«Для подростка принять совет от родителя равно признать свою неопытность в глазах тех, чей авторитет он всеми силами отрицает»: психолог — о важности наставничества в жизни ребенка

Зачем подростку близкий взрослый и почему таким взрослым не всегда может быть родитель?

Фото: Fabio Principe | Shutterstock | Fotodom

Подростковый возраст почти всегда сопряжен с кризисом в отношениях ребенка с родителями. Нуждаясь в родительской любви, заботе, в их мнении и их взгляде на происходящее, ребята испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными со взрослыми в своих правах. В этот момент многим родителям подростков приходится признавать, что период их «непререкаемого авторитета» прошел. Сейчас их ребенок — самостоятельная единица, принимающая решения без учета мнения «старшего поколения». Попытки командовать и приказывать — почти безуспешная стратегия взаимоотношений родителя со своим подростком.

Руководитель центра семейной психологии Артем Скобелкин рассказывает о том, почему после «свержения родителей с Олимпа» подростку необходим близкий взрослый, который сможет стать для него своего рода авторитетом и дать правильные жизненные стратегии.

Общаться с подростком — непросто, ну, а быть подростком — еще сложнее. И дело тут не только в гормональном всплеске, который всецело поглотил его организм, а в банальном отсутствии опыта взрослой жизни при желании такой жизнью жить уже сейчас.

Подросток искренне убежден, что он уже взрослый, что он все знает, при этом зачастую ведя себя по-прежнему по-детски.

Одновременно с этим проблемы с общением, трудности в любовных отношениях (в этом возрасте они сверхзначимы — первая любовь, куда же без нее), недостаток мотивации, недостаток способов самовыражения вызывают у подростков досаду, агрессию и — потребность быть услышанным и понятым.

Именно в этом возрасте дети охотнее обсуждают свои проблемы с теми, кто выслушает, но не осудит, подскажет, но не заставит исполнять. И чаще всего такими значимыми безопасными взрослыми становятся крестные, родственники и даже тренеры спортивных клубов, где занимается подросток.

Почему все-таки не родители? Для подростка принять совет от родителя (как бы парадоксально это ни выглядело) равно признать свою неопытность и неумелость в глазах тех, чей авторитет и полезный опыт он всеми силами отрицает. Подросток не готов и не желает получать ответы на тревожащие его вопросы напрямую от родителей, ведь для него это будет означать, что папа с мамой в очередной раз пришли на помощь своему несмышленышу. И быть таким «несмышленышем» никто из подростков не желает совершенно точно.

К тому же ребенку хочется вести себя по-своему, современнее и технологичнее, чем его родители. И взрослых, и детей (которыми все еще являются подростки) эта разница во взглядах может раздражать в одинаковой степени: родителей — из-за невозможности достучаться до своего ребенка, а подростков — из-за навязывания своего мнения родителями как единственно верного.

Большинство неработающих родительских советов начинаются с «не»: не умничай, не лезь вперед всех, не говори глупостей. А подростки на «не» реагируют очень болезненно — и оттого протестно.

И поэтому родителям здесь можно посоветовать только одно: в ваших разговорах по душам должно стать больше наводящих вопросов к самому ребенку с признанием его самостоятельности выбора и поменьше скучных заумных нравоучений.

Отличные примеры пользы значимого безопасного (во всех смыслах) взрослого, я каждодневно вижу у воспитанников детских домов, которые остались без попечения родителей, при появлении у них волонтеров-наставников. Именно у таких ребят огромная потребность в поддерживающем взрослом на фоне желания самому быть взрослым максимально кристаллизуется.

Наставником при этом является взрослый человек, прошедший обучение и медицинскую комиссию, который становится для ребенка индивидуальным волонтером, общающимся преимущественно с ним. Причем, и для самих наставников это становится прекрасным стимулом к личностному росту и саморазвитию.

Постоянное и во многом терапевтическое общение с наставником позволяет подросткам из детских домов выравнивать самооценку, перенимать полезные жизненные принципы и навыки, которые очень пригодятся детям в их дальнейшей счастливой жизни: умение справляться с эмоциями, финансовую и юридическую грамотность, умение общаться и полезно проводить время и многое-многое другое.

Ершистые — «причесываются», замкнутые и неразговорчивые — раскрываются, а неуверенные в себе начинают не только замечать свои таланты, но и раскрывать их в проводимых наставниками мероприятиях.

Подросток, становясь важным и ценным для наставника, с удивлением открывает в себе теплые ощущения доброты, счастья и благодарности. И это очень классно!

Впервые текст был опубликован на сайте Chips Journal.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...