Мы часто пишем о том, как говорить с детьми на сложные темы: о насилии, о тревожных новостях и смерти, об инклюзии.
В этой колонке Ира Зезюлина рассказывает, когда и как обсуждать с ребенком расовые и национальные вопросы.
Дочь пришла из сада и таинственным голосом спросила: «Мама, а что такое „чеченка“»?
Я, конечно, привыкла к неожиданным вопросам от четырехлетки, но тут поперхнулась конфетой, которую прятала от дочери (во рту, естественно).
На вопрос я ответила и решила, что вот он — повод начать говорить о равенстве людей, независимо от их цвета кожи и разреза глаз. Я рассказала о том, как много в мире и нашей стране национальностей, как по-разному их представители могут выглядеть, и о том, что это никак не влияет на то, хорошие они люди или плохие.
Понятно, что расизм, шовинизм, антисемитизм — понятия сложные для дошкольника, но дело было в другом. Дочь ходит в сад вместе с Саидом из Таджикистана, Манэ из Армении, дружит с белокурым мальчиком с финской фамилией Пукки, а сама она белоруска с татарским именем и польско-украинскими корнями. Но это знаем мы, взрослые, а дети просто не видят этих различий, пока на них не укажешь.
Помню, как в детстве я услышала во взрослом разговоре, что от евреев неприятно пахнет. Я не понимала, кто такие евреи, но на всякий случай ко всем принюхивалась. А вдруг еврей? И это в толерантной Беларуси, где вроде как никого не притесняют. И ведь действительно не притесняют в том смысле, который вкладывается в слово «притеснение». Просто на людей разных этнических групп навешиваются какие-то оскорбительные ярлыки, вроде как в шутку, а вроде как и взаправду. Я думаю, вы понимаете, о чем я.
«Ведь мы все и похожи не похожи одновременно», — сказала моя мудрая четырехлетка. И я порадовалась, что мы переехали в большой мультикультурный город, где в детском саду разные дети играют вместе и не принюхиваются к друг другу, и не видят между собой никаких различий. Точнее, видят, но не воспринимают это как что-то невероятное.
Но даже в таких обстоятельствах говорить о расизме с детьми нужно, и желательно разговор начинать как можно раньше. Малыши начинают понимать физические различия с шести месяцев, а к трем-пяти годам могут относиться предвзято к людям другой расы или национальности.
Понимаю, многие считают, что такие серьезные вещи, как расизм и дискриминация — не те темы, которые нужно взваливать на детские плечи. Но мне кажется, что с детьми можно говорить обо всем, просто на понятном для их возраста языке. Зачем? Потому что игнорирование и замалчивание проблемы только ее усугубляет.
В общем, если вы готовы обсуждать это с детьми, но не понимаете, как говорить о дискриминации и расизме, ловите пару советов, которые я подглядела на американских сайтах для родителей, где этой теме уделяется больше внимания, чем в нашей стране. В России даже взрослые не всегда знают, как себя экологично вести рядом человеком отличной от их расы, а еще у нас в стране больше распространен этнический расизм — нетерпимость к таким же гражданам страны, но другой этнической группы.
Лучше не делать вид, что отличий не существует. Многие взрослые предпочитают делать вид, что не замечают различий между разными расами. Да, все люди не одинаковые. Ведь дело не в людях, а в предрассудках, связанных с их расой (национальностью). Обсуждая, чем мы отличаемся и чем похожи, ребенок узнает больше о проблеме и сможет спокойнее о ней говорить.
Например, если взять знаменитое движение Black Lives Matter, станет понятно, почему различия и связанные с ними факты дискриминации нельзя упускать из виду: иначе вы просто не поймете контекста и не сможете донести его до ребенка.
Если ваш ребенок обзывает кого-то, выделяя его расовые или этнические особенности, не нужно сразу ругать и без всяких объяснений таращить на него глаза в попытке невербально запретить такие высказывания. Лучше спросить, почему он так сказал, чтобы понять корень такого поведения и его скорректировать.
Дети часто повторяют то, что слышат от взрослых, к несчастью, и такие вещи тоже. Но наша задача не просто запретить, но поговорить, проговорить и выяснить источник появления в вокабуляре ребенка таких терминов.
Будьте открыты. Дети часто показывают пальцем на необычные для них вещи, людей, и тут главное — не стыдить их за это, а использовать это как повод для диалога. Спросите, какие отличия видит ребенок между собой и другим человеком, а еще расскажите, что у вас общего. Можете приложить ваши руки друг к другу и посмотреть, насколько они отличаются по цвету.
Замалчивание, уход от ответов приведет к тому, что ребенок решит, что эта та тема, на которую с родителями лучше не обсуждать.
Говорите о справедливости. К пяти годам дети отлично понимают принципы справедливости. Если другу дали конфету, а тебе не дали, то это несправедливо — с этого можно начать разговор о дискриминации.
Ну и, конечно, нужно в первую очередь следить за собой и своими словами. Та история из моего детства и еще куча подобных, ужасны сами по себе, а то, что их услышал и по-своему интерпретировал ребенок — вдвойне плохо. Кажется, что дети не понимают взрослые разговоры или не слушают их, на самом деле, вскользь сказанная расистская шуточка может серьезно отразиться на понимании мира ребенком. Страшно подумать, сколько людей я могла травмировать, просто из-за того, что приняла глупый, отвратительный стереотип за чистую монету.
Российский расизм отличается от общемирового тем, что большинство населения искренне считает, что у нас вообще нет никакой дискриминации. Будто эти все проблемы только где-то за рубежом, а у нас все равны. Но это далеко не так. На иностранных студентов все еще нападают за то, что те «выглядят подозрительно», квартиры сдают «только славянам», а некоторые родители выбирают сады, где «поменьше приезжих».
Если вы, как и я считаете, что оценивать людей надо как угодно, но только не по цвету кожи и месту рождения, то начинать это менять надо с себя и своих детей. Не завтра, не когда придет время, а именно сейчас.
/
/