Редакция
27 September 2020

«Не считайте нас своими заклятыми врагами»: воспитатели рассказали о проблемах в общении с родителями

27 сентября в нашей стране традиционно отмечается день воспитателя. Специально к этому празднику мы решили поговорить с воспитателями из разных городов России и узнать у них о том, с какими сложностями они чаще всего сталкиваются, общаясь с родителями подопечных детей. Постоянные жалобы, глобальное недоверие, фиксация на чистой одежде и неуверенность в правильном выборе сада — кажется, многие из нас хотя бы частично узнают себя в этом зеркальце.

Ира (my own miracle), Москва

Самое сложное в работе воспитателя — когда тебя, педагога, не слышат. И на работе, и в блоге, я повторяю одно: родители и воспитатели должны быть командой. Той самой командой, которая воспитывает личность.

Педагог всегда старается сделать максимум для блага детей и родителей. Мы придумываем столько занятий, игр для развития самостоятельности, творческих способностей. И дети — например, когда рисуют красками, проявляют себя, могут испачкаться. Не всегда родители понимают, что пятна-то отстирываются, а вот если ребёнка на творческом пути одернуть — он уже не забудет. И в следующий раз не потянется, раз не дают себя проявить.

А ведь хочется, чтобы потянулся? Чтобы вырос такой человек, который не боится действовать, не боится пробовать, он же знает, что поддержат, подскажут, помогут. Так личность и развивается.

Давайте слышать друг друга. Представляете, как будет здорово? Дети будут бежать в детский сад с горящими глазами, а вы, родители, будете спокойно ребенка оставлять, ни о чем не волнуясь.⠀

И пусть потом футболку придется постирать. Оно же того стоит, а?

Юлия (vospitatel_detsada), ХМАО-Югра

Взаимоотношения между воспитателем и родителями не всегда складываются идеально. Конфликты чаще всего возникают не из-за некомпетентности воспитателей, а потому что родители ищут любой повод для жалоб. В последние годы это стало «фишкой» некоторых родителей. Они готовы писать жалобы на все: на пятно на футболке, мокрый носок и даже на то, что воспитатель не улыбался во все 32 во время приема ребенка! ⠀

Все жалобы родителей фиксируются письменно. И если через два часа или наутро вы передумали, то возврата назад уже нет. А воспитателя потом лишают премии.⠀

При этом бывают такие случаи:

— Ребенок может ходить неделю в одних и тех же трусах, но если родители увидят пятно от супа на футболке — жалоба!

— Родители любят подслушивать в коридорах. «Воспитатель орет на детей». И никому не интересно, что воспитатель пытается перекричать 25 детей, потому что нужно садиться за стол. Снова жалоба! ⠀

— Дети, приходящие в 3-5 лет с бутылочкой и в памперсе. Дети, не умеющие в 5-7 лет соблюдать правила и нормы поведения. И нет, это не коррекционный детский сад. Нет никакой возможности воздействия на родителей. Беседы с родителями о поведении ребенка могут обернуться против воспитателя. Ведь опять — жалоба! ⠀

Я утрирую?! Нет, разумеется, есть и замечательные родители в группе, и таких большая часть. Они адекватно реагируют на пятна на одежде, на мелкие синяки и ушибы, полученные во время игр. Они сами воспитаны и не перекладывают ответственность за своего ребенка на чужие плечи. Их дети вежливы и опрятны. Именно ради таких родителей и хочется ходить на работу.⠀

Но в каждой группе найдется 1-2 (хуже, когда больше) родителей, которые будут писать жалобы регулярно. Таким родителям хочется посоветовать — разговаривайте с воспитателем. Все можно решить адекватным и своевременным диалогом!

Алина (alinaschvili), Санкт-Петербург

Самое важное, что должно присутствовать во взаимоотношениях «родитель — воспитатель» — это ДОВЕРИЕ. Без него, к сожалению, прогресса в нашей работе не будет.

Важно понимать, что «ребенок дома» и «ребенок в саду» — это два разных ребёнка. Социальный институт, где много ровесников, предполагает, что ребёнок будет себя «ставить» в коллективе, здесь дети больше раскрываются как личности. И при возникновении определенных ситуаций, где ребенок ведет себя несвойственно для его домашнего поведения, и мы сообщаем об этом родителям, бывает, что сталкиваемся со стеной недоверия: «Это на него не похоже».

Дорогие родители, знайте, мы ничего не придумываем! Наша миссия — сделать все, чтобы ребенок был готов к школе и жизни, заложить в него правила и нормы поведения в обществе, объяснить ему фундаментально важные вещи. В любом случае работа над этим должна быть КОЛЛЕКТИВНОЙ. Давайте мы будем выполнять нашу работу, а Вы — прислушиваться и помогать. Цель у нас одна — лучшее будущее для наших детей!

Евгения, Саратов

В идеале между родителем, ребенком и воспитателем должна возникнуть тройственная связь, что-то типа любовного треугольника, только в хорошем смысле. Но на деле такая связь получается не всегда. Наверное, иногда в этом может быть и вина воспитателя, но раз мы сейчас говорим именно о нашей перспективе, то мне бы хотелось сказать вот что: такой коннект в принципе почти невозможен, если мама или папа привели ребенка в сад, но сами еще не сильно уверены, хорошее ли это для них решение. Дети очень чуткие и эти сомнения всегда чувствуют.

Я понимаю, что поступление в сад — это большой этап в жизни каждой семьи. Но родители ведь на самом деле очень много уже всего за ребенка решили — в каком населенном пункте он родится, какой у него будет круг близких взрослых, и все эти факторы окажут огромное воздействие на развитие ребенка. Сад — это одно из таких больших родительских решений, и вы должны быть в нем уверены: что эта та структура, которая нужна вашему ребенку (а не только вам, чтобы иметь возможность работать или хотя бы пару часов в день спокойно побыть дома).

Да, адаптация — это непростой период (прим. ред.: рассказывали о ней подробнее здесь), мы знаем, что это эмоционально очень сложно для родителей, но если у вас действительно крупные сомнения по поводу сада в принципе, они будет транслироваться ребенку и адаптация может растянуться на месяцы. Все-таки в нашей стране есть какие-то другие опции для дошкольников. У кого-то это бабушка, у кого-то — няня, кто-то, может быть, сам готов поменять работу, чтобы график позволял быть дома с ребенком. Если вы приводите малыша в сад с содроганием и мыслями «бедненький мой, сейчас ему тут, как в армии, придется со всеми есть и ходить строем», то вы нашу работу сильно усложняете. Сады изменились, это уже давно не военная зона.

А еще — не думайте о нас свысока, не считайте нас своими заклятыми врагами, мы очень любим ваших детей и очень по ним скучаем.

Ещё почитать по теме

Матери столкнулись с осуждением (никогда такого не было и вот опять!) за то, что они водят детей в сад во время пандемии


Письмо родителям, которые впервые отправляют своих малышей в детский сад


Великая и ужасная адаптация к детскому саду: как проходит, сколько длится, чем помочь? Отвечают психологи

Читайте также
Не пропустите самое интересное
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать наши новости
Спасибо, мы будем держать вас в курсе