«Так с детьми нельзя!»: психолог рассказала о методах, которые можно и нужно использовать для воспитания дисциплины

Все эти стратегии подтверждены исследованиями и действительно работают.

Иллюстрация Насти Железняк

Современным родителям сложно не потерять голову от обилия советов и инструкций по воспитанию детей, льющихся из интернета.

К сожалению, большинство из них говорят о том, чего нельзя делать, чтобы не травмировать ребенка, не разрушить привязанность, не сделать его несчастным. А как же поступать можно? Что можно и нужно делать, чтобы вырастить здорового и счастливого ребенка с нормальной самооценкой, да при этом еще и знающего, что такое границы?

Специалисты все чаще говорят о том, что не стоит ставить знак равенства между дисциплиной и насилием. Ведь эмоциональная связь с ребенком, уважительное отношение, внимание к его внутреннему миру совсем не исключают использование стратегий, которые помогут ему лучше выстраивать взаимоотношения с другими людьми, понимать общие правила поведения в обществе и соблюдать свои и чужие границы.

Интересное по теме

В защиту тревожных мам: почему это нормально — и даже полезно

Конкретные советы встречаются так редко, что можно подумать: родительство — это зыбучие пески, где вообще нет ничего определенного. Но это не так. Существует множество работающих воспитательных стратегий. О них рассказала психолог Кара Гудвин, ссылаясь на исследования, демонстрирующие эффективность этих методов.

Кстати, многие из них настолько интуитивны, что вы можете обнаружить, что давно используете некоторые из них. В таком случае поздравляем: вы идете в ногу с наукой.

Поведенческий импульс

Этот метод заключается в том, чтобы предложить ребенку сделать несколько приятных дел до того, как ему придется заняться чем-то скучным и неприятным. Он работает по тому же принципу, что и знаменитая игра «Саймон говорит», в которой участники выполняют команды ведущего — человек просто начинает следовать указаниям и не может остановиться.

Например, сначала: «Возьми что-нибудь вкусное в дорогу», «Выбери игрушку», «Запрыгивай в машину, как ловкий котенок», — а затем: «Давай пристегнем ремень».

Интересное по теме

От отстраненности к привязанности: главные тренды воспитания последних ста лет

Подкрепления

Чтобы использовать этот метод, сначала необходимо объяснить ребенку, какое поведение вам не нравится (например, нытье), а какое является желательным (спокойная просьба). После этого важно не поощрять нежелательное поведение (игнорировать нытье) и поддерживать то, которое вы считаете хорошим и правильным: выполнять просьбы, высказанные спокойным тоном, отмечать хорошее поведение, подчеркивать, что вы его заметили и оценили.

Интересное по теме

Всегда говори «да»: мама рассказала, как воспитывает дочь, ничего ей не запрещая

Сила выбора

Шансы на успех выше, если дать ребенку возможность выбирать из допустимых с точки зрения родителя вариантов.

«Какую куртку ты наденешь — синюю или красную?» (при этом вариант пойти в футболке не рассматривается).

«Сегодня идет дождь, и мы останемся дома. Ты хочешь рисовать или собирать конструктор?» (таким образом, мы даем ребенку выбор, но сразу исключаем нежелательные варианты, например «смотреть мультики» или «пойти на улицу»).

Социализация эмоций

Работа с эмоциями влияет на все сферы взаимодействия родителей с детьми и способствует улучшению детского поведения.

Социализация эмоций включает несколько компонентов:

  • Обозначение эмоций: «Кажется, тебе страшно».
  • Вопросы об эмоциях: «Что тебя испугало?»
  • Подтверждение эмоций: «Когда ты не видишь ничего вокруг, это действительно может вызывать страх, особенно когда у человека такое богатое воображение, как у тебя».
  • Указание на эмоции других людей: «Мне порой тоже бывает не по себе в темноте. А еще помнишь книгу, которую мы читали? Там девочка тоже боялась темноты».

Если ребенок понимает и осознает, что именно он чувствует, почему это происходит и как на подобные ситуации реагируют другие люди, ему будет проще справиться с переживаниями.

Интересное по теме

Мы учим своих детей доброте, а поверят ли они нам

Предварительная коррекция

Предварительная коррекция — это напоминание детям о правилах и проговаривание того, какое поведение будет желательным в конкретной ситуации. Исследования показывают, что эта стратегия снижает вероятность проблемного поведения.

Например, если вы собираетесь на день рождения, стоит предупредить ребенка, что имениннику будут дарить подарки, и нельзя пытаться их отобрать. Можно также напомнить ему, что на его собственный день рождения он тоже получит подарки и не будет обязан ими делиться. В таком случае ребенок заранее поймет, как себя вести, и избежит неприятного сюрприза.

Интересное по теме

«Насилие отличается от воспитания тем, что не учитывает потребности детей»: отрывок из книги о том, как абьюз влияет на семью

Подсказки

Этот метод позволяет обучать ребенка новым навыкам, не вызывая у него фрустрации. Речь может идти как о практических умениях — завязывании шнурков, складывании одежды, мытье посуды, — так и о социальных, например о привычке здороваться и благодарить.

Когда речь идет о практических навыках, первым этапом становится физическая подсказка: родители буквально берут руки ребенка в свои и последовательно проводят его через все шаги — намочить тарелку, выдавить средство на губку, протереть, ополоснуть, вытереть насухо. Затем они демонстрируют процесс на собственном примере, а ребенок наблюдает. После этого ребенок пробует выполнить задание самостоятельно, а родитель при необходимости дает ему только вербальные подсказки.

Если речь идет о социальных навыках, первым этапом выступает моделирование ситуаций — родители объясняют ребенку, какие слова лучше всего подходят в той или иной ситуации. Затем, в реальных обстоятельствах, они могут напоминать ему о важности благодарности, подсказывать нужные слова или поддерживать его с помощью невербальных сигналов, например выражением лица.

Интересное по теме

Почему я отказываюсь быть «бежевой мамой» и хочу просто жить и воспитывать своего ребенка

Система вознаграждений

Кара Гудвин также называет этот метод «экономикой жетонов». Он заключается в том, что ребенок зарабатывает за свое поведение очки, баллы или жетоны, которые затем можно обменять на вознаграждение. Это могут быть наклейки, жетоны или просто записи в специальной таблице. Набрав определенное количество баллов, ребенок получает игрушку, лакомство или другой приятный бонус.

Исследования показывают, что такая система не только улучшает поведение ребенка, но и не снижает его внутреннюю мотивацию. Кроме того, она помогает подготовить ребенка к взрослой жизни, в которой вознаграждение часто является результатом определенных действий.

Совместное решение проблем

Эта система предполагает, что вы ищете решение проблемы вместе с ребенком. Исследования говорят о том, что этот метод не только улучшает поведение детей, но также снижает уровень стресса и улучшает отношения между родителями и детьми.

Этот метод не получится использовать «на ходу». Вам в буквальном смысле придется сесть за стол переговоров, взять бумагу и ручку или карандаш и записать (зарисовать) весь разговор. Сначала необходимо определить проблему, например: «Слишком долго укладываемся спать». Затем объяснить ребенку, в чем именно заключается проблема и почему вас беспокоит эта ситуация, а он в ответ поделится с вами своими переживаниями. После чего вы обсуждаете возможные варианты решения проблемы и записываете все предложения, даже самые странные, обговариваете их плюсы и минусы и выбираете то, которое оба считаете рабочим. И в конечном итоге пытаетесь его воплотить.

Очень важным моментом для ребенка будет то, что вы к нему прислушиваетесь, что даете ему право голоса. А затем на собственном опыте он может почувствовать, работает ли выбранный вариант.


Важно понимать, что приведенные стратегии — лишь идеи, которые можно использовать и адаптировать под себя. Они подкреплены исследованиями, которые продемонстрировали определенную степень их эффективности.

Однако это вовсе не значит, что все эти методы обязательно подойдут именно вашей семье. Ведь то, что сработает в случае одного ребенка, может оказаться совсем не подходящим для другого. Это зависит от характера, темперамента, условий жизни, здоровья, культуры, окружения и многих других факторов.