Мы стараемся активно освещать тему насилия над детьми, чтобы как можно больше взрослых знали, что оно недопустимо. Недавно у нас вышли тексты о том, как реагировать, если вы увидели, что взрослый обижает ребенка, а также о том, как поступить, если вы слышите, что ваши соседи бьют своих детей. Сегодня мы вместе с коллегами из фонда «Шалаш» мы пытаемся разобраться в том, как понять, что ваш ребенок пострадал от насилия.
Чем старше становится ребенок, тем больше времени он проводит отдельно от родителей: в школе, на дополнительных занятиях и со сверстниками. Поэтому родителям иногда бывает сложно понять, что с ним происходит там, где они его не видят.
По статистике, которую приводит Академия безопасности Ольги Бочковой, половина детей, переживших насилие, никому об этом не рассказывают. А тех, кто все-таки решается рассказать спустя десять лет и больше, среди пострадавших всего 20 процентов.
Поэтому очень важно выстроить с ребенком доверительные отношения — если у ребенка есть успешный опыт обращения ко взрослым за помощью, без осуждения или отрицания происходящего, вероятность, что он обратиться за помощью снова, гораздо выше.
Человек, применяющий насилие к ребенку, может вообще не использовать физическую силу и жестокость. То есть физических травм вы можете и не заметить, но это не значит, что ребенок не пострадал! Обязательно присматривайтесь к состоянию ребенка и узнавайте, как у него дела.
Причем делайте это не тогда, когда уже заметили что-то неладное, а на постоянной основе — так у него будет возможность обратиться к вам в сложной ситуации. Почему это важно? Потому что ситуация насилия может быть не каким-то единичным актом. Дело в том, что агрессор может использовать тактики, усыпляющие бдительность ребенка, постепенно ранящие его границы. Этот человек, как правило, обладает авторитетом, пользуется доверием и использует манипуляции для достижения своих целей: запугивает, вводит в заблуждение, говорит, что ребенка накажут или ему никто не поверит.
Неважно, о каком именно насилии идет речь — физическом, эмоциональном или сексуализированном, именно вы должны стать гарантом безопасности ребенка.
Интересное по теме
Учитель ударил моего ребенка. Что делать?
Реакция на насилие различается в зависимости от возраста: например, у подростков могут проявляться симптомы депрессии (подавленное настроение, постоянная усталость, нарушения сна, изменения аппетита и веса и так далее) и асоциальное поведение (нарушение правил и непослушание, побеги из дома).
Ребенок прокручивает в голове случившееся с ним насилие во время бодрствования или ему/ей снятся кошмары о произошедшем. Также сюда включаются реакции на различные триггеры: запахи, вещи, места или люди, напоминающие ребенку о насилии.
Попытки избежать напоминаний о насилии. К примеру, нежелание ходить в школу, избегание людей определенного гендера и внешности.
Ребенок нервный и раздражительный, более остро, чем обычно, реагирует на стрессовые и пугающие ситуации.
Может проявляться как демонстрация половых органов и вторичных половых признаков; использование лексики и частое упоминание тем, касающихся секса; попытки прикосновения к интимным частям тела других детей/взрослых; публичная мастурбация; имитация полового акта.
Интересное по теме
«Это касается каждого, это рядом с нами — иногда прямо в нашей семье»: важный разговор о насилии над детьми
Дети очень часто ничего не рассказывают родителям и взрослым лишь потому, что думают: им никто не поверит и ситуация обернется против них. Дайте понять, что вы на стороне ребенка и сделаете все, чтобы его защитить.
Важно понять, готов ли он рассказать все напрямую вам или проще будет поговорить со специалистом. Если ребенок готов все рассказать, узнайте и запишите детали — не для проверки, а для последующего разбирательства.
Случившееся тяжело не только для ребенка, но и для вас. А чтобы поддержать своего ребенка, вы сами должны иметь на это силы. Обратитесь к специалисту, если чувствуете, что вам тяжело.
У вас есть разные возможные сценарии действий, которые зависят от серьезности ситуации. От простого разговора с педагогом в присутствии руководства до юридического разбирательства. Ориентируйтесь, в том числе, на собственный ресурс. Что бы вы ни решили, велика вероятность, что школу придется поменять.
Интересное по теме
«Насилие не может закалить характер или поддержать дисциплину»: как понять, что ребенок подвергается учительскому абьюзу
Попробуйте узнать у них, как они относятся к этой ситуации. Может быть, другие дети стали свидетелями насилия или пережили его сами, и готовы свидетельствовать против автора насилия.
Если ситуация касается учителя или другого взрослого сотрудника школы, лучше сразу назначать встречу с ним в присутствии директора (или его руководства). Во-первых, станет понятно, что вы настроены серьезно, во-вторых, такие разговоры лучше проводить при свидетелях. Не берите с собой ребенка. Подобные ситуации — дело взрослых и должны решаться именно ими. К тому же, встреча с потенциальным автором насилия может быть травматичной для того, кто его пережил.
Благотворительный фонд «Шалаш» подготовил специальный проект, о том, как избежать насилия в школе и что делать, если оно уже произошло. На сайте проекта есть инструкции для родителей, детей и учителей, памятки, которые можно скачать. А еще вся полезная информация собрана в телеграм-боте.
Для того, чтобы ребенку было комфортно и привычно делиться тем, что происходит в его жизни, необходимо выстраивать и регулярно поддерживать с ним доверительные отношения: интересоваться, что важного происходит в его ежедневной жизни, с кем он дружит, что ему нравится и с чем он испытывает трудности.