Плохо пошутил и заслужил пощечину: почему скандал на «Оскаре» касается каждого из нас

Наверняка все, даже самые далекие от кинематографа и голливудских селебрити люди, в курсе самого яркого момента вручения премии «Оскар» в 2022 году. Им оказался, конечно, конфликт между комиком Крисом Роком и актером Уиллом Смитом.

Как дело было?

Крис Рок вышел на сцену, чтобы объявить номинантов и победителя в категории «Лучший документальный фильм», а перед этим отпустил парочку фирменных шуточек в адрес аудитории. Первая шутка досталась Пенелопе Крус и ее супругу Хавьеру Бардему. Комик отметил, что в этом году оба актера номинированы на премию. «Так что если она проиграет, он не может выиграть!» — сказал Рок под дружный смех аудитории.

Затем он переключился на Уилла Смита и его жену Джаду Пинкетт-Смит, которая пришла на церемонию с коротким «ежиком» на голове. «Джада, я тебя люблю, — сказал комик, показывая пальцем на женщину. — „Солдат Джейн — 2“, жду-не дождусь премьеры». Эта шутка была отсылкой к голливудскому фильму 1997 года с Деми Мур в главной роли — в нем ее героиня побрилась налысо во время службы в армии.

Зал вновь засмеялся (и Уилл Смит в том числе), а вот Джада раздраженно закатила глаза, что видимо, и спровоцировало последующую реакцию ее супруга. Уилл, недолго думая, встал со своего места в первом ряду, вышел на сцену и отвесил Року пощечину, к которой тот явно не был готов.

Затем вернулся на место и в нетелевизионных выражениях посоветовал комику больше не упоминать имя его жены. Видео инцидента можно посмотреть, например, на YouTube.

Явно потрясенный Рок отшутился и перешел к объявлению номинантов, а Уилл Смит чуть позже снова вышел на сцену — на этот раз чтобы получить свой «Оскар» за лучшую мужскую роль и со слезами на глазах поговорить о любви и готовности защищать собственную семью.

Что произошло на самом деле?

Чтобы разобраться в этой истории, необходимо знать немного дополнительных фактов об участниках конфликта. Я не ставлю себе целью заниматься полным расследованием скандала и хитросплетенных взаимоотношений голливудских звезд — мы тут, в конце концов не таблоид, но самые важные факты назову — для понимания контекста.

Первое и самое главное — это прическа Джады Пинкетт-Смит. Те, кто мало следит за звездными новостями (типа меня), вчера же узнали, что актриса побрилась налысо не в угоду моде или личным предпочтениям, а в связи с алопецией — аутоиммунным заболеванием, которое приводит к потере волос и облысению.

Об этом Джада сама рассказала своим подписчикам в соцсетях еще в декабре 2021 года. «Я решила, что я просто расскажу об этом, чтобы вы не задавали больше вопросов», — сказала она в видео, в котором поделилась с поклонниками своим диагнозом.

Второй важный нюанс: это уже не первый раз, когда Крис Рок обидно шутит над семьей Смитов. Предыдущий громкий инцидент произошел в 2016 году (и тоже на церемонии вручения «Оскара»), когда Рок посмеялся над бойкотом мероприятия, объявленным темнокожими актерами.

«Джада собирается бойкотировать „Оскар“? Джада, бойкотирующая „Оскар“, это как я, бойкотирующий трусики Рианны — меня просто не пригласили!» — сказал комик. Тогда обошлось без мордобоя, но злобу на стендапера Смиты, должно быть, затаили.

Третье — это реалистичность происходящего. Сразу же после инцидента соцсети взорвались обсуждениями на тему того, что пощечина была постановкой. Спору нет, гости «Оскара» нередко делают что-то странное, неожиданное и смешное на потеху публике, но здесь я скорее поддержу тех, кто не верит в спланированную акцию.

Причин немало: и нецензурные слова Смита (которые на телевидении в большинстве стран скрыли полным отключением звука), и явная нервозность Рока, которому потребовалось несколько секунд на то, чтобы прийти в себя и продолжить.

Ну и плюс ко всему в Сети уже появились кадры того, как во время перерыва на рекламу к Уиллу подходили обеспокоенные коллеги по цеху, а также его пиар-менеджер, видимо, пытаясь придумать способы урегулировать конфликт. Шутка ли дело — первое публичное насилие за всю историю «Оскаров».

Зачем мы об этом говорим?

А вот теперь самое интересное — нам-то что до старого конфликта двух голливудских звезд?

Я вижу здесь несколько аспектов, которые хочу с вами обсудить.

Во-первых, произошедшее кажется бесконечно ироничным на фоне всех последних социальных изменений, постигших кинопремию. Каких-то шесть лет назад «Оскар» обвиняли в расизме и предвзятости, говорили, что получить заветную статуэтку намного проще, если ты «белый цисгендерный мужчина», чем кто-либо еще.

Организаторы премии тогда прислушались и не только разнообразили состав участников, гостей и номинантов, но и даже ввели в 2020 возмутительные «социальные квоты», которые определяли, может ли фильм номинироваться на престижную премию или нет.

В общем, основное недовольство консервативной аудитории заключалось в том, что «Оскар» стал слишком woke — то есть слишком толерантным, слишком социально осознанным, и вообще прогнулся под изменчивый мир.

Ирония в том, что в 2022 году, несмотря на суперразнообразный состав номинантов и участников, на манеже все те же — сперва на сцену выходит Крис Рок с замшелыми сексистскими шутками — и я здесь даже не про шуточку в адрес прически Джады, а про первую, на которую никто не обиделся — про Пенелопу Крус и Хавьера Бардема.

«Если она проиграет, он не может выиграть!» — радостно вещает Рок, намекая на то, что жена не способна порадоваться успехам мужа, а скорее закатит скандал, если он преуспеет в своем деле больше, чем она. Попахивает журналом «Тещин язык», ну или современным стендапом на канале ТНТ — плоские шутки за счет женщин, которые слишком эмоциональны, мстительны, обидчивы, а еще и прически странные носят.

Ультратолерантная оскаровская аудитория над такими шутками смеется, потому что гендерные квоты — гендерными квотами, но комедийную классику никто не отменял. Затем происходит то, о чем я уже в подробностях рассказала — Уилл Смит выходит на сцену и бьет человека, обидевшего его жену, по лицу — эдакий сказочный принц, который готов отстаивать честь своей дамы сердца, да еще и в прямом эфире.

В общем, праздник токсичной маскулинности, на котором мужчины прикалываются над женщинами, а потом дают друг другу по мордасам, чтобы казаться этим самым женщинам привлекательнее.


Золотая классика патриархальной культуры, от которой в Голливуде так старательно пытаются избавиться — но, видимо, только внешне.


Второй аспект — это, конечно, реакция общественности. Я бросилась мониторить соцсети сразу же после произошедшего — понятное дело, что в такой час онлайн были только зарубежные зрители церемонии. Большинство из них искренне возмущались произошедшим, интересовались, почему после этого охрана не вывела Смита из зала, и поддерживали Криса Рока — писали, что это он заслуживает «Оскар» за то, как профессионально выдержал удар и продолжил свою работу.

Наступило утро, и в русскоязычном интернете появились совершенно противоположные мнения. Комментаторы бурно поддерживали Уилла Смита, который повел себя как «настоящий мужчина», постоял за свою женщину и напугал всех, кто в следующий раз попробует хотя бы подумать что-то оскорбительное в ее сторону.

«Иногда словами не решить конфликт», — пишут наши подписчики в социальной сети, которую я не могу вам назвать. «Именно так и нужно защищать свою женщину», — пишут они же, легализуя физическое насилие в ответ на слова — то самое, от которого мы всеми силами стараемся отучить своих детей.

Конечно, есть и те, кто старается их переубеждать — спасибо, мы вас видим. Но если выйти во «внешний интернет», то там все куда более однозначно — Крису Року стоило думать, о чем он шутит, а Уилл — молодец и герой.

Все это приводит нас к старой доброй легализации насилия, которая, кажется, за последнее время стала едва ли не национальной скрепой: драться вообще нельзя, но есть ситуации, когда по-другому никак.

И вот это вот «по-другому никак» — это довольно удобная позиция абьюзера, который пытается оправдать свои действия. И она отлично укладывается в концепцию «добро должно с кулаками», которую так поддерживают в соцсетях.

Важно упомянуть, что негласно насилие поддержала и Киноакадемия — Смита после инцидента и правда никто не поспешил удалить из зала, а в итоге ему еще и «Оскар» дали, и возможность выговориться (он там, кстати, в конце даже принес всем извинения — всем, кроме Криса Рока). Правда, постфактум все-таки написали о том, что не потерпят насилия, а Смит все же извинился и перед Роком.


Но бог с ней, с Киноакадемией. Большая проблема, конечно, мне видится в том, как охотно мы цепляемся за оправдания насилия, без которого как будто бы и правда никак.


И как все еще силен в общественном сознании образ «мужественного мужчины», который без раздумий дает обидчикам по щам вместо того, чтобы инициировать конструктивный диалог и предпринять попытку разобраться без насилия.

Была ли у Смита возможность решить конфликт иначе? Была, конечно. Делает ли это Криса Рока невинным и правым? Нет, я убеждена, что обе стороны здесь поступили глупо и некорректно. Один — потому что решил пошутить на чувствительную тему, другой — потому что решил выразить свое недовольство в риторике обиженного двухлетки.

Но на самом деле я уверена, что такие ситуации намного больше говорят о нас самих, чем об их участниках.

Мы можем до хрипоты убеждать собственных детей, что драться — это плохо и неправильно, но если потом взрослый мужчина, ударивший другого взрослого мужчину, кажется нам благородным и героическим, то грош цена нашим убеждениям.

Мы можем стереть пальцы в кровь, убеждая себя и других в том, что гендерные стереотипы уходят в прошлое, но если мы считаем поступок Смита эталонно «мужским», то, видимо, не так далеко мы ушли от пещеры, в которой физическая сила значила намного больше слов. Мы можем бесконечно сетовать на то, что «что-то обидчивые все стали, уже и пошутить нельзя», но если в этом конфликте мы встаем на сторону силы, это значит, что нам надо разобраться в собственных двойных стандартах.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...