Моя дочь ходит в государственный сад — и мне за это не стыдно. Монолог мамы, которая не считает систему злом

Иллюстрация Лизы Стрельцовой

Скажи мне еще лет десять назад об альтернативном образовании, я тут же бы представила закрытую частную школу с золотыми воротами, которым позавидовал бы сам апостол Петр, или грустного ребенка, обучающегося дома. Этот ребенок хотел бы ходить в НОРМАЛЬНУЮ школу, но по разным причинам не мог. Так я думала лет десять назад.

Но теперь об альтернативном образовании стали говорить все чаще, а о классической школе все негативнее. Многие из нашего поколения прошли семь кругов общеобразовательного ада с травлей, обесцениванием и туалетами, которые хочется выбросить из своей памяти.

Мы стали рефлексировать и неожиданно поняли, что та школа не всегда сеет разумное и доброе, что усидеть 45 минут за партой не каждому семилетнему человеку по плечу, что есть и другие пути получения знаний. И это круто.

Интересное по теме

«Попытка подменить реальные цели дошкольного воспитания подготовкой к будущей жизни — обман»: что не так с нашими детскими садами

У нас и у наших детей появился выбор.

Правда, выбор этот не всегда радостный. Потому что те, кто выбрал альтернативный путь образования для своих детей, с пеной у рта доказывают, как же это правильно. Нет, даже не так. С пеной у рта доказывают, какой неправильный выбор вести ребенка в обычную школу.

Мир как будто поделился на осознанных и хороших родителей, которые дают ребенку лучшее, и тех остальных, кому настолько пофиг, что они отдают дитя на растерзание системе. И вот тут я уже не согласна.

Так случилось, что в моем окружении много родителей, которые выбрали семейное образование и тех, кто устроил детей в частные сады и школы. Это прекрасные родители и замечательные друзья. Но часто как бы между делом они с презрением и осуждением отзываются о государственных школах и садах: «Как можно ТУДА отдать своего ребенка? Там же ужасно!»

И знаете что? А вот мне не было ужасно в школе. Вот прямо ни капельки. Я не получила там каких-то невероятных знаний и до сих пор путаю, как оформляется прямая речь, но мне там было хорошо. У меня были друзья, у меня была возможность проявить себя и никто не смог погасить мою индивидуальность. Конечно, случались, какие-то конфликты, неприятные ситуации, но все решалось или мной, или с помощью родителей.

Это не значит, что моей дочери или другим детям там так же понравится, но и делать из обычной общеобразовательной школы чистое зло тоже не стоит.

Послушайте, есть много обычных школ, где нашим детям будет хорошо. Ну серьезно, давайте перестанем демонизировать госшколу.


Озвучивать проблемы — да, искать решения — да, учитывать потребности собственного ребенка — да, но не переносить свой негативный опыт на других.


Моя дочь ходит в государственный сад, и мне за это не стыдно. Вначале я думала о частном саде, ведь все мои знакомые водят только в частные. Индивидуальный подход, небольшие группы, английский с трех лет и все такое.

Я чувствовала вину за мысли о том, что могу сэкономить ежемесячно 35–40 тысяч рублей, если мой ребенок будет ходить в государственный сад. Но потом я посмотрела на свою дочь. Она общительная, открытая, деятельная, легко адаптирующаяся к разным ситуациям. И я решила попробовать. В конце концов, если что-то пойдет не так, двери в частных садах всегда открыты.

И что из этого вышло? Дочь заходит в группу с улыбкой и возвращается домой с улыбкой (и горой странных поделок). Я общаюсь с воспитательницами и директрисой, с родителями других детей, мы решаем какие-то мелкие проблемки, и я вижу, что вокруг моего ребенка нормальная, адекватная среда. Не ад, не ужас и не пытки. Дочери там хорошо.

Я поняла, что система не так уж и страшна, если моему ребенку в ней комфортно. А 35–40 тысяч рублей для нашей семьи лишними не бывают, и мы можем сохранять и улучшать качество своей жизни.


То же самое мы планируем сделать и со школой: будем отталкиваться от потребностей и возможностей, будем разговаривать с ребенком, следить за его реакциями.


Вполне может быть, что самая обычная школа в пяти минутах от дома окажется местом, которое она будет вспоминать с улыбкой. Считаю, что для гармонично развивающейся личности этого вполне достаточно.

А как же знания? — спросите вы. Они относительны. Мы живем в мире, где знания можно получить в любом виде и в любом возрасте. Если ребенок чего-то недополучил в школе, став взрослым, он вполне может это наверстать, углубиться и даже стать в этой сфере профессионалом. Это совершенно нормально, мы учимся не 11 лет, а всю жизнь.

Главное, чтобы интерес к получению знаний не был заглушен безжалостным «надо». И вот тут уже каждый родитель решает, как этого избежать: организовать семейное образование, отдать в частную школу с бережным подходом или прийти в обычную, общеобразовательную школу.


Любой путь имеет право на существование, но давайте перестанем считать, что только выбранный вами путь идеален.


Я знаю, что таких родителей, как я, много. Вы тоже изучаете разные подходы к образованию, знаете плюсы и минусы, оцениваете свои возможности, характер и нужды ребенка и осознанно выбираете государственные школы и сады.

Это не делает нас плохими родителями, это не говорит о том, что мы не даем ребенку все возможное, это никак не означает, что наши дети будут обязательно травмированы и ничего в жизни не добьются. Нет. Просто для наших детей и наших семей этот путь приемлем, вот и все. Для других детей и других семей может быть по-другому, и это тоже хорошо. У нас всех появился выбор и давайте его уважать.

Это само по себе уже неплохой урок для наших детей.