Мой ребенок пережил насилие. Что делать?

Рекомендации от экспертов фонда «Шалаш».

На картинке: девочка, указательный палец. Коллаж Насти Железняк для НЭН
Коллаж Насти Железняк

Мы стараемся активно освещать тему насилия над детьми, чтобы как можно больше взрослых знали, что оно недопустимо. Недавно у нас вышли тексты о том, как реагировать, если вы увидели, что взрослый обижает ребенка, а также о том, как поступить, если вы слышите, что ваши соседи бьют своих детей. Сегодня мы вместе с коллегами из фонда «Шалаш» мы пытаемся разобраться в том, как понять, что ваш ребенок пострадал от насилия.

Чем старше становится ребенок, тем больше времени он проводит отдельно от родителей: в школе, на дополнительных занятиях и со сверстниками. Поэтому родителям иногда бывает сложно понять, что с ним происходит там, где они его не видят.

По статистике, которую приводит Академия безопасности Ольги Бочковой, половина детей, переживших насилие, никому об этом не рассказывают. А тех, кто все-таки решается рассказать спустя десять лет и больше, среди пострадавших всего 20 процентов.

Поэтому очень важно выстроить с ребенком доверительные отношения — если у ребенка есть успешный опыт обращения ко взрослым за помощью, без осуждения или отрицания происходящего, вероятность, что он обратиться за помощью снова, гораздо выше.

Человек, применяющий насилие к ребенку, может вообще не использовать физическую силу и жестокость. То есть физических травм вы можете и не заметить, но это не значит, что ребенок не пострадал! Обязательно присматривайтесь к состоянию ребенка и узнавайте, как у него дела.

Причем делайте это не тогда, когда уже заметили что-то неладное, а на постоянной основе — так у него будет возможность обратиться к вам в сложной ситуации. Почему это важно? Потому что ситуация насилия может быть не каким-то единичным актом. Дело в том, что агрессор может использовать тактики, усыпляющие бдительность ребенка, постепенно ранящие его границы. Этот человек, как правило, обладает авторитетом, пользуется доверием и использует манипуляции для достижения своих целей: запугивает, вводит в заблуждение, говорит, что ребенка накажут или ему никто не поверит.

Неважно, о каком именно насилии идет речь — физическом, эмоциональном или сексуализированном, именно вы должны стать гарантом безопасности ребенка.

Интересное по теме

Учитель ударил моего ребенка. Что делать?

Как можно понять, что ребенок мог столкнуться с насилием?

Реакция на насилие различается в зависимости от возраста: например, у подростков могут проявляться симптомы депрессии (подавленное настроение, постоянная усталость, нарушения сна, изменения аппетита и веса и так далее) и асоциальное поведение (нарушение правил и непослушание, побеги из дома).

Повторное переживание

Ребенок прокручивает в голове случившееся с ним насилие во время бодрствования или ему/ей снятся кошмары о произошедшем. Также сюда включаются реакции на различные триггеры: запахи, вещи, места или люди, напоминающие ребенку о насилии.

Симптомы избегания и эмоционального оцепенения (avoidance)

Попытки избежать напоминаний о насилии. К примеру, нежелание ходить в школу, избегание людей определенного гендера и внешности.

Гипервозбудимость

Ребенок нервный и раздражительный, более остро, чем обычно, реагирует на стрессовые и пугающие ситуации.

Сексуализированное поведение, не соответствующее возрасту

Может проявляться как демонстрация половых органов и вторичных половых признаков; использование лексики и частое упоминание тем, касающихся секса; попытки прикосновения к интимным частям тела других детей/взрослых; публичная мастурбация; имитация полового акта.

Интересное по теме

«Это касается каждого, это рядом с нами — иногда прямо в нашей семье»: важный разговор о насилии над детьми

Что делать, если ребенок рассказал вам, что взрослые в школе применяют к нему или ей насилие?

Первое, что ребенок должен услышать в ответ на свою жалобу — это то, что вы ему верите

Дети очень часто ничего не рассказывают родителям и взрослым лишь потому, что думают: им никто не поверит и ситуация обернется против них. Дайте понять, что вы на стороне ребенка и сделаете все, чтобы его защитить.

Узнайте, как ребенок хотел бы об этом поговорить 

Важно понять, готов ли он рассказать все напрямую вам или проще будет поговорить со специалистом. Если ребенок готов все рассказать, узнайте и запишите детали — не для проверки, а для последующего разбирательства.

Поддержите себя

Случившееся тяжело не только для ребенка, но и для вас. А чтобы поддержать своего ребенка, вы сами должны иметь на это силы. Обратитесь к специалисту, если чувствуете, что вам тяжело.

У вас есть разные возможные сценарии действий, которые зависят от серьезности ситуации. От простого разговора с педагогом в присутствии руководства до юридического разбирательства. Ориентируйтесь, в том числе, на собственный ресурс. Что бы вы ни решили, велика вероятность, что школу придется поменять.

Интересное по теме

«Насилие не может закалить характер или поддержать дисциплину»: как понять, что ребенок подвергается учительскому абьюзу

Если есть силы и возможности — объединитесь с другими родителями

Попробуйте узнать у них, как они относятся к этой ситуации. Может быть, другие дети стали свидетелями насилия или пережили его сами, и готовы свидетельствовать против автора насилия.

Если ситуация касается учителя или другого взрослого сотрудника школы, лучше сразу назначать встречу с ним в присутствии директора (или его руководства). Во-первых, станет понятно, что вы настроены серьезно, во-вторых, такие разговоры лучше проводить при свидетелях. Не берите с собой ребенка. Подобные ситуации — дело взрослых и должны решаться именно ими. К тому же, встреча с потенциальным автором насилия может быть травматичной для того, кто его пережил.

Благотворительный фонд «Шалаш» подготовил специальный проект, о том, как избежать насилия в школе и что делать, если оно уже произошло. На сайте проекта есть инструкции для родителей, детей и учителей, памятки, которые можно скачать. А еще вся полезная информация собрана в телеграм-боте.

Для того, чтобы ребенку было комфортно и привычно делиться тем, что происходит в его жизни, необходимо выстраивать и регулярно поддерживать с ним доверительные отношения: интересоваться, что важного происходит в его ежедневной жизни, с кем он дружит, что ему нравится и с чем он испытывает трудности.