорились, что чат-группа класса должна использоваться только для решения серьезных вопросов. В группу также добавляют модератора, который может вмешаться, если это будет необходимо. Это не отменяет того факта, что помимо этой группы возникает еще множество «побочных» чатов, но многие родители довольны тем, что у них есть основной серьезный чат, который не забрасывают спамом.
К своему удивлению, они иногда обнаруживают, как мало нужно писать о том, что действительно важно. Они также пытаются договориться об общем времени окончания переписки. Например: больше никакого трафика WhatsApp после девяти вечера, или «время сна для вашего мобильного» (хотя на практике оказывается, что соблюдать эти договоренности бывает очень непросто).
Мне понравилось, как один из модераторов предложил сделать промежуток между 18:30 и 19:30 временем для качественной учебы: в это время родители старались следить за тем, чтобы дети оставляли телефоны внизу и спокойно учились, не отвлекаясь на гаджеты. Некоторые родители договорились, что будут информировать друг друга об интересных образовательных приложениях, которые они найдут, и что, когда дети придут в гости к кому-нибудь поиграть вместе, они не будут заняты гаджетами, даже если будет идти дождь (П. Квист, колледж Калвейн).